Электрифицированный рельсовый транспорт империи

Первое практическое применение электродвигателя на рельсовом транспорте немец Вернер фон Сименс продемонстрировал в 1879 г. на промышленной выставке в Берлине, где сконструированный им электровоз  катал посетителей в 4 миниатюрных вагончиках. На следующий год русский инженер Пироцкий установил двигатель в вагоне, и превратил его в трамвай. Однако дальше демонстрационных поездок дело не продвинулось.
Там же, в Берлине, его компания «Сименс-Гальске» («Telegraphen-Bauanstalt Siemens & Halske», осн. в 1847 г.; занималась телеграфными сетями) открыла 16 мая 1881 г. первую трамвайную линию.

Всего два года спустя, в 1883 г., вторым городом мира с трамваем стала Вена. В отличие от Берлина, движение по линии Мёдлинг-Интербрюль (M;dling-Hinterbr;hl) стало регулярным с момента открытия. После этого наличие в австро-венгерских столицах самого передового вида городского транспорта стало вопросом престижа. В Будапеште трамвай пустили уже в 1887 г. В столице Богемии, Праге трамвай принялись строить в 1892 г., а в Моравии (Оломоуц) в 1896 г.

Тем временем в Будапеште 2 мая 1896 г. открылось первое в мире метро в современном его понимании городской пассажирской подземной железной дороги на электрической тяге. Уже за первый год работы будапештского метро по линии длиной 3,7 км, построенной компанией «Siemens & Halske», проехало 4 млн. пассажиров.

Дороговизна эксплуатации паровозов на угле в гористых местностях стимулировала электрификацию железных дорог в Австрии прежде, чем в Германии. В 1904 г. в Тироле вступила в строй Stubaitalbahn — первая в мире электрифицированная магистраль на оборудовании с однофазным током производства немецкой компании AEG (в то время UEG — Union-Elektricit;ts-Gesellschaft).

К 1905 году общая длина всех электрифицированных линий (включая трамвай) составляла в Австрии 470 км, и в Венгрии 130 км. В этом же году инвестиции в электрифицированные железные дороги Австрии обеспечивали доход 7,22% годовых. Выручка с каждой мили составляла $ 26,71 при эксплуатационных расходах $ 16,97, причём персонал в расчёте на каждую милю составлял 36,5 работников.


Рецензии