плюс электрификация всей империи Габсбургов!

Об электрификации железных дорог, трамваях и первом в мире метро, открытом в Австро-Венгрии, я уже рассказал в предыдущем очерке. Теперь об экономике в целом.

Хотя первые электротехнические технологии приходили из Германии, но уже скоро в Австро-Венгрии появились собственные изобретатели и конструкторы в этой передовой области. Карл Ауэр фон Вельсбах (1858–1929) занялся совершенствованием технологий искусственного освещения с изобретения в 1885 г. сетки, многократно увеличивающей светимость газовых ламп. В 1898 г. он основал в Трайбахе завод, где уже с 1899 г. начал эксперименты по замене угольной нити накаливания на осмиевую. В 1904 г. Вельсбах учредил Австрийское общество газоэлектрического освещения (;sterreichische Gasgl;hlicht-Elektrizit;tsgesellschaft), а в 1906 г. фирма Auer — Gesellschaft зарегистрировала в Германии торговую марку OSRAM для ламп с металлический нитью накаливания.

Уже за историческими пределами существования Австро-Венгрии, в 1919 г. три крупнейших производителя ламп накаливания в Германии: Deutsche Gasgl;hlicht (Auer-Gesellschaft), Siemens & Halske и AEG объединили свои производства ламп накаливания в коммандитном товариществе OSRAM Werke GmbH, которое стало крупнейшим производителем ламп накаливания.

В 1903 г. Вельсбах использовал состав найденной им смеси редкоземельных металлов (т.н. мишметалл) для производства искусственного кремния (Z;ndstein), на основе которого стали выпускаться первые зажигалки современного типа. К 1916 г. предприятие Вельсбаха, условно названное им при создании «химическим заводом» (Treibacher Chemische Werke), освоило выпуск уникальных ферросплавов, впоследствии востребованных конструкторами новых двигателей, машин и оборудования.

Первую в мире концепцию динамо-машины изобрёл в 1827 г. подданный короны св.Стефана  Аньош Йедлик (1800–1895). Назвав её «электромагнитный самовращатель», смиренный бенедиктинец [до перехода в Будапештский университет (1840) монах-бенедиктинец Йедлик преподавал в школах своего ордена под именем Stephanus Anianus. Впоследствии Йедлик стал его ректором] не стал патентовать изобретение, решив, что он не первый — хотя оставалось ещё 3 года до того, как в 1831 г. Фарадей заставил медный диск вращаться между полюсами магнита.

Впрочем, и «диск Фарадея» с технической точки зрения не был динамо-машиной, да и производительные силы Венгрии ещё не развились до уровня, на котором изобретение Йедлика могло быть востребовано. Свой приоритет на «динамо-электрическую машину» немецкий учёный Сименс огласил в Берлинской академии 17 января 1867 г.

Русский термин «электростанция» не передаёт экономико-хозяйственного смысла, заложенного в немецком Kraftwerk и английском power plant — буквально, «завод по производству (электрической) силы». Первые электростанции, как предприятия, производящие электроэнергию на продажу (а не только для собственных нужд фабрики, трамвайной линии или муниципалитета), начали строить в конце 1870-х гг.

Техническую концепцию электростанции первым разработал баварец Зигмунд Шуккерт. С 1878 г. блок из 24 парогенераторов питал током освещение гротов в садах дворца в Линдергофе.

Первую коммерческую электростанцию, которая дала ток 59 клиентам, компания Эдисона открыла в Нью-Йорке 4 сентября 1882 г. В том же году в Англии Эдисон устроил освещение Холборнского виадука — первой двухуровневой развязки, построенной в центральном Лондоне в 1863–69 гг.

К промышленному использованию электроэнергии в Австрии приступили в начале 1880-х годов, причём поначалу не в индустриальных центрах, а на периферии. Фирма Круппа установила агрегаты в Берндорфе, Верндля в Штирии и Шиндлера в Кенненбахе.

Изобретатель и предприниматель Ф.-В.Шиндлер (1856–1920) заслуживает особого упоминания в истории электрификации. Запущенная в 1884 г. в Кенненбахе (Форальберг) первая австрийская ГЭС лишь открыла «список Шиндлера» в области изобретений и инноваций. В 1888 г. он применяет электричество для обогрева, а в 1890 г. оборудует в том же Кенненбахе первый в мире электрифицированный дом (Villa Gr;nau).

В 1893 г. на всемирной выставке в Чикаго Шиндлер был удостоен золотой медали за полностью электрифицированную кухню. Её «изюминкой» была электроплита с духовым шкафом (изготовление выставочного образца Шиндлер заказал в Цюрихе, фирме Grimm u. C°). Кроме того, в 1891–97 гг. Шиндлер сделал ещё 7 изобретений, запатентованных в Австро-Венгрии, Швейцарии и Германии, включая электрокамин, устройства для контроля нагрева, водонагревающие устройства (в т.ч. для систем отопления) и т.п.

«Электрокухня Шиндлера» казалась апофеозом применения электричества в быту. И всё же, на протяжении почти 40 лет самой невостребованной из всех идей 1880-х оставался электроутюг. В 1882 г. появилось сразу два его варианта, во Франции и в США («флатирон»). Но первый был небезопасен, второй перегревался, и хотя терморегуляторы конструировал ещё Шиндлер, только в 1920 г. в США запатентовали «классический» электроутюг. Причина сугубо классовая: гладить одежду было делом прислуги, и облегчать их труд за свой счёт диковинками инженерной мысли никто не собирался. Электроутюг нашёл своего покупателя в лице трудящегося класса, не имеющего лишних средств для найма домашней рабочей силы.

Из муниципалитетов первым приобрёл источник электроснабжения маленький городок Шайбс в Нижней Австрии, где после нескольких месяцев испытаний он дал ток 18 июля 1886 г.; вторым — Зальцбург (1887). В Вене в 1887–90 гг. было создано три компании по электрификации; первая из них заработала в 1889 г.

К 1890 г. электричество пришло уже в 6 городов Австрии; в последнем десятилетии XIX века в Граце и Линце начали прокладывать линии электропередач. К 1907 г. только в границах современной Австрии работало 358 электростанций; ненамного отставала по электрификации Венгрия. Для сравнения — три года спустя, в 1910 г. по всей России частные и городские электростанции имелись лишь в 38 городах.

Строительство электростанций — классический вариант, когда «предложение рождает спрос». До открытия в 1902 г. муниципальной электростанции в районе Вены, который она обслуживала, использовалось 1366 электродвигателей. К 1913 г. их число возросло в 14 раз, до 19076. При этом наибольший прирост (в 20 раз) имел место в швейных производствах.

В предвоенные годы австро-венгерское энергомашиностроение стало успешно конкурировать на внешних рынках с Германией. Так, компания из Будапешта изготовила в 1912 г. три генератора для имения Николая II в Туркестане, причём построенная там ГЭС оставалась самой мощной в России вплоть до революции.


Рецензии