Ко Дню Российского Кино и не только 27. 08. 20

Какое искусство необходимо в военное время?

То, которое ДАЁТ СИЛЫ ЖИТЬ. И поэтому оно может быть разным, часто даже и вовсе не военным. По радио блокадного Ленинграда передавали не только фронтовые сводки - там звучала и классическая музыка, и даже... детские песни и сказки. Они напоминали о том, что ценно; о том, за что стоит стоять.

Искусство - это всегда оружие на войне: либо за правое дело, либо против. Оружие либо защиты, либо уничтожения. А оружие, это значит - ответственность. Безответственное пользование оружием губительно; то же применимо и к искусству.

Поэтому гламурно-медийно-богемное - это не про настоящее русское искусство; истинный русский художник всегда сродни воину, пахарю и монаху (конечно, в разных долях у каждого творца). Таким был, например, Геннадий Заволокин. Он появился в переломное время и держал в песне линию души - когда всё рушилось, и душе не находилось места. Его песни духовны - это относится и к частушкам, и к переплясам тоже. Патриотизм - это душа; дайте ей дышать и двигаться, и она всю себя сама на алтарь Отечества принесёт. Это код такой многовековой, он даже у самого последнего русскоговорящего русофоба до конца не вытравлен.

А почему про военное время речь? А потому что это наше. Россия - страна, живущая на прицеле; Россия это то великое, которое часто вопреки - то внешним обстоятельствам, то внутренним. Россия жива силой болящих за неё сердец; с особенной этой силой - в искусстве.

И хочется иногда сказать про "больше искусства" в это самое военное время - а понимаешь, что не может его быть "больше". Соль в еде - в меньшинстве, как и мозг в теле; вопрос в том, чему больше внимания. Иногда больше искусства - это просто меньше сплетен: как бытовых, так и сплетен массовой информации. СМИ эти самые - они как лекарства: если полезны, то только в небольших дозах. И не всем. И не во всякое время, а уж тем более в военное...


Рецензии