Мустакиллик независимость

Сегодня 29-я годовщина Независимости Узбекистана, всенародный праздник. Правда, в условиях пандемии короновируса в этом году, он отмечается всеми скромно в домашних условиях. Тем лучше, появилось больше времени для воспоминаний.

Переехал я в Узбекистан в первую годовщину мустакиллика из Таджикистана, откуда эвакуировал свою семью еще в мае 1991 года. И вот теперь мы воссоединились. У меня уже был опыт ощутить на себе независимость в других странах. С 1990 года массовые беспорядки в Душанбе, безобразные пляски глупых мальчишек на сброшенном памятнике, убийства, а потом и гражданская война на многие годы. В августе 1992 года в Абхазии, когда бесноватые молодые люди с красными повязками на руках выскочили из здания парламента и палили в воздух из автоматов за независимость. А через два дня в Сухум пришла война, и райский край на долгие годы пришел в запустение. На фоне этого опыта, события в Ташкенте мне показались очень мирными и демократичными. На годовщину я на спор умудрился пройти всю охрану без всякого разрешения, через три кордона и патрули, и постоять около президента страны на трибуне. Немыслимое дело ни в одной стране мира, церберы бы не подпустили. Были, конечно, и неприятности. Некие личности кричали в общественных местах русскоязычным гражданам: «Убирайся в свою Россию!», надеясь пересесть в кресла на их должности, или выкупить за бесценок их добротные квартиры. Но национализма, в прямом понимании, не было. Конечно же, всех волновал вопрос: что будет дальше.

В те дни я забрел к моему старинному другу, известному скульптору-монументалисту Сулейманову Рашиду. Мы долго говорили с ним на различные философские темы, и тут, на полке, я заметил небольшую терракотовую скульптурку старческой пары на четвереньках в обветшалой одежде с надеждой смотрящих вверх. Причем у мужика голая задница было проломлена. На мой удивленный вопрос:
-Что это?
Рашид рассеяно проводил мой взгляд и ответил:
-При обжиге в печи кусок шамота отвалился. Это эскиз и я его так оставил.
-Что же эта работа означает?- уточнил я.
-Печально, но я так вижу Мустакиллик. Конечно, со временем, мы восстанем из пепла как птица феникс. Когда я жил в Андижане, то очень много  работал, создал там 17 скульптур. С института я увлекался уроженцем тех мест Бобуром, основателем Империи Великих Моголов. Мне даже удалось ему создать монументальный памятник и отлить его в бронзе в Москве. К сожалению, партийные бонзы побоялись тогда возрождения самосознания узбеков и восхваления императоров в Узбекской ССР. Памятник не установили по распоряжению высокой партийной инстанции в Москве, которую возглавляла узбечка. Его закопали на складе, так как выбросить его не могли из-за высокой стоимости, да и с автором, со мною, не рассчитались. Увидишь, брат, этот эскиз нищих, символизирующий сегодняшний день, будет со смехом вспоминаться нами через десятки лет. Земля, родившая Бобура, будет процветать в веках.

Прошло несколько лет и страна стала потихоньку развиваться, хорошеть день ото дня. Появился первый в Центральной Азии автомобильный гигант УЗДЭУАВТО, что интересно, под Андижаном. Как-то на юбилей Бобура, его потомки, индийские миллионеры, решили почтить память предка на родине. Власти вдруг хватились, что память великого полководца не увековечена у нас ни одним памятником. Старый работник культуры вспомнил про заначку на складе. Срочно нашли в Ташкенте автора, то бишь Рашида, и попросили установить памятник, экстренно оплатили все расходы по монтажу. Все прошло замечательно, потомки остались довольны, очень хвалили скульптора. Но при этом, авторский гонорар ему никто не оплатил до сего дня. А памятник считается визитной карточкой Андижана! И хаким там не бедный, покупает роскошные джипы, делает сборщикам хлопка роскошные подарки: квартиры, автомобили. А за визитную карточку не рассчитался, пусть за потомков. В Азии так принято: долги родителей дллжны отдавать дети!
На днях слушал новости про ураган Лаура, где корреспондент напомнил и про ураган  Катрина. Много горя он принес людям, а художники очень тонкие люди. Тогда мой  друг, под впечатлением, создал уникальный памятник этой стихии, вылил модель в бронзе. Позже создал и рабочую модель планируемого рядом музея жертвам урагана. Как-то в мастерскую Рашида заехали послы нескольких государств, в рамках ознакомления с талантами из Узбекистана. Был среди них и американский, который был поражен увиденным. Сфотографировал, взял рабочий макет и уехал в США решать вопрос установки его в городе, на месте трагедии.  Потом вмешались политические игры, как и с памятником Бобуру, и «Катрина» с музеем до сих пор не созданы.

Несколько лет назад проводился международный конкурс скульпторов-монументалистов в Австрии, был приглашен и Сулейманов. Из 58 работ известнейших мастеров Европы, его работа «Сиртаки»  заняла второе место, причем немецкий скульптор, занявший первое место, заявил, что объективно первое место принадлежит скульптору из Узбекистана, и он преклоняется перед его талантом. Примечательно, что все посольства пришли на финал с подарками и поздравлениями для участников, в том числе Казахстана и других стран СНГ, кроме нашего, хотя они получили приглашение. Работа скульптора была закуплена музеем современного искусства в Вене и еще тремя коллекционерами. Это событие прошло незамеченным в культурной жизни Узбекистана.

 В прошлом году сотрудники мэрии Ташкента, случайно узнавшие про конкурс, заинтересовались композицией для установки около «Голубых куполов» для улучшения туристического имиджа, но дело опять встало неизвестно почему.  Композиция пяти пророков танцующих танец «Сиртаки» есть символ единства народов мира и наилучший туристический бренд для Ташкента, где так мало памятников. Мы много заботимся о благосостоянии, но пора подумать и о душе. Богатство ничто, если оно не наполнено духовно.

Вот на такие воспоминания меня натолкнула 29-я годовщина независимости Узбекистана. Мы стараемся идти вперед, а духовно остаемся на месте, потому, что не ценим наши таланты. Увы, это не ново, многие гении умерли в забвении и нищете. А мы так славимся в мире уважением к старикам и талантам!

1 сентября 2020 года.
Ташкент.


Рецензии