Исповедь - Автобиографическая книга -Отрывок 4-

/фото 1 - Кощей Бессмертный, экзамен по сказочному гриму на ф-те "Режиссура драмы" Консерватория им. Г. Музическу, (Грим: М. Тимофти)/
/фото 2 - На съемках фильма “Лэутары” (1971, осень)/
/фото 3 - На военной службе. (1971-1972)/
/фото 4 - На съемках исторического фильма "У Истоков"/
/фото 5 - С Виктором Танмошаном на съемках музыкального фильма/


                Зрелость
     После ухода из жизни главы семьи, все мужские задачи по хозяйству легли на мои плечи. Но самая главная моя задача в то время – успешно завершить учебу в консерватории.

     Последовали три месяца упорного труда над дипломным спектаклем. Сложность была еще в том, что главную роль пришлось играть мне, т.к. актера забрали в армию.

     Премьера прошла с большим успехом. Экзаменационная комиссия во главе с зав. Кафедрой, Виктором Герлаком, была в восторге. Но для меня, самой важной оценкой были мамина теплая улыбка и тихое, нежное "Браво".

     И так – началась взрослая жизнь! По распределению попал в киностудию "Молдова-Филм". Начал ассистентом на художественных фильмах. В это же время Эмиль Лотяну снимал свой знаменитый фильм "Лэутары".

     Как-то в ноябре, встретились мы с Эмилем Владимировичем во дворе студии, и он уговаривал меня сняться в небольшом эпизоде, в роли проводника Василия. Я отказывался, потому что в кармане у меня уже лежала повестка в армию и мне не до съемок было. Но Эмиль Владимирович убеждал меня, что эту роль он написал специально для меня. Он умел уговаривать. И я согласился.

     Эти режимные съемки, на восходе солнца, общение с великим Мастером, остались в моей памяти на всю жизнь.

     Служил я в Ленинграде, ныне Санкт-Петербург, ровно год – 1 декабря 1971 года я одел шинель и того же числа, 1972 года - я был уже дома. Год пролетел, как один день.

     Но в памяти остались посещения спектаклей театра оперетты. За год, я просмотрел почти весь репертуар театра. Так как театр оперетты находится на площади Искусств, я всегда проходил мимо Малого Театра Оперы и Балета, не подозревая, что через десять лет буду работать в этом театре.

     Мое возвращение из армии, я изложил в новелле

"ВСТРЕЧА" - http://proza.ru/2020/08/19/10

     Вернувшись из армии, я продолжил работу на киностудии, пройдя все этапы профессии, до режиссера документальных фильмов. Помню свой первый самостоятельный документальный фильм “У истоков”. Это фильм о истории Молдавского Государства от 2 в.д.н.э. до периода царствования Штефана чел Маре.

     Моим художественным руководителем был талантливый режиссер – документалист Петр Унгуряну. У нас с ним был уговор – следующий фильм мы снимем как сорежиссеры.

     В этот трагический день я монтировал отснятый материал, когда ко мне в монтажную комнату вошли Петя и Аркадий Чушь – оператор фильма.

     - Наш "маленький Фелини", - подшутил Аркадий.

     Я объяснил Пете, что финал фильма не получается, надо будет доснять.

     - Ладно, ты поработай, а я вернусь с Тирасполя и вечерком доделаем финал.

     - Ты же говорил, что мы поедем вместе выбирать натуру, - возразил я.

     - Поехали, - сказал Петя, но тут же передумал, - ты лучше сиди и работай, это для тебя важнее, вечером все сделаем.

     - Пока, "маленький Фелини", - попрощался Аркадий с удивительно теплой улыбкой.

     Я почувствовал пустоту в душе. Подошел к окну монтажной комнаты, посмотрел в след уходящим – Пете, со своей потрепанной, старой сумкой в правой руке, и Аркадию, с операторской сумкой на плече…

     А через час мы узнаем, что на трассе, рядом с Новыми Аненами, произошла авария и они все погибли...

     Я тоже должен был быть в этой машине…

     Выходит, Петя спас мне жизнь…

     Еще много лет спустя, каждый раз, когда мы проезжали мимо этого места, где был выжжен асфальт после аварии, мы снижали скорость, с длинными гудками, как бы отдавая честь погибшим ребятам.

     Потом последовали и другие фильмы, кроме исторических, документальных - музыкальные короткометражные.

     Часто сотрудничал с балетмейстером - Виктором Танмошаном, танцевальным коллективом "Мэрцишор". Снял музыкальный фильм – портрет певицы Вероники Михай - «Песни мои».

     1981 год стал знаменательным для меня. В этом году судьба свела меня с заведующим кафедрой режиссуры музыкального театра Ленинградской Консерватории - Тихомировым Романом Иринарховичем. В то время он снимал на нашем телевидении фильм – оперу "Тоска" с Марией Биешу.

     Мы долго обсуждали мои планы, касающиеся музыкального театра и Роман Иринархович предложил мне приехать в Ленинград и поступить на режиссерский факультет.

     Жизнь стала интересней! Два месяца упорной подготовки и в июле месяце с макетом к спектаклю "Сильва" И. Кальмана, я прибыл в Ленинградскую Консерваторию на вступительные экзамены.

     Конкурс был огромный, да и комиссия была большая. Среди них был известный кинорежиссер - Ян Борисович Фрид. Он в то время снимал фильм – оперетту "Сильва" и, по его словам, даже съемки прервал, когда узнал, что из Кишинева приехал абитуриент и привез для защиты "Сильву".

Защита прошла успешно, и...
Продолжение: http://proza.ru/2020/09/07/114


Рецензии