программа картинг 6-16. часть 10

Шакиров И.М, Лобкарев М (Ижевск)

стр.140....
Проектирование и конструирование деталей и узлов карта.(курсивом таймс нью роман 14 цитирование из программы.....)
Основные требования, предъявляемые к двигателю спортивного карта.
Индикаторная мощность двигателя и ее характеристика. Механические поте-ри в двигателе. Эффективная мощность и ее изменение в зависимости от числа оборотов двигателя. Способы увеличения мощности двигателя: увели-чение степени сжатия, повышение коэффициента наполнения, увеличения числа оборотов, уменьшение потерь на трение, подбор горючего.
Основные факторы, влияющие на мощность двигателя:
конструкция камеры сгорания, размерность и число клапанов, фазы газорас-пределения, правильная установка зажигания, качество рабочей смеси и ко-эффициент наполнения конструкция карбюратора, расположение и количест-во свечей, количество остаточных газов, коэффициент полезного действия. Понятие о тепловом балансе, форсировка двигателя. Применяемые карбюра-торы. Подбор элементов выпускного тракта.
Электрооборудование и особенности системы зажигания спортивных картов.
Особенности конструкции агрегатов и узлов ходовой части. Механизмы управления.
Ознакомление с техническими характеристиками отечественных и
лучших образцов зарубежных спортивных картов для спорта.
Понятие о проектировании и конструировании технических устройств.
Понятие о техническом задании. Этапы конструирования. Технические рас-четы.
Проектирование и конструирование деталей и узлов карта.

Классификация и технические требования предъявляемые к карту.
Обзор новых конструкций, правила выполнения экизов и чертежей,расчеты.
Расчет центровки карта. Посадка водителя с учетом требуемой развесовки.
Выбор конструкции педалей, рулевого управления, тормозов, рамы, сидения, заднего и переднего мостов.

Практические работы.
Выполнение эскизов и чертежей. Изготовление шаблонов и деталей рамы карта, кондукторов для сборки (сварки) рамы. Совершенствование и дора-ботка деталей рамы, правка, контроль. Изготовление контрольных приспо-соблений для проверки узлов стабилизации колес. Изготовление деталей по-воротного устройства, их сборка, сварка. Изготовление и установка (подгон-ка) на раму деталей переднего и заднего мостов, приводов, рулевого управ-ления, сидения водителя.
Изготовление выпускных систем, тестирование их.
Проверка, отладка ходовой части. Окрашивание. Окончательная сборка кар-та.

Практическая работа.
Составление чертежей деталей, требующих доработки или изготовления. Со-ставление технологического процесса изготовления деталей. Работа по уси-лению и улучшению кривошипно-шатунного механизма, механизма сцепле-ния, коробки перемены передач. Изготовление системы выпуска отработав-ших газов (резонатор, глушитель). Сборка двигателя, установка на карт. Об-катка, настройка. Ходовые испытания

доводка, совершенствование и форсировка двигателей
лекция, ....... Шакиров.И.М   5.04.2020
Доводка, совершенствование, форсировка
Доводка – устранение мелких погрешностей изготовления. Например, в ко-робочных двигателях ММВЗ 1113 устранение излишних люфтов и подбор за-зоров в КПП. Выставление горловины картера с притиркой. То есть сделать так чтобы качество было теоретически приближенное к идеальному заво-дскому стандарту. Устранение заусенец в каналах и их несовпадения.

Совершенствование –улучшение параметров систем двигателя. Подбор фаз оптимальных, подбор выпускных труб, подбор давления в топливной систе-ме, введение топливного краника с возможностью изменения давления,
работа с карбюраторами. ...............................

Форсировка – изменение параметров двигателей не заложенных заводом. Изменение камеры сгорания, высот окон, фаз, применение не предусмотрен-ных заводом технологий по повышению мощности

Доводка дв.Парилла Иаме 60 сс.................................................
Проверка биении коленвала, осевой люфт, особенности замера по методике Шакирова), подшипник –шариковый или роликовый, минусы и плюсы каж-дого, почему так мал моточас поршня, повышенный зазор –ходовой стиль- выносной стартер,

Биение коленвала проверяется на специальных приспособлениях, так назы-ваемых «центрах», или «биенимер». Центра представляют из себя станину на которой имеются две «бабки» стойки в которых и собственно находяться то-карные центра –направляющие. (поэтому так и назвали).на станине обычно прикрепляются индикатора ИГЧ10.либо применяетя магнитная стойка одна или две.
Обходной путь замера в токарном станке, в призмах, или при помощи под-шипников.

стр.142...
Осевой люфт коленвала.
Перед установкой коленвала сначала надо проверить зазор в нижней головке шатуна и общий сборочный замер по щекам.

Перемещение коленвала в сборе в подшипниках в картере сжатом устано-вочным моментом. Для дв.Парилла Иаме 60сс, где болты М6 с внутренним шестигранником, момент 1,0 . (? Номинальный и максимальный, отличия).
Сами подшипники (шариковые)  также можно проверять на люфт на приспо-соблении (люфтомере). Это делается для того чтобы знать собственный люфт подшипника. В данном случае по краю и по осевой. Подшипник не стандарт-ный, например, для Париллы пометку С4, что означает более «свободный», и имеет как бы увеличенный зазор в не зажатом состоянии, и кажется, что люфт большой.
 В сборе, когда подшипник в картере и тот собран вместе с коленвалом, это сделать труднее, получается замерить общий люфт подшипникаи коленвала. Если следовать инструкции по двигателю ИАМЕ  Парилла 60сс, то рекомен-дуют как минимум 0,15. Опытные мотористы делают зазор больше, 0,4 мм (четыре десятки). На глаз кажется, что люфт очень большой, но на деле, в приспособлении, замер показывает меньше. (здесь пример по отношению к шарикоподшипникам. Роликовые регулируются по отдельной технологии здесь не указанной, так как требуют особых условий посадки и определенного мастерства сборщика, которые как вы понимаете, не горят желанием раскрывать технологии полностью.
известные нам "секреты" это то что цапфы должны быть неизношенные и некоторые "доводчики изготавливают внутреннее кольцо роликового подшипника отдельно по особой эпюре качения ролика).

 Идеально сделать замер возмож-но при закреплении картера в простом приспособлении из большого уголка, в котором картер закрепляется для сборки. Это же приспособление позволяет вычислить из «общего» люфт подшипников, в данном случае двух.
Для замера картер в сборе устанавливают в приспособление для сборки кар-тера («низа»). Это уголок, прикрученный к столу и к нему прикреплен кар-тер, та половина, в которой резьбовые отверстия. Высота до стола должна быть с запасом под вылет длинной  цапфы. После установки коленвала и предварительной сборки и затяжки моментом (пока без герметика), устанав-ливается штатив или стойка с индикатором, ножка которого упирается во внутренне кольцо подшипника. Путем перемещения коленвала измеряем об-щий люфт. Это обычно от 0,3 до 0,4мм, иногда больше. но это не все, собст-венный люфт коленвала измеряется когда внутреннее кольцо нажато отверт-кой, то есть, выбран люфт подшипников. Тогда зазор значительно меньше и может составлять меньше 0,1. это мало. Как минимум надо от 0,15. эта про-цедура характерна для шариковых подшипников. Роликовые настраиваются по другой технологии.
Если осевые люфты малые, то необходимо извлечь дистанционные шайбы в картере, установленные за подшипниками. (заводские азмерности 0,1 и 0,15).
по опыту "полтинников" желательно иметь зазор между стенкой и щекой коленвала, это элементарно проверяется щупами и вращением на проверку касания.

Доводка 4х такных дв.......................................................

Диагностика
Геометрия шасси, лазера, тормозные система – зазор, вращение, шс соедине-ния, опрессовка карбюраторов, опрессовка дв, проверка давления бензонасо-са, свечи, люфты подшипников, сальники

стр.144...

Проектная и исследовательская  работа в группе «механики»
Основной состав: спортсмены  ГНП2 ТГ-М
Решает задачу развития алгоритма рационального решения («обходных тех-нологий») в условиях мало и среднезатратного финансирования картинга пе-реходных классов, малой обеспеченности диагностическим и станочным оборудованием.
 Направлена (по состоянию на 29.05.2020) на решение прикладных задач по трем  направлениям:

1. развитие класса УТК3 Х200, «доводка» систем  двигателя и шасси до конкурентноспособности с   картами категории УТК4 класса Мини дв. Па-рилла «третьей десятки» с соответсвием ТТХ до 95-100%. (на данный момент соответствие до 90%). Карбюратор, зажигание, пружины стандарт.
Разрешено менять момент зажигания, подбирать фазы. Максимальные обо-роты 6000. выпускная система любая.
Тестовые трасы –.......
.
2. развитие классов УТК3 Х200 (220), 270 «свободный».
 (разрешены изменения при сохранении картера и узнаваемости). Цель –отработка следующей ступени «эрзац – карта», способного конкурировать по ТТХ с классами Мини, С.Мини.
(на «зимних» соревнованиях с шипами, в совместных классах Мини С.Мини, Хонда Мастер  карты категории УТК 3 «свободный» неоднократно занимали призовые места, что говорит о конкурентноспособности данного класса)

3 доводка систем шасси и двигателя УТК4 картов класса Мини, С.Мини
 -настройки карбюраторов, тесты с изменением давления в топливной систе-ме, бензины, опережение зажигания, тестирование и подбор по трассам и стилю вождения выпускных систем.
Настройки шасси разных изготовителей, замер жесткости, развесовка, инди-видуальная настройка под стиль езды.
По состоянию на 2020 год, имеются три творческих группы занятых этими направлениями.
Базовая группа ГНП2 ТГ-М. ожидаемые результаты
-умение работать слесарным диагностическим инструментом
-умение проектирования, конструирования, совершенствования систем карта
-умение изготовления нестандартных деталей, агрегатов, приспособление
-умение вести отчетную и статистическую документацию
Предполагаемая производственная практика с 14 лет в ......... Как вариант, с 12 лет в отделе .........
Социальная группа  ГНП2 ТГ-М – дети из «неполных семей», интернатов-детдомов, «бюджетники».
Направление дальнейшего обучения – ТУ, техникум, институт. Направления – инженер конструктор, инженер-технолог.
Работа – .....................................................

Исследовательская  и аналитическая работа
Тестовые заезды по имеющимся программам совершенствования систем кар-та. Например, УТК3, УТК3 «свободный».
Выпускные системы, карбюраторы, зажигание, топливо. Тестирование картов УТК3 в сложных погодных усло-виях – дождь. Холод.

Ведение журналов учета (бортжурналов) карта с данными настройки шасси двигателя, составление каталогов выпускных систем, карбюраторов, тесто-вых журналов. Архивирование, составление каталогов, сводных таблиц, гра-фиков.

 Статистика биоритмов.................................................

Анализ хронометрируемых тренировок соперников с составление графика усталости и «держака» шин. ......................................................

Работа с бортовыми компьютерами Майхрон непосредственно на тренировке и с вынесением результатов на компьютер (отдаленная) аналитика................
Развиваются качества водителя – испытателя (тест пилота), аналитика, кон-структора. технолога.

стр.146...
Документирование и архивирование сессий ГНП1
Для начальной группы ГНП1 используется лист А4 закрепленный на план-шете. Лист имеет графы с обозначенными поворотами, секторами и связками (сверху), и графы для фамилий.(см. прил. тестовые таблицы   ). Тренер, инст-руктор или  администратор процесса, (старший по трассе или конкретно за-езду при схеме УТС) карандашом отмечают отметки на качество исполнения. 3,4,5 (удовл, хор. И т.д).
В случае неудовлетворительного исполнения ставится вопрос. В конце заня-тия подводится итог и прогресс результатов. При явном неудовлетовори-тельном результате старший подзывает конкретного инструктора закреплен-ного за спортсменом или картом и дает вводные по устранению нарушений.
Лист в черновом  варианте прикрепляется в папку УТС (по группе) (текущее архивирование). В дальнейшем, при необходимости подачи статистических результатов, данные из черновика переносятся в «чистый» лист и подшива-ются в папку «статистика» или по адресату

Документирование и архивирование в группе «механики»........................

Документирование и архивирование в группе «спортсмены»........................
               


Технологии успеха в конструировании. Победа по очкам.
Более правильно было бы позаимствовать название у С.Лема «Сумма техно-логий», либо применить термин «совокупность», но кто различит грань меж-ду простым суммированием с применением междисциплинарных разработок, и синтезом.
Именно технологии применяемые в картинге и их совокупность как системы определяют формирование того необходимого алгоритма мышления инжене-ра. То есть из множества имеющихся возможностей надо отобрать необхо-димые и грамотно их скомпоновать по времени месту и пилоту
Как мы уже писали карт это система (см.теория-карт как система) . В упро-щенном виде треугольник где пилот наверху а в углах мотор и шасси. Это и есть подбор очков, точнее параметров, или же составление граней кубика ру-бика. Естественно, что описываемому ниже техническому эксперименту, с добавлением, небольшого но важного приема прохождения поворота, пред-шествовали годы практики, составление каталогов разверток, труб, бензинов, моментов зажиганий, соотношений, в общем та самая аналитическая работа конструктора и применение англосаксонского принципа работа технологий.
В системе человек – карт, пилот является самой сложной управляющей сис-темой, именно от его мозгов зависит результат. (нам не раз приходилось порабо-тать психологом, чтобы «подкрутить винты качества в голове». Отдельно тема в лек-ции психология в картинге) . у подножия треугольника, который, как мы знаем, является 1/10 айсберга, находяиться двигатель и шасси, которые также дифференцируются но подсистемы, изменив качественное состояние которых можно добавить либо ложку ме-де в бочку с медом или ложку дегтя в бочку с медом.
В двигателе это изменение характерик момента и мощности (обычно начинающие со-вершают характерную ошибку, покупают «тюнинговый» мотор и часто без карбюрато-ра и трубы.
Это напоминает эпизод из фильма «Начальник Чукотки», когда ушлые ком-мерсанты янки продавали трубы от граммофона северным народностям. Одна ошибка порождает следующую. Для какого стиля этот мотор? Не все могут ездить на «верхо-вом», просто выпадая из режима. На какой шасси этот мотор наиболее хорош? И как его «строить» то? Сии технологии коммерсы от картинга не разглашают. Поэтому наиболее «удачной» покупки является карт после «чемпиона», если конечно там сохране-ны настройки шасси и регулировки сиденья. Но достаточно умолчать сорт применяемо-го бензина и даже просто масла для смешивания и при использовании хороших, но золь-ных масел нарастающий нагар снимает те пару- тройку сотен оборотов преимущества перед соперниками.

(лирическое отступление...
в качетве примера приведу нашу практику из класса "Пионер". Было это в Полтаве в 90е, когда "прибалты" нет, нет да залетали. Так вот, у "местных был карт с мотором от Серпухова, золотник пятиступка, у "прибалтов" обыкновенный полтинник двуканалка. Время прохождения 54 и 56 соответсвенно.(возможно неточно).Но в итоге прибалты смогли взять первое место. Сей мотор захотели купить. Купили. И?...
не едет. Дело в том, что использовали прибалты смесь бензинов Б70/115. чего еще там намешали неизвестно. но сей карт имел задние шины В28, все поголовно ходили на узких В25 (имеется в виду класс Пионер с объемом 50см). так вот, карт завелся с проката с полметра (это при том, что приехали черт знает откуда, мы довольно долго толкали при "оживлении"), и....с БУКСОМ стартанул.
так вот, купившие мотор предьявили "прибалтам". типа, ваш мотор "не едет!". на что те ребята слили ихний бензин и залили свой. на котором тот естественно начал "валить". на закономерный по логике вопрос и технологии бензина ответили с арийской прямотой -а насчет бензина разговора не было. нам доводилось видеть моторы сделанные по такой технологии, фазы очень большие, трубы узкие с длнной цилиндрической частью. (узкие это диаметр может быть 70 максимум, но скорее всего 60, в то время как большинство "увлекалось" диаметрами 100 и более.
как нам кажется, в данном случае был подобран обьем системы выпуска. Звук кстати, характерный, как от турбонаддува.


Бензин..
как бы 100 . а кто проверял то, 100 он или вообще 95?С бензинами тоже не малая возня. Он «выдыхается». Подавляющему большинству пофиг. Едет и ладно. А вот для матерых адептов бензин выдохшийся (потерявший летучие фракции) при периодическом откры-вании закрывании бочки, снимает обороты либо «рывок». Поэтому они заранее разлива-ют бензин по отдельным канистрам, каковые и открывают по мере  необходимости. Разный бензин требует свою точку опережения.
 
Пример применения технологий.
В 90 годах был развит класс Пионер, с мотором В501. Передач было две. возраст маленький, и приходилось много времени уделять просто переклю-чению передач .(по сложности управления карт с КПП сложнее по алгорит-му управления, или задействованию зон мозга, по сравнению например с без-коробкой. коробочный карт это следующая ступень обучения. В коробочном варианте задействуются дополнительные зоны мозга и чтобы «обучить» еще и их, нужно время для формирования нейронных связей.)

Поэтому было принято решение практиковать езду по стилю безкоробка, первая передача была экспериментальным путем подобрана на рывок в ме-мент «зависа» в точке перехода, трубы выпускная имела систему подпора типа МЦ 60х в ГДР. Что давало 0,5 секунд за счет рывка при выходе с пово-рота. То есть, даже при равном хронометраже тактически это было вы-игрышно.
Большинство маститых и опытных механиков шло спорной доро-гой высоких фаз и больших оборотов. Естественно за счет надежности и вывоза. Поэтому решено было противопоставить почти стандарт с отно-сительно малозапиленными окнами перепуск вообще не трогали. Получился средненький мотор, который выдавал необходимый минимум до 10000. (к моменту прикрытия класса Пионер были достигнут потолок 14000 на трассе, и ветеран весьма неплохо противостоял тогдашним "пилотам" (ковровские моторы по лицензии Ямахи) обхо-дя их на прямой. Стиль как вы понимаете безкоробочный. Ну а конкуренты не умели хорошо работать коробкой. Что и сводило к паритету.
Подробно этот и другие практические приемы работы по технологиям приведены в от-дельном приложении том 2. Лекции.

 конец цитированя на стр .148 из 161
продолжение следует


Рецензии