Другие ценности

               
               / К 200-летию публикации поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»/
                «Книга – это духовное завещание
                одного поколения другому»
                А. Герцен.
   
Человек знакомится с книгами  задолго до того, как он начинает сам читать их.
  Однажды в бабушкином шкафу я искал открытку, так как мне нужны были
какие- нибудь цветы, чтобы сделать бабуле панно своими руками к её юбилею. Вдруг выпала на пол и рассыпалась какая-то старая книжечка. Её пожелтевшие листочки валялись по всей комнате. Я долго смотрел и думал: как бы быстрее собрать её, чтобы бабуля не увидела. Но, как всегда, открылась дверь, и бабушка тут  как тут. Конечно, она не смогла удержаться, громко закричала на меня и приказала, чтобы я немедленно собрал книжечку. Я поспешил выполнить то, что сказала бабушка. И в тот вечер я общался только с дедом. Стало темно. Бабуля подоила корову и предложила мне выпить молока, пока оно ещё тёплое. Она всегда считала, что «городское» молоко невкусное. Присев рядышком со мной, начала свой рассказ.
- Прости меня, внучек, что днём шумела на тебя, - сказала мне бабуля и обняла меня. Эта книга очень дорога мне, когда-то  её мне подарил москвич. Я ещё девчонкою была. Голодные, трудные дни были после Великой Отечественной войны. Мама воспитывала нас, пятерых, одна. Папа, твой прадед, погиб на фронте. Пятидесятые годы двадцатого столетия для многих были непростыми. Я старше всех была, ездила в соседний городок из нашей деревни, чтобы продать излишки молока, масла, сметаны. Продавали мы всё на станции, где останавливались поезда. Однажды остановился на станции московский поезд, вышел лысый полный мужчина, стал расхаживать по перрону, а в его руках я заметила небольшую разноцветную книгу. А тогда книга для нас была дороже всего на свете, как для вас сейчас компьютеры. Прозвучал гудок, поезд должен был тронуться. А москвич так хотел купить моего молока, но деньги его в купе, и поезд отправляется… Тогда он предложил мне  книгу за баночку молока отдать.
-Нет,- сказала я,- меня мамка убьёт. Да и  читать толком ещё  не научилась,- возразила я.
-Ничего научишься, - сказал, искренне улыбнувшись, мужчина.
        А мне так хотелось взять в руки эту книгу, хотя знала, что моя мать меня строго накажет за это. Семье нужны были деньги, а не какая-то  книжка. Долго сомневаться нельзя мне было, иначе уехал бы мужчина и эта замечательная книга. Я согласилась, москвич взял баночку с молоком и поспешил на поезд…
   Я прижала книгу к себе, положила  её за кофту и ещё подвязалась платком, чтобы книга при ходьбе не упала.
   Подхожу к дому, а ноги дрожат от страха. Семья ждёт сахар, муку… а я с книгой иду. И тут же мне пришло в голову:
-Мама, у меня деньги украли…
  В этот день меня мать не ругала, но спустя месяц, когда нашла эту книгу, уши мои горели.
-Бабушка, - вдруг я прервал рассказ,- ты же не умела читать, зачем ты её прятала, пускай бы твоя мама тебе прочитала её.
-О, внучек, страх быстрее ног, это иногда мы так говорим, когда боязно в чём-то признаться. Тогда бы мама посчитала меня воровкой, а это ещё хуже, чем молоко отдать за книжку.
-Вскоре,- бабуля продолжала,- к нам, в деревню, прислали молодого учителя. А я ведь не могла учиться, почему, как ты думаешь?
И бабушка прищурила свои, и без того маленькие глазки, а в глазах  застыли и боль, и вопрос, и целая жизнь.
- Ну, ну, - протянул я, заикаясь…и  ничего не смог ответить…
-Потому что, мой дорогой, в город мне надо было ездить, чтобы учиться.  Дома четверо малышей, мать работала в поле целый день, большое хозяйство: куры, корова, телёнок… Кто будет смотреть за всем этим? Конечно, я. Так вот, молодой учитель стал ходить по деревне и записывать детей с семи лет. А мне уже было четырнадцать. Но он всё же записал меня в школу и определил в первый класс. Мама долго сопротивлялась, а я мечтала учиться. Всё же стала я ходить в школу, научилась читать, закончила вечернюю школу, потому что рано пошла работать….
-Бабуль, - опять прервал её я,- а книгу когда ты прочитала, или мама твоя тебе прочитала?
-Да…,- бабушка заплакала.
-Бабушка, я чем-то обидел тебя?- не унимался я.
-Нет, ты, Колюшка, не обидел бабушку,- вдруг заговорил дед.- Это она вспомнила, как малыши чуть всю её любимую книгу  не разорвали в клочья, если бы она вовремя не зашла в дом. Они уже первые страницы вырвали, но она их остановила.
  И бабушка продолжила:
-Маме некогда было нам читать. Я сама её прочитала, когда в школу пошла.
С тех пор лучшего писателя для меня нет.
-Какого писателя?- спросил я.
  И бабушка, утирая слезу, сказала: «Александра Сергеевича Пушкина. Это его книгу тогда принесла домой, а называется она «Руслан и Людмила». Это первая сказка для меня. В ней столько волшебства… Когда я ночью закрывала глаза, то представляла себя царевной. Как будто скачет ко мне царевич Елисей…Вот именно о такой любви мечтала я. Любовь, настоящая, заставляет творить чудеса, о чём и говорится в этой книге…. С тех пор я начала искать его книги, читать, потому что книгу ни с чем сравнить нельзя…
   Долго ещё бабушка рассказывала мне о тех временах, а я сидел и думал, как люди стремились учиться, когда не было никаких условий. Я сидел, прижав голову к коленям, и восхищался бабушкой своей, её поколением…
Я не был в тех далёких временах, но я почувствовал сердцем, решил, что моим спутником будет всегда хорошая книга.


Рецензии