Тайна Тургенева
"1. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора 2. о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. 3. Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? 4.Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу".
Сейчас удивляюсь, как же я так умудрился читать? Как читали мои одноклассники? А так нас учили. Учили видеть не то, что написано, а то что нам разжевывалось и вкладывалось
Давайте вернемся к тексту. Тургенев как мастер слова, человек, знающий несколько языков, занимавшийся и переводом, чувствует язык как материал. Так чувствует дерево резчик по дереву, чувствует камень резчик по камню. Так чувствует ткань портной. Нет смысла оспаривать, что русский язык – один из великих языков. И если это еще потребует доказательств, то , что русская литература среди великих несомненно. Грандиозные ее произведения тому свидетельство. Но Тургенев жалуется, что только язык ему остался поддержкой и опорой. Другой поддержки во дни тягостных раздумий о судьбах Родины он не находит. Не на что опереться. Это для умного и разносторонне образованного Тургенева? А думаю, он знал о чем писал. Таким образом, если уделять внимание не только тому, что послк четных цифр. Как нас учили в школе, а осмыслить все произведение, то оно зазвучит иначе.
Думал, что времена СССР и России- родины слонов прошли. Что школьникам дают возможность обогатить свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» Открываю в интернете современные примеры школьных сочинений. Анализ стихотворения Тургенева и читаю.
Вот выдержки из сочинений на эту тему
Тимур Мильцев:
« Он призывает современников и потомков беречь родной язык. Поскольку именно с его помощью в будущем возможно будет создавать новые великие произведения.
Читаю стихотворение снова. Таких призывов в нем не могу обнаружить.
Артем Остапенко:
«В стихотворении Тургенева «Русский язык» говорится о всей силе русского языка, о том, что этот язык самый могучий и богатый. Когда я прочитал это стихотворение, мне захотелось тут же прочитать миллионы книг….. Автор написал это произведение, дабы мы – его читатели – ценили и уважали русский язык.
Вот как! А я, несмышленый, понял Тургенева несколько иначе. И прочитав сочинения, приведенные в качестве удачного примера, вижу, что ничего со времени моей юности не изменилось. Школьников учат заполнять извилины тем, что поставляют учебники, читать половину написанного, и в результате видеть так как укажут видеть. Думать, размышлять над текстом, анализировать – это ни к чему.
Привет тебе, великая российская школа, штампующая и зомбирующая.
Свидетельство о публикации №220090201276
А вообще миниатюра правильная, и очень важная!
Творческих удач!
С ув.М.М.
Михаил Садыков 17.12.2020 12:46 Заявить о нарушении
То есть, по-моему, Тургенев не столько о языке а о стране, о мире,его окружающем. И писал в лоб. странно, что всегда все упоминание об этом произведении сводится к языку. и в очередной раз Вы пишете о сущности языка.
мне печально читать.
теперь о языке. о том, что вы писали насчет языка. о языке написано так много, что, боюсь, ничего нового в этой сфере я не открою. и такая переписка не вместит объема. и все же я бы начал с Умберто Эко. Или даже скорее с кошки. современные жители мегаполисов разучились следить за животными и понимать их язык. возможно, для дикарей джунглей, то что я сейчас скажу, даже не предмет обсуждения. посмотрите как кошка, например, учит котят. она их поправляет движениями, урчанием. но у нее нет языка. она не может сказать своему котенку, вот это плохо, а это хорошо. как это может человек, владеющий языком. в результате зверь, кошка в моем примере, может научить своего ребенка толкьо самым элементарным навыкам. она не может сказать: вот это твой папа, это твой дедушка, это город Москва и т.д. то есть человек посредством шести своих чувств ощущает пространство вокруг, но через язык понимает мир цивилизации. язык в этом случае вербальный аппарат.но если нужно перенести через столетия знания о том, что было прежде, много веков и тысячелетий до нас? чтобы понять, кто мы, что мы за народ. что делать на это был эпос. Гомера заучивали наизусть. сказки заучивали наизусть. былины заучивали наизусть. и счастье народов, где появилась письменность. с письменность вопросы самоопределения народа, его истории были решены. мы видим сейчас что развитие древнего народа во всех областях знаний совпадает с развитием письменности. появляется то, что мы называем литературой. и казалось бы все? нет. изобретение книгопечатания кардинально меняет мир. теперь любые указы и законы, что очень важно для страны и художественная литература становятся доступны всем. совершенно новый этап. и вот на наших глазах появляется новый этап когда печатные средства информации уступают электронным.
это о языке словесном. но есть еще масса и других языков, которые иногда не менее важны, чем словесный( буквенный) язык. они имеют другой характер. мы пользуемся языком математики, языком химических формул, языком фармацевтики, нотноной грамотой, языком танца, языком дорожных знаков. все это набор семантических знаков - языки. каждый из них имеет свой характер. Например выражение со смыслом "я тебя люблю" можно даже на русском написать с тысячью вариантов. а сколько еще языков в мире. и поэтам нужен перевод на чужой язык. но на языке математики вы про любовь не напишите.зато напишите уравнения и это будет без всяких вариаций. точно и в любом уголке земли поймут вас.то же ( с небольшими исключениями) касается языка музыки. и т. д.
это, я считаю, небольшое вступление к природе языка, о которой Вы заговорили. дальше продолжать можно бесконечно.Уже многие ученые филологи прекрасно и глубоко копнули.
теперь по одной вашей фразе, что русские потому и руссике что говорят на русском. сравните, сколько разных по ментальности, внешности цвету кожи людей говорят на английском. ладно англичане, австралийцы, американцы. но мальтийцы, индусы, в Африке? а на испанском? а на португальском? подумайте. верно ли ваше утверждение. конечно хотелось бы, гордость великоросса подталкивает к такому утверждению. но он спорно.
Как-то так по языку.
но опять же, повторюсь в Тайне Тургенева я писал совсем не о языке. и печально, что меня не поняли. И Тургенева не поняли? то, что я возможно не доходчиво написал, допускаю. Но Тургенев писал так, что не понять его мысль, мне кажется, невозможно.
и вам творческих удач.
Леонид Колос 17.12.2020 17:42 Заявить о нарушении
Я начинаю понимать Ваш исходный посыл. Что-де И.С. Тургенев печалился от того, что язык-то великий, а народ-то нет. Печаль-беда. Что вполне себе возможно. Жил и творил Иван Сергеевич как раз в пору становления наций и т.н. становления национального самосознания. Подобно тому, что сейчас испытывают Великие Укры и Великие Казахи.
Михаил Садыков 21.12.2020 08:49 Заявить о нарушении
Второе - Тургенев был современником споров славянофилов и западников. вы знаете, наверное еще из школьной программы. но славянофилы не только говорили о том, что у России свой отдельный путь, а то, что этот путь лучше, чем путь Запада. что мы духовнее и потому выше.а иначе и невозможно. кто же будет говорить, мы не такие и хуже. всегда будут утверждать: мы не такие, потому что лучше остальных ( вспомните речи Путина) и Тургенев эту полемику знал. В это время и появляется тезис о величии народа. Что такое великий народ? благодаря чему он великий? благодаря завоеваниям? благодаря древней истории? благодаря прогрессу? благодаря культуре? благодаря завоеванной им свободе?
это было время империй. имперские нации претендовали на величие. но уже просветители обратили внимание, что французский народ - это сместь наций, как и английский, и немецкий и итальянский. Русский народ не избежал такого же смешения. так что говорить сейчас можно о руссом народе в понимании российский. ( это касается и языка) а разговор о величии народа - очень сложная и тонкая тема. к примеру, чем менее вели монгольский? они - наследники большой империи. чем менее велик китайский? чем менее велик армянский. тот, кто пренебрежительно говорит об армянах, просто не знает их древней истории и культуры. чем менее велик еврейский? у них древняя культура, Библия давшая основы многим культурам. они и сейчас показывают большие достижения во всех сферах. чем менее велик адыгский, например. Адыги - наследники народов (аланов) имевших сильные государства в Европе, Азии и Африке. так что не о величии народа печалился Тургенев а его способности сопротивляться надругательствам. тут к сожалению приходится констатировать, что Леромонтов был прав, когда писал - "перед опасностью позорно малодушны и перд власти презренные рабы"
Леонид Колос 21.12.2020 10:25 Заявить о нарушении
Леонид Колос 21.12.2020 10:30 Заявить о нарушении