День с миром, или лечебный выстрел на выставке

Среда, которая выдалась в Москве если не жаркой, то достаточно теплой, также тепло встретила открытие 33-й Московской международной книжной выставки-ярмарки. По традиции, это мероприятие открывает начало нового учебного года и становится одним из самых важных культурных событий столицы в начале осени. Однако привычки в этот раз пришлось менять. Ковид тому причина.

По уже устоявшимся правилам ММКВЯ обычно происходила на территории ВДНХ, в одном из самых крупных павильонов. В 2020 году ярмарка изменила место дислокации – в этот раз она в самом сердце столицы – в Манеже.

Когда сегодня по заранее купленному билету в 50 рублей (что в принципе не в правилах ярмарки) я подошел ко входу, было ощущение, что идешь не на ярмарку, а на рядовое мероприятие. Ведь на входе действительно немного народу. Хотя может и для полудня среды этого достаточно.

Миновав охрану, встречаешься с теми, кто готов узнать температуру твоего тела чего бы им не стоило.

«Куда будете стрелять?», - спросил я милую девушку с бесконтактным термометром в руках.

«Давайте в лоб», - ответила она, словно не ожидала от меня этого вопроса.

«Только не контрольным», - чуть смеясь и рассмешив ее сказал я, и прошел в центральный зал.

Готов признаться, что выставки, видимые мной до этого момента, особенно в последние несколько лет, я считал достаточно унылыми. И мои оценки, как правило, почти полностью совпадали с теми, которые давали более опытные коллеги. Но даже не смотря на это, на выставке я почувствовал, что книжный рынок, который находится на грани серьезнейшего кризиса, как предрекают некоторые аналитики, на какое-то мгновение ожил. Не знаю, оценка ли эта под давлением обстоятельств, забиравших у нас любые публичные мероприятия последние полгода, или это действительно так, но в любом случае, выставка, на мой взгляд, не смотря на все, уже состоялась. А сегодня только первый день работы!

Зачем шел и что увидел?

Любой мой поход на ММКВЯ сопровождается интересом к тому, что издали, как издали, сколько издали и, конечно, сколько продали. Последнее пока под завесой тайцы, но вот о том, что и кто издал, можно говорить уверенно и много.

Центральным элементом выставки в этот раз является не корейская книга, которая была одним из активных участников подготовки мероприятия, но именно отечественная. Широкая палитра издательств – от московских до сугубо региональных – показала главное – еще есть о чем и кому писать.

Как сказал один приезжий из Греции, который во время моего культурного трипа по выставке давал интервью молодому человеку, «книга всегда будет важна духовно, и будет издаваться в печати». К слову греческие издатели, представленные на выставке на почетном первом месте при входе, действительно продемонстрировали если не большую, то любопытную коллекцию книг греческих авторов, переведенных на русский язык. 

Безусловным героем выставки в первый день являлся стенд издательства АСТ, где последовательно выступили несколько авторов, среди коих запутавшийся в часовых поясах Владимир Познер, представивший свою переизданную книгу «Одноэтажная Америка» и эмоциональная Любовь Казарновская, продолжившая тему театра, начатую первой книгой годом ранее.

Но и во всех других местах было что посмотреть. Неширокий, но важный культурный и национальный печатный нарратив представило издательство «Черная Сотня», недавно с блеском открывшая первый книжный магазин в Москве. На выставке ее представители продавали не только свои издания, которые «сделаны со вкусом» по словам директора «Фаластера», но и книги дружественных издательств, в том числе реконстрируированного Тимуром Тейкиным «Нового Времени», а также сборники самого Тимура и его команды про русскую классическую словесность.

В этой же коллекции «Посев», блестяще издавший третий том трудов Василия Шульгина, «Альпина нон-фикшн», представившее замечательную только что отпечатанную «Французскую революцию» Дмитрия Бовыкина и Александра Чудинова и многие-многие другие.

Неудивительно, что перед встречей с Принцем Георгом Фридрихом Прусским выставку посетил и Председатель Императорского Православного Палестинского Общества  Сергей Степашин, который в интервью одному из журналистов сказал, что такое мероприятие в Москве проводится после основного скачка пандемии чуть ли не впервые в мире. К слову в мире, где ковидные ограничения, не только не снимаются, но вновь восстанавливаются, действительно не дошло до таких масштабных мероприятий.

Что приятно удивило? Как ни странно тиражность отдельных книг. Новый роман шведа Никласа Надд-О-Дагга «1794» вышел первым тиражом в 10 тыс. экземпляров. Очевидный успех! Тиражами удивляли и переизданные работы Жана Бодрийяра, новые книги издательства «Алетейя», аудитория которой по наполняемости небольшого павильончика, в котором председательствовала сама главный редактор, напоминала соседствующий недалеко от нее «Читай Город». Для «Алетейи», которая всегда славилась своей «Византийской библиотекой» и многими изданиями, такой ажиотаж не новость, но он очевидно приятен и в финансовом плане. Подобная волна людей у АСТа, «Альпины» и других явно показывает, что люди соскучились и по книгам, и по атмосфере, и по знаниям.

Удивила и крайне насыщенная программа, казалось, обычная для ММКВЯ, но обладающая очевидным разнообразием. Например, около половины первого часа, когда мне только выстрелили в лоб термометром, работала площадка, на которой обсуждались новые и традиционные направления в поэзии. Откровенно признаюсь, что я люблю этот жанр постольку поскольку, но все же зацепило! Поднималась извечная тема о том, давать ли гранты поэтам, которые пишут, но которым никто ничего не платит; насколько поэзия всегда вовремя и остро реагирует на события спустя которое время после их совершения и многое другое. О новом направлении Digital-поэзия я послушать долго не смог, но все же это явно прорывное направление в новой работе столичных образовательных и около образовательных учреждений.

Не удивила, но приятно порадовала региональная печать: Томск, Урал, Крым, Тула, Рязань, Чувашия, Татария, Мордовия…  Это только то, что вспомнилось сразу. И книги действительно заслуживают внимания. Здесь и этнография, и история, и национальная литература, и сказки, и поэзия. Рай для регионалиста!

Но что огорчило? Как ни странно, то, чем у нас привыкли пренебрегать, - правилами социальной дистанции. Тяга к прекрасному ли, то, что дорвались ли, или традиционное русское «авось», подкрепленное медицинской стрельбой на входе, но количество людей, носивших маски было большим, а вот надевших перчатки, увы, не очень. В какой-то момент я даже заметил среди участников внутреннюю «полицию нравов», сотрудников Манежа, которые просили надеть маски нескольким людям. Но факт остается фактом – пренебрежение мерами есть, но не повальное! Вероятно, как сегодня напомнил слова Салтыкова-Щедрина один мой более старший коллега, «строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения». А жаль…

Не смотря на все это, можно сказать уверенно – выставка состоялась, книги на прилавках ждут и их надо брать, и не по причине скидок, которые есть всегда на ярмарке, но и по тому, что они действительно заслуживают внимания. Многих книг в интернете не найдете (регионалисты так точно). Отвечаю за свои слова. Стоял с телефоном проверял. Google дал ответ такой. 
    
Поэтому идите, покупайте и наблюдайте, но обязательно соблюдайте санитарные требования. Это важно.

А будет ли эта выставка важным крупным мероприятием на фоне кризиса в печатной отрасли, который не первый год подступает к традиционной книге, покажет время.
 
Лучше один раз увидеть, чем говорить о том, чего увидеть не смог.   

 


Рецензии