Талант русского художника

Талант русского художника (в широком смысле слов «русский» и «художник») не существует сам по себе, а неразрывно связан с русской почвой. Выводить формулы – дело пошлое, но в моём понимании Русская Почва это значит - Душа, Воля, Память, Державность, Совесть, Вера. Именно когда всё в связке, дополняет друг друга и уравновешивает. И покрывает немощи «талантоносителей»: даже если и не изживает их человек при жизни, то разрешается на небе от всего и остаётся живым в памяти поколений, как было это с Есениным, Рубцовым, Высоцким…

Интеллигенция – это, возможно, тот слой общества, которому нужно учиться больше других. А то бывает, что отдельная прослойка сама себя назовёт «совестью нации», но почему-то напрочь отказывается от Державности, Памяти, Веры – а многого тогда стоит такая совесть? Во время украинского «евромайдана» часть российской интеллигенции, среди которой, к сожалению, были и выдающиеся люди (Эльдар Рязанов, Лия Ахеджакова и др.) написала воззвание, где в горячих тонах описывала, какие украинцы молодцы, что подняли «народное восстание против позорного режима Януковича». Как бы вот нам, особенно беспамятной нашей «творческой интеллигенции» зарубить себе везде, где можно: когда майданы возникают в странах, так или иначе связанных с Русским Миром, они бьют именно по Русскому Миру. Не по коррупции, не по завышенным ценам, не по «беспределу силовиков». Это страшно, но когда русскоговорящая околотворческая элита лишена почвы, лишена устоев и опоры, - она легко становится фашиствующей. И у неё «сердце кровью обливается», но очень избирательно – они жалеют «Шарли Эбдо», жалеют Сунцова, жалеют нынешних белорусских «борцов»; при этом я как-то не наблюдал ни одной их слезы по погибшим в Одессе или на Донбассе. И юмор не всегда спасителен; юмор прекрасен, когда он дружит с Высокими Целями – одновременно сбивая с них лишний пафос и служа им. А юмор, который сам по себе, юмор шаткий и мелкий, юмор «сервисный» - на его неглубокой почве запросто могут вырасти приспешники разрушителей и убийц, «кровавые клоуны». Наверняка, было подобное в нацистской Германии, целая индустрия, поди, существовала. И нынешняя так называемая «Лига Смеха», и бывшие КВНщики в нынешней украинской политике – всю сознательную жизнь бывшие русскоговорящими и так быстро переобувшиеся – те же звенья цепочки, в общем-то…

Художнику необходима свобода – безусловно. Но ничуть не меньше творческому человеку необходима ответственность. Понимание, что он делает, во имя чего, каким целям служит. Свободы февраля 1917 г, августа 1991 г., февраля 2014 г. были беспочвенными, беспамятными и безответственными – именно поэтому за ними последовали разрушения и войны. И ведь интеллигенция далеко не последнюю роль играла в разжигании этих пожаров, сама же нередко становясь их жертвой. Нельзя интеллигенцию оставлять одну, лишать её ориентиров – плохо всем будет.

Да, когда ты чувствуешь, что слова «молодёжь» и «интеллигенция» для тебя начинают становиться ругательными – это, наверное, признак возрастного консерватизма. Но всё-таки – я и себе, и другим своим творческим коллегам (и не только им) пожелаю в первую очередь учиться именно ОТВЕТСТВЕННОЙ СВОБОДЕ. Которая, опять же, возрастает только там, где есть Почва… (25.08.20.)


Рецензии