Тайна Тургенева

 Поколения советских школьников зубрили в школе тургеневское стихотворение в прозе. И я зубрил. И подобно всем зубрил то, что в приведенном ниже тексте вполе четных цифр. а то что после нечетных  следом за учительницей, пробегалось как бы между делом, не стоящее внимания.

 "1. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора 2. о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. 3. Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? 4.Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу".

 Сейчас удивляюсь, как же я так умудрился читать? Как читали мои одноклассники? А так нас учили. Учили видеть  не то, что написано, а то что нам разжевывалось и вкладывалось

   Давайте вернемся к тексту. Тургенев как мастер слова, человек, знающий несколько языков, занимавшийся и переводом,  чувствует язык как материал. Так чувствует дерево резчик по дереву, чувствует камень резчик по камню. Так чувствует ткань портной. Нет смысла оспаривать, что русский язык – один из великих языков. И если это еще потребует доказательств, то , что русская литература среди великих несомненно. Грандиозные  ее произведения тому свидетельство.  Но Тургенев жалуется, что только язык ему остался поддержкой  и опорой. Другой поддержки во дни тягостных раздумий о судьбах Родины он не находит.  Не на что опереться.  Это для умного и разносторонне образованного Тургенева? А думаю, он знал о чем писал.  Таким образом,  если уделять внимание не только тому, что послк четных цифр. Как нас учили в школе, а осмыслить все произведение, то оно зазвучит иначе.

 Думал, что времена СССР и России- родины слонов прошли. Что школьникам дают возможность обогатить свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» Открываю в интернете современные примеры  школьных сочинений. Анализ стихотворения Тургенева и читаю.

Вот выдержки из сочинений на эту тему

Тимур Мильцев:
« Он призывает современников и потомков беречь родной язык. Поскольку именно с его помощью в будущем возможно будет создавать новые великие произведения.

Читаю  стихотворение снова. Таких призывов в нем не могу обнаружить.
 
Артем Остапенко:

«В стихотворении Тургенева «Русский язык» говорится о всей силе русского языка, о том, что этот язык самый могучий и богатый. Когда я прочитал это стихотворение, мне захотелось тут же прочитать миллионы книг….. Автор написал это произведение, дабы мы – его читатели – ценили и уважали русский язык.

 Вот как! А я, несмышленый,  понял Тургенева несколько иначе. И  прочитав сочинения, приведенные в качестве  удачного примера, вижу, что ничего со времени моей юности  не изменилось. Школьников учат заполнять извилины  тем, что поставляют учебники, читать половину написанного, и в результате видеть так как укажут видеть. Думать, размышлять над текстом, анализировать – это ни к чему.

 Привет тебе,  великая российская школа, штампующая и зомбирующая. 


Рецензии
Так что же, всё-таки есть русский язык? Я и здесь не увидел ответа. Язык, родной язык, есть неразрывная связь поколений. Не только и не столько результат, плод их труда, сколько созидатель этих самых поколений. Поскольку он один содержит сам понятийный аппарат, которым человек мыслит. Соответственно, развиваются разные участки мозга! Более того, язык формирует внешние признаки той или иной нации, потому как для произнесения звуков речи, работают, порой, совершенно разные группы лицевых мышц. И за многие и многие поколения эти признаки закрепляются в ФИЗИЧЕСКОЙ и ментальной наследственности! Другими словами - русские люди потому и русские, потому что говорят на русском языке. Как-то так.
А вообще миниатюра правильная, и очень важная!
Творческих удач!
С ув.М.М.

Михаил Садыков   17.12.2020 12:46     Заявить о нарушении
не могу Вам не ответить по порядку, уважаемый Михаил. первое - когда я проверяю, кто какие мои вещи читает, удивляюсь, что эту читают чаще. хотя она - не художественное произведение. не рассказ. возможно, людей привлекает слово тайна. а к тому же в тайге Тургенева, они ждут прочитать о чем-то любовном или даже эротическом. Второе, я написал в этой вещице, что меня удивляет. даже поражает и огорчает. Поражает следующее. Тайну, нам в этих Тургеневских строках искусственно соорудили. Наговорили, что Тургенев хотел сказать о величии русского языка. перечитайте еще раз. шутка короткая. Тургенев не делал никаких тайн из того, что он тут писал. никакого эзопова языка. он писал, что только русский язык остается ему поддержкой и опорой при виде всего, что творится кругом. Прямо в лоб писал. ну да, я стар, принадлежу к тому поколению, которое упорно учили, что черное - это белое. но как видно гены передаются из поколения в поколение. и опять, прочитав эти строки Тургенева современные школьники рассуждают, что главной его задачей было сказать о величии русского языка и русского народа. как раз не так. в том, что язык велик, Тургенев как писатель, переводчик, знающий несколько европейских языков, в этом он не сомневался. да и я не сомневаюсь (на всякий случай) Перед Тургеневы стоял парадокс. великий язык и народ, который терпеливо сносит все, что происходит. Тургенев с надеждой пишет, что не может же такой великий свободный и могучий язык быть дан не великому народу.
То есть, по-моему, Тургенев не столько о языке а о стране, о мире,его окружающем. И писал в лоб. странно, что всегда все упоминание об этом произведении сводится к языку. и в очередной раз Вы пишете о сущности языка.
мне печально читать.
теперь о языке. о том, что вы писали насчет языка. о языке написано так много, что, боюсь, ничего нового в этой сфере я не открою. и такая переписка не вместит объема. и все же я бы начал с Умберто Эко. Или даже скорее с кошки. современные жители мегаполисов разучились следить за животными и понимать их язык. возможно, для дикарей джунглей, то что я сейчас скажу, даже не предмет обсуждения. посмотрите как кошка, например, учит котят. она их поправляет движениями, урчанием. но у нее нет языка. она не может сказать своему котенку, вот это плохо, а это хорошо. как это может человек, владеющий языком. в результате зверь, кошка в моем примере, может научить своего ребенка толкьо самым элементарным навыкам. она не может сказать: вот это твой папа, это твой дедушка, это город Москва и т.д. то есть человек посредством шести своих чувств ощущает пространство вокруг, но через язык понимает мир цивилизации. язык в этом случае вербальный аппарат.но если нужно перенести через столетия знания о том, что было прежде, много веков и тысячелетий до нас? чтобы понять, кто мы, что мы за народ. что делать на это был эпос. Гомера заучивали наизусть. сказки заучивали наизусть. былины заучивали наизусть. и счастье народов, где появилась письменность. с письменность вопросы самоопределения народа, его истории были решены. мы видим сейчас что развитие древнего народа во всех областях знаний совпадает с развитием письменности. появляется то, что мы называем литературой. и казалось бы все? нет. изобретение книгопечатания кардинально меняет мир. теперь любые указы и законы, что очень важно для страны и художественная литература становятся доступны всем. совершенно новый этап. и вот на наших глазах появляется новый этап когда печатные средства информации уступают электронным.
это о языке словесном. но есть еще масса и других языков, которые иногда не менее важны, чем словесный( буквенный) язык. они имеют другой характер. мы пользуемся языком математики, языком химических формул, языком фармацевтики, нотноной грамотой, языком танца, языком дорожных знаков. все это набор семантических знаков - языки. каждый из них имеет свой характер. Например выражение со смыслом "я тебя люблю" можно даже на русском написать с тысячью вариантов. а сколько еще языков в мире. и поэтам нужен перевод на чужой язык. но на языке математики вы про любовь не напишите.зато напишите уравнения и это будет без всяких вариаций. точно и в любом уголке земли поймут вас.то же ( с небольшими исключениями) касается языка музыки. и т. д.
это, я считаю, небольшое вступление к природе языка, о которой Вы заговорили. дальше продолжать можно бесконечно.Уже многие ученые филологи прекрасно и глубоко копнули.
теперь по одной вашей фразе, что русские потому и руссике что говорят на русском. сравните, сколько разных по ментальности, внешности цвету кожи людей говорят на английском. ладно англичане, австралийцы, американцы. но мальтийцы, индусы, в Африке? а на испанском? а на португальском? подумайте. верно ли ваше утверждение. конечно хотелось бы, гордость великоросса подталкивает к такому утверждению. но он спорно.
Как-то так по языку.
но опять же, повторюсь в Тайне Тургенева я писал совсем не о языке. и печально, что меня не поняли. И Тургенева не поняли? то, что я возможно не доходчиво написал, допускаю. Но Тургенев писал так, что не понять его мысль, мне кажется, невозможно.
и вам творческих удач.


Леонид Колос   17.12.2020 17:42   Заявить о нарушении
Прекрасное замечание! Развернутое и подробное! Кстати, самый скверный английский - это английский в произношении индуса!
Я начинаю понимать Ваш исходный посыл. Что-де И.С. Тургенев печалился от того, что язык-то великий, а народ-то нет. Печаль-беда. Что вполне себе возможно. Жил и творил Иван Сергеевич как раз в пору становления наций и т.н. становления национального самосознания. Подобно тому, что сейчас испытывают Великие Укры и Великие Казахи.

Михаил Садыков   21.12.2020 08:49   Заявить о нарушении
не таков мой, и думаю, Тургенева посыл. Тургенев так в своих романах описал русский народ, что нет никакого сомнения, он этот народ любил, он различал мелкие нюансы в его жизни. конечно, в основном он описывал жизнь состоятельных классов. но это не имеет значения. скорее, я конечно влезть в его голову не могу, - он сокрушался тем, что простой народ, представляющий тогда огромное большинство населения, чрезвычайно терпелив к тем условиям, в которых его заставляют жить. Ведь много времени он прожил во Франции и видел разницу. Там была республика. а та империя( Наполеон 2 и Наполеон 3) не являлась феодальной. многие его знакомые французы, писатели поэты, художники, добившиеся успеха и признания, были либо выходцами из средних, а то и самых простых, классов, либо свое происхождение не ставили во главу угла. в театр, а он был завсегдатаем театра, шли не только дворяне. Достаточно почитать его письма и дневники. И Тургенев все это видел. и понимал, что сословные привилегии тормозят Россию.это первое.
Второе - Тургенев был современником споров славянофилов и западников. вы знаете, наверное еще из школьной программы. но славянофилы не только говорили о том, что у России свой отдельный путь, а то, что этот путь лучше, чем путь Запада. что мы духовнее и потому выше.а иначе и невозможно. кто же будет говорить, мы не такие и хуже. всегда будут утверждать: мы не такие, потому что лучше остальных ( вспомните речи Путина) и Тургенев эту полемику знал. В это время и появляется тезис о величии народа. Что такое великий народ? благодаря чему он великий? благодаря завоеваниям? благодаря древней истории? благодаря прогрессу? благодаря культуре? благодаря завоеванной им свободе?
это было время империй. имперские нации претендовали на величие. но уже просветители обратили внимание, что французский народ - это сместь наций, как и английский, и немецкий и итальянский. Русский народ не избежал такого же смешения. так что говорить сейчас можно о руссом народе в понимании российский. ( это касается и языка) а разговор о величии народа - очень сложная и тонкая тема. к примеру, чем менее вели монгольский? они - наследники большой империи. чем менее велик китайский? чем менее велик армянский. тот, кто пренебрежительно говорит об армянах, просто не знает их древней истории и культуры. чем менее велик еврейский? у них древняя культура, Библия давшая основы многим культурам. они и сейчас показывают большие достижения во всех сферах. чем менее велик адыгский, например. Адыги - наследники народов (аланов) имевших сильные государства в Европе, Азии и Африке. так что не о величии народа печалился Тургенев а его способности сопротивляться надругательствам. тут к сожалению приходится констатировать, что Леромонтов был прав, когда писал - "перед опасностью позорно малодушны и перд власти презренные рабы"

Леонид Колос   21.12.2020 10:25   Заявить о нарушении
перечитал ваше замечание. хочу сказать, что и украинцам и казахам есть на какое прошлое опираться. Украина входила долгое время в Речь Посполитую, польско-литовское королевство, где не было и в помине такого закабаления народа как в России, духовной наследнице Орды. там короли выбирались. там крепостное право не было таким диким.и существовал закон, который разрабатывал сейм, а не царь по своему усмотрению. это другое дело. и память об этом осталась.

Леонид Колос   21.12.2020 10:30   Заявить о нарушении
Понятно.

Михаил Садыков   22.12.2020 11:12   Заявить о нарушении