10. 3 О космосах и измерениях
Из книги П.Д. Успенского «В поисках чудесного» (мнение П.Д. Успенского):
(стр.261) «Всё сказанное вами (Гурджиевым гл. 10.2) несомненно, относится к проблемам измерений. … Прежде всего, мы должны рассмотреть, что означает отношение нуля к безконечности. Если мы поймём это, мы поймём и отношение одного космоса к другому. В мире доступном нашему изучению, мы имеем совершенно ясный пример отношения нуля к безконечности. В геометрии – это отношение единицы некоторого числа измерений к единице большего числа измерений. Таково отношение точки к линии, линии – к плоскости, плоскости – к объёму, трёхмерного тела – к четырёхмерному и так далее».
Точка – ноль, линия безконечное число точек и так далее?
«Если мы примем эту точку зрения, мы должны будем допустить, что отношение одного космоса к другому – это отношение двух тел разных измерений. Если один космос является трёхмерным, тогда следующий космос, то есть космос более высокого порядка, должен быть четырёхмерным, следующий за ним – пятимерный и так далее. Если мы примем «атом» или как вы говорите, «микроб», за точку, тогда по отношению к этой точке человек будет линией, или фигурой одного измерения. Следующий космос, земля, по отношению к человеку будет плоскость, то есть будет иметь два измерения, как оно и есть на самом деле в случае прямого восприятия. Солнце, Солнечная система, будет для Земли трёхмерным миром; мир звёзд будет для Солнца четырёхмерным. «Все миры» пятимерны; а Абсолютное, или протокосмос, шестимерно.
Что более всего интересует меня в этой системе космосов, так это то, что я (Успенский) вижу в них полный «цикл измерений» моей «Новой модели вселенной». Это не просто совпадение деталей, а абсолютное сходство.
«Цикл измерений» включает в себя семь измерений: нулевое, первое, второе, третье и так далее – до шестого. Нулевое измерение, или точка, представляет собой предел. Это значит, что мы видим нечто как точку, но не знаем, что скрыто за этой точкой. Это может быть на деле и просто точка, то есть тело, не имеющее измерений; но это может быть и целый мир, однако мир, столь удалённый от нас или столь малый, что он кажется нам точкой. Точно так же сама точка воспримет пространство, по которому она движется как линию. Движение линии в направлении, перпендикулярном ей самой, будет плоскостью; и сама линия воспримет пространство, по которому она движется, как плоскость.
До сих пор я рассматривал линию с точки зрения точки и плоскость с точки зрения линии; но точку, линию и плоскость можно рассматривать также с точки зрения трёхмерного тела. В этом случае плоскость будет разрезом тела, или его стороной; линия – границей, пределом ограничивающим плоскость, или её разрезом. Точка – границей, или разрезом линии».
Точка может быть ещё пересечением линий. Линия – пересечением плоскостей.
«Трёхмерное тело отличается от точки, линии и плоскости тем, что оно имеет для нашего восприятия реальное физическое существование».
То есть оно воспринимаемо нашими ощущениями. Мы видим мир трёхмерным (голографическим), а не плоским, потому что так устроено наше зрение.
«Плоскость – это фактически проекция тела; линия – проекция плоскости, а точка – проекция линии.
«Тело» имеет независимое физическое существование, то есть обладает множеством разнообразных физических свойств».
Возможно, «тела» наделены такими свойствами, чтобы мы могли их воспринимать.
«Но когда мы говорим, что какая-то вещь «существует» мы подразумеваем под этим существование во времени. Однако в трёхмерном пространстве времени нет. Время выходит за пределы трёхмерного пространства. Время, как мы его чувствуем, есть четвёртое измерение. Существование для нас является существованием во времени. Существование во времени представляет собой движение или протяжённость в чётвёртом измерении.
Если мы примем существование за протяжённость в четвёртом измерении, если подумаем о жизни как о четырёхмерном теле, тогда трёхмерное тело будет его разрезом, проекцией или пределом.
Однако существование во времени не охватывает все аспекты существования. Кроме существования во времени, всё существующее существует также в вечности. «Вечность» - это безконечное существование каждого момента времени. Если мы мыслим время как линию, тогда эта линия будет в каждой точке пересекаться линией вечности».
Имеем две линии, которые могут пересекаться только в одной точке. Может плоскостью?
«Каждая точка линии времени будет линией вечности. Линия времени будет в вечности плоскостью. Вечность имеет на одно измерение больше, чем время. Поэтому, если время представляет собой четвёртое измерение, вечность есть пятое измерение. Пространство времени четырёхмерно, а пространство вечности пятимерно.
Далее, чтобы понять идею пятого и шестого измерений, нужно установить некоторый взгляд на время.
Любой момент времени содержит определённое количество возможностей; в некоторых моментах это количество незначительно, в других – велико; однако оно никогда не бывает безконечным. Необходимо понять, что, подобно тому как существуют возможности, существуют и невозможные случаи. Я могу взять со стола бумагу и бросить её на пол, могу бросить карандаш или пепельницу; но взять со стола и бросить на пол апельсин, которого там нет, я не могу. Это с ясностью определяет различия между возможным и невозможным. Существует несколько сочетаний возможностей по отношению к вещам, которые можно бросить на пол со стола: я могу бросить карандаш, или лист бумаги, или пепельницу, или бумагу с пепельницей, или все три вещи вместе или не бросать ничего. Существуют только эти возможности. Если мы возьмём как момент времени то мгновение, когда существуют эти возможности, тогда следующий момент будет моментом осуществления одной из возможностей. Карандаш брошен на пол – это осуществление одной возможности. Затем наступает новый момент. Этот момент также имеет в некотором смысле определённое число возможностей. И следующий за ним момент опять будет моментом осуществления одной из возможностей. Последовательность моментов осуществления одной возможности составляет линию времени. Но каждый момент времени имеет безконечное существование в вечности. Возможности, которые были осуществлены, продолжают безконечно осуществляться в вечности, тогда как неосуществлённые возможности продолжают оставаться неосуществлёнными и неосуществимыми.
Но все возможности, которые были созданы в мире или возникли в нём, должны быть осуществимы. Осуществление всех возможностей, созданных или возникших, составляет бытие мира. В то же время для осуществления этих возможностей в границах вечности нет места. В вечности продолжает осуществляться то, что осуществилось, а всё неосуществлённое продолжает оставаться неосуществлённым».
Вероятность того, что апельсин может лежать на столе, всё-таки есть. Это тоже надо учитывать. Где находится неосуществлённое?
«Однако вечность – это всего лишь плоскость, пересечённая линией времени. В каждой точке этой линии остаётся некоторое число неосуществлённых возможностей. Если мы вообразим линии их осуществления, они будут двигаться по радиусам, исходящим из одной точки под разными углами к линии времени и линии вечности».
То есть они расходятся во все стороны.
«Эти линии будут идти за пределами как пятимерного пространства, в «высшей вечности», или в шестимерном пространстве, в шестом измерении.
А как же цикличность времени? Большинство событий в физическом мире построено на цикличности. А известно, что как вверху, так и внизу.
«Шестое измерение – это линия осуществления всех возможностей.
Пятое измерение – линия вечного возвращения, или повторения осуществлённых возможностей.
Четвёртое измерение – последовательность осуществления одной возможности.
Семь измерений – от нулевого до шестого – составляют полный цикл измерений. За этим циклом или ничего нет, или может быть, повторяется тот же цикл, но в ином масштабе.
Как я (Успенский) уже сказал в системе космосов … меня более всего поразило то, что она полностью соответствует «циклу измерений», который лёг в основание моей «Новой модели вселенной»; только эта система космосов идёт дальше и объясняет многое, что не было ясно в моей «модели вселенной».
Так, если мы рассмотрим микрокосмос, то есть «атом» или «микроб», по определению г-на Гурджиева, тогда тритокосмос (человек) будет для него четырёхмерным пространством, мезокосмос (все планеты)– пятимерным, а дейтерокомос (это Солнце)– шестимерным.
Это значит, что все возможности «атома» или «микроба» реализуются в пределах нашей Солнечной системы.
Если мы рассмотрим человека как тритокосмос, тогда для него мезокосмос (все планеты) окажется четырехмерным пространством, дейтерокосмос (это Солнце) – пятимерным, а макрокосмос (наш звёздный мир или Млечный путь) – шестимерным; это значит, что все возможности тритокосма (человека) реализуются в макрокосме (Млечный путь).
Сходным образом все возможности мезокосмоса (все планеты) реализуется в айокосмосе (все миры), а все возможности дейтерокосмоса, или Солнца – в протокосмосе, или Абсолютном.
Поскольку каждый космос имеет реальное физическое существование, постольку каждый для себя или в себе является трёхмерным. По отношению к низшему космосу он четырёхмерен, а по отношению к высшему является точкой. Иначе говоря, сам он трёхмерен; а четвёртое измерение пребывает для него как в высшем космосе, так и в низшем. Последний пункт, возможно, покажется парадоксальным, но, тем не менее, дело обстоит именно так. Для трёхмерного тела, каким является космос, четвёртое измерение лежит как в области очень больших величин, так и в области очень малых величин, как в области фактической безконечности, так и в области того, что фактически представляет собой нуль.
Далее, мы должны понять, что трёхмерность даже одного и того же тела может быть различной. Только шестимерное тело вполне реально. Пятимерное тело – лишь неполный вид шестимерного. Четырёхмерное – неполный вид пятимерного, трехмерное – неполный вид четырехмерного тела. И конечно плоскость представляет собой неполный вид трёхмерного тела, то есть одной из его сторон. Точно так же линия есть неполный вид плоскости, а точка – неполный вид линии».
Получается, что мы видим не всё тело, а его часть (или сторону). Каким образом так происходит? Является ли в этом главная роль нашего сознания или это создаётся нашими внешними органами чувств через ощущения? Нет разделения на субъективное и объективное.
«Кроме того, хотя мы и не знаем, как это происходит, шестимерное тело может видеть себя трёхмерным. Кто-то, глядя на него со стороны, тоже может увидеть его трёхмерным, но трёхмерным в совершенно ином виде».
Здесь, мне видится, необходимо связать всё изложенное с телами самого человека, как видимого, так и невидимыми. Так как человек в каждом из комосов имеет (или должен иметь) тело из материи того уровня материальности, в котором оно находится. Перейдя своим сознанием в другое своё тело можно попасть в другие космосы. Это произойдёт гораздо быстрее, чем попытки достигнуть их в физическом теле. Правила майи (иллюзии)?
«Например, мы представляем себе Землю трёхмерной; но эта трёхмерность воображаемая. Как трёхмерное тело, Земля для самой себя является совсем иной, нежели то, чем она является для нас. Наше зрительное представление о ней неполно: мы видим её как разрез разреза разреза её полного бытия. «Земной шар» - это воображаемое тело, разрез разреза разреза шестимерной Земли. Но эта шестимерная Земля может быть для себя трёхмерной; только мы не знаем формы, в которой Земля видит себя, и не можем иметь о ней понятия».
Так человек осознаёт своё физическое тело, как гуманоидную форму. Земля же, как сущность, может осознавать себя в форме сферы.
«Возможности Земли осуществляются в айокосмосе (все миры), и это значит, что в аойкосмосе Земля представляет собой шестимерное тело. И мы в действительности можем видеть, каким образом должна измениться форма Земли. В дейтерокосмосе (Солнечная система), то есть по отношению к Солнцу, Земля является уже не точкой (принимая точку за масштабное сокращение трёхмерного тела), а линией, проводя которую мы обозначаем путь Земли вокруг Солнца. Если мы возьмём Солнце в макрокосмосе (Млечный Путь), то есть зрительный образ линии, по которому движется Солнце, тогда линия движения Земли станет спиралью, огибающей линию движения Солнца. Если мы вообразим боковое движение спирали, тогда это движение построит фигуру, которую мы не в состоянии представить, так как не знаем природы её движения».
Может быть тор и тор в торе?
«Тем не менее это и будет шестимерная фигура Земли, которую сама Земля может видеть как трёхмерную фигуру. Необходимо установить это и понять, потому что иначе идея трёхмерности космосов станет связанной с нашей идеей трёхмерных тел. Трёхмерность даже одного и того же тела может быть различной.
И этот последний пункт, как мне кажется, связан с тем, что г-н Гурджиев называет «принципом относительности». Его принцип относительности не имеет ничего общего с принципом относительности в механнике или принципом относительности Эйнштейна. Это опять-таки тот же принцип, что и в «Новой модели вселенной» - принцип относительности существования».
Замечания Гурджиева:
«В том, что вы только что сказали, содержится большой материал. Но этот материал нуждается в разработке. Если вы сможете найти способ разработки этого материала, вы поймёте много такого, что до настоящего времени не приходило вам в голову. Например, обратите внимание на то, что время в разных космосах различно. И его можно точно вычислить, то есть установить, как время в одном космосе относится ко времени в другом космосе. К этому я добавлю ещё одну вещь: время – это дыхание; постарайтесь это понять».
Позже он добавил:
«… сон и бодрствование живых существ и растений, то есть двадцать четыре часа или день и ночь, составляют «дыхание органической жизни»»
Получается, что дыхание – это повторяемый цикл. Дыхание Земли – год. Дыхание Луны – месяц.
Свидетельство о публикации №220090100904