Предыстория

Весной 2011 года, обуреваемый поисками достойной научной и притом официально оплачиваемой работы, я с радостью принял предложение своего однокурсника Олега Мисько присоединиться к работе над учебником по мировой экономической истории *). Неказистый Word-овский файл, который я получил от него по почте, привёл меня в ужас. Если написанная Олегом половина глав была оригинальна и добротна в той степени, какую требует авторский учебник, то половина, представленная его соавтором, изобиловала фрагментами, которые он или его студенты ничтоже сумняшеся заимствовали из Википедии или вовсе из неавторитетных ресурсов.

Электронный сервис антиплагиата то ли вовсе в 2011 отсутствовал, то ли был мне недоступен. Вычищать злостные заимствования нерадивых студентов пришлось на глаз: благо, к тому времени я уже имел достаточный опыт работы в Википедии. На место слабо обработанных заимствованных фрагментов я ставил, не скупясь на информацию, новые сведения по экономической истории Японии: появился новый раздел по Китаю. Дальше — больше: Древний Египет и Вавилония, Нидерланды и Франция… кстати, эти зигзаги географической траектории прослеживаются и в хронологии моего вклада в Википедию: я одновременно улучшал и учебник, и википедический ресурс. За счёт моих добавок текст перед отсылкой в редакцию «Юрайт» вырос на четверть против первоначального.

Засим последовала приятная во всех смыслах работа с редакцией издательства. Имя Дарьи Алексеевны Тюриной я до сих пор помню не только потому, что её имя-отчество те же, что у моей дочери: это был высочайший редакторский профессионализм. Без преувеличения: благодаря Дарье и её сотрудницам я значительно улучшил свой собственный литературный стиль. Что касается Олега и его официального соавтора, сия чаша с благом их миновала: все вопросы по правкам всего текста учебника редакция «Юрайт» согласовывала исключительно со мной, а вот их авторский стиль остался, каким был.

То, что именно мне пришлось делать по стандарту дидактические подводки «знать–уметь–владеть» к каждой главе, а также составлять вопросы (к этому Олег всё-таки подключился), было мелочью в сравнении с главным сюрпризом от редакции. От авторов потребовали срочнейшим образом дописать ни много ни мало, как всю послевоенную мировую экономическую историю (в исходном варианте учебник заканчивался на экономических последствиях второй мировой войны), и ещё «что-нибудь о кондратьевских циклах». С этими, целиком и полностью моими авторскими разделами, я справился за полтора месяца, сугубо в одиночку, «с чистого листа».

К величайшему сожалению, финал был для меня крайне неутешительным. Сначала моё имя исчезло из списка авторов: ну, несолидно какому-то там вшивому банкиру соседствовать на обложке с профессорами! Ради того, чтобы Олег всё-таки выполнил своё обещание хоть где-то официально меня трудоустроить (личная эпизодическая работа техническим редактором медицинского (!) ВАКовского журнала не в счёт), я пошёл на компромисс. Я попросил поставить моё имя если не на обложке, то хотя бы у каждой из глав, где мой вклад превышал 1/3 объёма. Но и в этом ожидании я был обманут, причём со стороны редакции нет вины никакой.

Увидев в финальных «гранках», что моё имя упомянуто только один раз — в позорном для написавшего этот текст сноске на с. 470 (авторы выражают благодарность А. В. Черникову за предоставлении материалов, использованных при написании данной главы) — я уже не задавался вопросами «почему, что и как». С этого момента Олег Мисько как друг (ещё с поездки в стройотряд «Оптимум» — тот самый, где Лёша Кудрин был комиссаром, а я — мастером) перестал для меня существовать, дай ему бог счастья и радости. Единственное, что я смог сделать без ущерба для учебника для спасения от интеллектуальной кражи хотя бы части своего авторского материала — это попросить Дарью Алексеевну снять с публикации несколько разделов «по причине необходимости существенных доработок».

Так из учебника накануне подписания в печать исчезли мои эссе про роль рынка вина и оливок в становлении Средиземноморской цивилизации, отдельная глава по экономической истории Австро-Венгрии, «и кое-что ещё, и кое-что другое».

Настала пора что-нибудь из этого опубликовать уже под законным копирайтом. Начну с Австро-Венгрии. Публикуется не весь текст, а лишь только научно-историческая его часть; дидактические компоненты, необходимые для вузовского учебника, изъяты.

Алексей Черников, 2011–2020.
_____
*) О.Н.Мисько, Н.Л.Дружинин. Экономическая история. М.: Юрайт, 2014. — ISBN 978-5-9916-3300-0


Рецензии