Джеймс Халлетт. Преизобилующая благодать

ПРЕИЗОБИЛУЮЩАЯ МИЛОСТЬ НАД ИЗОБИЛУЮЩИМ ГРЕХОМ
Джеймс Халлетт (1866)
http://gracetruthministries.com/jhallettgracesin.html

А когда умножился грех, благодать стала изобиловать еще больше
Рим.5.20 KJV

Апостол Павел в другом месте говорит: "Я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему» (Рим.1.16). И что бы люди ни думали или ни говорили об обратном, изобилие Божьей благодати над изобилием человеческого греха - это величайший дар и изобилие Евангелия. Павел знал, что благодать Божия сделала для него, как и для других, через его служение; поэтому он, независимо от человеческих взглядов или мнений, бесстрашно проповедует Евангелие благодати Божией в его естественной простоте; он не смягчает его, чтобы сделать его более приятным, и не учится говорить так осторожно, чтобы угодить всем; он никого не оскорбляет, но смело провозглашает истину; он не облекает Евангелие в странные одежды и не выражает себя в словах, имеющих двойное значение, но в простоте и божественной искренности; не с плотской мудростью, но по благодати Божией он проповедовал среди язычников неисследимые богатства Христа, оставляя их Господу, чтобы благословить или удержать; чтобы сделать их благоуханием жизни для избранных или благоуханием смерти для погибающих. Он учил не для того, чтобы угодить людям, но чтобы показать себя одобренным Богом работником, который не должен стыдиться, правильно разделяя слово истины, а также вверять себя совести каждого человека в глазах Бога (2 Кор. 2.16)
Но этот текст, наряду с другими, столь же важными, часто попадает в руки воров и разбойников, которые пользуются мудростью древнего змия и прибегают ко всей софистике, способной лишить его славы и ценности; и, делая ложные выводы из текста и заставляя его говорить вещи, чуждые значению Святого Духа, они так искалечили его, что он стал камнем преткновения в умах многих и поводом для ожесточения других в грехе.
Вывод, сделанный из текста многими, кто не знает ни Писания, ни силы Божией, состоит в том, что если благодать изобилует над изобилием греха, то путь для изобилия благодати лежит через изобилие греха для человека, ибо разве она не кладет сразу топор под корень добрых дел и не открывает шлюзы греха и зла и, по-видимому, по крайней мере, дает человеку разрешение на грех? То, что она кладет топор в корень ложно названных добрых дел, которые в лучшем случае являются лишь прикрашенными грехами, я признаю, и что она действительно исключает даже настоящие добрые дела из того, чтобы быть либо похвальной, либо действенной причиной спасения, и это не менее благословенная истина; но это столь далеко от открытия шлюзов для греха и зла, что это самое мощное средство закрыть эту дверь и запереть ее полностью. То, что люди с развращенными умами извращают Священное Писание и злоупотребляют свободной благодатью Божьей, используя ее в худших целях, делая ее прикрытием своих грехов, - это суровый и болезненный факт, слишком очевидный, чтобы его отрицать; и этому не следует удивляться, ибо "нечестивые будут поступать нечестиво" и "никто из нечестивых не поймет" (Дан. 12.10 KJV); но бедный грешник, который был обличен в грехе, праведности и суде Святым Духом, и чувствовал вину греха в своей совести, и гнев Бога, мстящего за грех, тяжело лежащий на нем, - его грехи смотрели ему в лицо  страхом смерти и ужасом разрушения, и в своем горе был приведен к Господу с искренней молитвой о милости и спасении, и чьи вопли и стоны услышал Бог, простил ему грехи его, сказав ему, как и человеку, приведенному друзьями ко Христу: "сын мой, радуйся, прощаются тебе грехи твои "(Мтф. 9.2) - такой человек возвеличит благодать Божию, изливая всю душу свою в любви, хвале, благодарении и благословении имени Господня за то, что Он сжалился над ним, гнуснейшим из гнусных, в то время как смирение, сокрушение и благочестивая скорбь будут изливаться из его сердца, "ибо благость Божия ведет людей к покаянию" (Рим. 2: 4) и, конечно, он не будет грешить, чтобы благодать была в изобилии.
Были и такие, кто осмеливался утверждать, что Павел сказал: "Будем творить зло, чтобы из него вышло добро", - и отвергая это обвинение, Павел, с пылом ревности и негодования, которое оно вполне заслужило, обрушивается на этих гнусных клеветников с торжественным утверждением: "чье проклятие справедливо".(Рим.3.8). Как я уже сказал, Павел не пытается смягчить истину, чтобы человек не использовал ее дурно, но рассуждает откровенно, как мы уже сказали; тем не менее, он показывает наиболее ясно и благословенно действие такой богатой благодати, когда она вводится в сердце Святым Духом; и предвидя, казалось бы, что люди, противящиеся истине, скажут: "будем делать зло, чтобы могло прийти добро", - тут же прибавляет: "Как же нам, мертвым для греха, жить в нем дальше? ибо наш ветхий человек распят со Христом, чтобы тело греха было уничтожено, и чтобы мы не служили впредь греху. Ибо в том, что он умер, он однажды умер для греха; но в том, что он живет, он живет для Бога."Итак, считайте себя мертвыми для греха, но живыми для Бога через Господа нашего Иисуса Христа". "Ибо грех не будет владычествовать над вами, ибо вы не под законом, но под благодатью" (Рим.6.14), и это показывает, что благодать в сердце гораздо более могущественна для спасения от практического зла, чем закон, ибо "закон и ужасы только ожесточают", пока они действуют одни; но "чувство искупленного кровью прощения скоро растворяет каменное сердце". Да, друзья мои, благодать Божия, изобилующая над грехом и спасающая от ада, учит людей отвергать нечестие, как говорит апостол: "благодать Божия, приносящая спасение, явилась всем людям, научая нас, что, отвергая нечестие и мирские похоти, мы должны жить трезво, праведно и благочестиво в нынешнем мире" (Тит 2.12 KJV).
Под благодатью Божией в тексте апостол подразумевает Евангелие, которое он называет Евангелием благодати Божией (Деян. 20.24), и оно явилось всем людям: "ибо разве они не слышали?" (Рим. 10.18) говорит Павел: "да, истинно, ибо голос их пошел по всей земле, и слова их до скончания века". Отсюда мы видим, что Евангелие благодати Божией запрещает нечестие, а благодать Божия в сердце грешника препятствует ему. Рассуждая далее на эту тему, я попытаюсь показать из Писаний истины примеры, в которых благодать наиболее блаженно и чудесно преизобиловала над грех. "Если кто говорит, пусть говорит, как слова Божии; если кто служит, пусть делает это по мере способности, которую Бог дает, чтобы Бог во всем мог быть прославлен" (1 Пет. 4.11). "Обращайтесь к закону и откровению, если кто не говорит по слову сему, то потому, что нет в нем света" (Ис. 8.20 KJV). Служителям надлежит черпать свои сюжеты из Писаний и не возвещать видений из собственного сердца; ибо когда "так говорит Господь" создается для подтверждения того, что проповедуется, кто может опровергнуть это?
Если мы хотим увидеть самый необыкновенный пример благодати, преизобилующей над изобилием греха, мы должны увидеть нашего дорогого Господа в Гефсиманском саду; тогда благодать со свидетельством преизобиловала над грехом. В первой части стиха, в котором стоит наш текст, Павел говорит: "Кроме того, закон был дан по причине  преступлений; а где нет закона, там нет и преступления". То есть грех, будучи преступлением закона, придает силу закону, чтобы осудить грешника. "Ибо возмездие за грех есть смерть" (Рим. 6.23) и так как все согрешили и лишились славы Божией, то смерть перешла на всех людей. Теперь же Христос, сделавшись по Своему договору в завете Поручителем Своего избранного народа, этим сделал Себя ответственным перед законом и правосудием за все грехи Своего народа; поэтому Он должен был пострадать за те грехи, которые по завету Он сделал своими собственными, ибо закон не очистит виновных; справедливость не может быть принесена в жертву. Он взялся и должен был пройти через эту работу. Поэтому написано: "Он был сделан грехом за нас, не знавший греха, чтобы мы соделались праведными пред Богом в Нем" (2 Кор. 5.21). Именно в скорбном саду на Него были возложены бесчисленные грехи Его избранной семьи со всеми их отягчающими обстоятельствами. Там Отец возложил на Него беззаконие всех нас. О, какое могучее "всех"! И тогда "благоугодно было [Отцу] поразить Его, и предал Его мучению" (Ис.53). Именно здесь грехи Его народа (которые Он сделал своими собственными) вливались в его душу подобно всепоглощающему потопу; здесь грех со свидетельством изобиловал в Святом Агнце Божьем; и гнев Божий из-за греха человека изливался здесь на личность дорогого Искупителя без малейшей примеси милосердия. О, какая страшная встреча в Его душе - грехи человека и гнев Божий! Именно это заставило нашего дорогого Господа воскликнуть: "душа моя скорбит даже до смерти", и в душевной муке излил Он Свою скорбь Отцу Своему Небесному со словами: "если возможно, да минует Меня чаша сия". Это была ужасная тяжесть человеческого греха и Божьего гнева, встретившихся в его драгоценной душе, что вызвало пот, как будто большие капли крови падали на землю. Поэтому пророк воскликнул: "неужели это ничто для всех вас, проходящих мимо? вот, посмотрите, нет ли скорби, подобной моей скорби, которой Господь поразил меня в день Своего яростного гнева" (Притч. 1.12), и грех был причиной этого.
Но, о, обратите внимание, как благодать преизобиловала над всем изобилие греха, ибо, хотя Он был в величайшей душевной муке, мы слышим, как он говорит: "Не как Я хочу, но как Ты; и если эта чаша не должна миновать, пока Я не выпью ее, да будет воля Твоя". Давайте пройдем за Ним от сада до креста. Там мы увидим Его, несущего наши грехи в Своем собственном теле на дереве, оскорбляемого толпой, осмеянного и презираемого иудеями; Его бок пронзен римскими солдатами, так что Он был зрелищем ран и крови; и чтобы сделать Его горе совершенно полным, Бог также оставил Его; поэтому мы слышим, как Он восклицает: "Боже мой, Боже мой, почему Ты оставил Меня?" (Мтф. 27.46) и грех был причиной всего этого; ибо что же поразило безгрешного Сына Божия, что пронзило душу Его, как не грех? "О, ты отвратительное чудовище, грех!" - какое проклятие ты принес! Все творение стонет через тебя, причина страданий!". Но вспомните, как преисполнилась благодатью Его скорбящая душа, как вся Его глубина сострадали тем, за кого Он изливал Свою душу: "Отче, прости им, они не ведают, что творят". Вот сострадание у Бога, ибо когда Спаситель узнал, что цена прощения - Его Кровь, Его жалость никогда не отступала".
Но, опять же, благодать изобилует над изобилием греха в призыве каждого бедного грешника из тьмы к свету, в "переходе его из царства тьмы в царство возлюбленного Сына Его" (Кол.1.13), ибо таковые "спасены и призваны не по делам их, но по Его собственному замыслу и благодати, которые были даны нам во Христе прежде сотворения мира". Я постараюсь проиллюстрировать это, обратив внимание на несколько поразительных примеров. Апостол, обращаясь к Церкви, говорит: "И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим,  в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления,  между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие" (Еф.2.1-3). Здесь говорится об изобилии греха, и Павел добавляет: "в то время вы были без Христа, будучи чужды устроения израильского и заветов обетования, не имея надежды и без Бога в мире." (Еф. 2. 12 KJV). В каком развращенном состоянии они были! Затем отметьте, как изобиловала благодать: "Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, -  и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять" (Еф.2.4-10). Эти места Писания ясно показывают, что спасенный грешник предназначен к хождению в добрых делах здесь так же, как и к вечной жизни после смерти. "Потому что он предал Себя за грехи наши, чтобы избавить нас от всякого беззакония [вот искупительная благодать!] и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам". Это спасительная благодать, царящая в сердцах.
Павел опять же пишет церкви в Коринфе: "Разве не знаете, что неправедные не наследуют Царства Божия? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники, Царства Божия не наследуют; и такими были некоторые из вас" (1 Кор.6.9-10). О, какой список мерзостей! Здесь мы поставили перед нами некоторые из зол, происходящих из сердца; и это оскверняет человека. Эти преступления были распространены в Коринфе, а не в меньшей степени, может быть, в Сандерленде; и если мы еще не понимаем этого, то должны убедиться, что эти прискорбные грехи есть в мире, и их предостаточно. "Но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего". Вот благодать, преизобилующая над изобилующим грехом! "Не из-за добрых дел, а для добрых дел... И все это у Агнца". "Потому что он пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Лк.5.32). "Верно; и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников" (1 Тим.1.15).
Отметим еще несколько случаев, где этот текст исполнился поразительным образом. Мария Магдалина была грешницей. Все знали, кто она такая, и она была одержима по меньшей мере семью бесами. О нашем Господе сказали: "Если бы Этот Человек был пророком, Он бы знал, что это за женщина". Но перед Ним была грешница обличенная, измученная, кающаяся, с сокрушенным сердцем, грешница, которая нуждалась в сострадательном Спасителе и добром Враче, Который залечил бы ее истерзанное сердце, и как раб, который не имел чем заплатить, нуждалась в Том, Кто действительно поручился бы за нее и оплатил ее долг, и все это она нашла в Иисусе. И с какой чудесной благодатью Он сказал ей: "многие грехи твои прощаются тебе, иди с миром;  вера твоя спасла тебя". Он много простил ей, ибо она возлюбила много, а не грешила, чтобы благодать умножалась (Лк.7.47-50).
Затем, опять же, в случае Закхея, какой пример благодати, изобилующей над изобилием греха! Он был начальником мытарей и был очень богат, наполнял свой кошелек из чужих сундуков и разбогател за счет других людей или, скорее, за счет их потерь; но он был сыном Авраама, и теперь пришло время ему обратиться от заблуждения на своем пути, и благодать сияла особенно ярко, прежде всего в поисках Его, ибо не Закхей искал Иисуса, а Иисус искал его. В другом месте сказано: "Иисус должен был пройти через Самарию" (Иоан. 4.4), и почему?? Потому что в том городе была дочь Авраама, но еще подвластная сатане и слуга греха; пришло время, чтобы она была приведена от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу. Поэтому в случае с Закхеем Иисус должен был пройти через Иерихон, чтобы найти эту заблудшую овцу. Есть истина в наблюдении, которое иногда делается, что когда придет время призвать грешника по благодати, если будут использованы средства, Господь приведет грешника к средствам, или средства к грешнику. В случае этого человека  было последнее; правда, он хотел увидеть Иисуса и, будучи маленького роста, взобрался на дерево, чтобы увидеть Его. Если бы он чувствовал свою нужду в Спасителе и верил в Иисуса, как женщина с кровотечением, он бы протиснулся сквозь толпу, чтобы добраться до Него. Но это было не так; все, чего он хотел, - это увидеть этого удивительного Человека. Возможно, он много слышал об имени и славе Иисуса, а также о многих противоречивых рассказах о Нем, и, побуждаемый духом видения, как это часто бывает в наши дни, он взобрался на дерево. Но Иисус, увидев его, сказал: "Успокойся и сойди; ибо сегодня Я должен быть в доме твоем. И он поспешил, и сошел, и радостно принял Его". И как была явлена верховная благодать в поисках его, так и сила благодати была явлена в победе над этим алчным мытарем и изгнании из его сердца корня всякого зла - любви к деньгам, ибо он сказал: "Господи, половину моего имущества я отдаю нищим; и если я взял что-нибудь у кого-нибудь по ложному обвинению, я возвращаю ему вчетверо. И сказал Ему Иисус: ныне спасение пришло в дом сей, ибо и он есть сын Авраамов. Ибо Сын Человеческий пришел искать и спасать то, что было потеряно" (Лк. 19.5). Здесь я останавливаюсь, чтобы спросить, было ли призвание, обращение и спасение этого человека результатом его собственной свободной воли или всецело свободной Божьей благодати? Ответ должен быть: "не от дел, чтобы кто не хвалился".
Еще одно поразительное доказательство благодати, преизобилующей над грехом, мы находим у разбойника на кресте, который за мятеж и убийство был осужден на смерть; и даже будучи прибит ко кресту, он присоединился к толпе и своему собрату-грешнику говоря: "если Ты Христос, спаси Себя и нас, и мы уверуем в Тебя". Но, о, изобилие благодати! Он был обличен в грехе, и вопль о милосердии был вложен в его душу; когда в самых челюстях и муках смерти он излил все свое сердце со словами: "Господи, помяни меня, когда придешь в Царствие Твое", и на этот вопль дорогой Господь ответил, сказав: "Ныне будешь со Мною в раю" (Лк. 23.39,42-43).
Другой пример благодати, преизобилующей над грехом, мы находим в призвании и обращении Савла из Тарса, который был врагом Церкви Божией, преследовал святых даже до смерти и, как он сам сказал, "часто наказывал их в каждой синагоге и принуждал их к богохульству; и будучи чрезвычайно безумным против них, преследовал их даже в чужих городах". Но посреди своего греховного и безумного пути он был остановлен голосом с неба, говорящим ему: "Савл, Савл, зачем ты гонишь Меня? трудно тебе идти против рожна" (Деян.26.14). И почему он был остановлен в своей безумной карьере? Потому что он был избранным сосудом для Господа, и теперь пришло время ему обратиться от заблуждения своего пути и спасительно обратиться к Богу.
Таким образом, я заметил четыре случая, где благодать в самом деле преизобиловала над грехом. Грех был в изобилии, но не во всех одинаково; каждый из этих людей был великим грешником, но не одного цвета кожи. В Марии Магдалине мы видим великую грешницу, возможно, буквально одну из блудниц, о которых говорит Соломон. В Закхее мы видим жадного мирского человека, копящего богатства, хотя он и не знал, кто их соберет. В разбойнике мы имеем того, кто не боялся Бога и не почитал человека; он жил вопреки всякому закону, человеческому и Божьему. В Савле мы имеем фарисея из фарисеев, который в отношении нравственного зла был непорочен. Но хотя во многих отношениях они сильно отличались друг от друга, все же каждый из них был врагом Бога по злым делам и, несомненно, погиб бы в своих грехах, если бы наш текст не был исполнен; и в каждом случае, где грех был в изобилии, благодать была гораздо более изобильной.
Но, опять же, разве грех не изобилует в сердцах всех людей, хороших или плохих? Разве сердце не обманчиво превыше всего и не отчаянно порочно? Разве мысли и помыслы сердца не злы, и только злы, и постоянно? И разве этот испорченный источник не изливает непрестанно испорченные потоки, такие как гордыня, похоть ко злу, испорченные привязанности, вместе со всяким другим злом, которому можно дать имя? Извращенность в воле, мятеж в сердце, вражда в уме - все это иногда действует внутри до такой степени болезненно, что бедный грешник восклицает вместе с Давидом: "беззакония превозмогают меня", и кто из нас осмелится сказать: я чист и непорочен от всего этого? Не я - говорит бедный грешник, который чувствует язву своего сердца, ибо он знает, что в нем - то есть в его плоти - не обитает ничего хорошего, но всякое зло, закон в его членах борется против закона в его уме, приводя его в плен к закону греха в его членах, так что он не может делать то, что хотел бы сделать; ибо когда он хочет делать добро, зло присутствует с ним; и он мучительно чувствует, что чресла его наполнены отвратительной болезнью греха, и что вся голова больна, и все сердце изнемогает. Он "источает отвратительный смрад, и в каждом его члене сидит чудовище".
Но благодать изобилует не только в помиловании этих грехов сердца, но в предотвращении их превращения в явные дела. Поэтому благодарение Богу,. говорит апостол, что "вы были рабами греха, но вы от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя,  когда вы освободились от греха» (Рим. 6.17); не освободились ни от пребывающего греха, ни от его мятежей,  ни от чумы греха, ни  окончательно и полностью от его пленительной власти - ибо "я нхожу", говорит апостол, "другой закон в моих членах, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих" (Рим. 7.23), но освободились от царствующей власти греха".  "Грех не должен иметь власть над вами (хотя он стремится к овладению), потому что "вы не под законом, но под благодатью, а благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом". Благодарение Богу за это (Рим.6.14, 5.21), и благодати Моей, говорит Господь, достаточно для тебя. Апостол с радостью готов был хвалиться своими немощами, чтобы сила Христова явилась на нем. "Умом моим служу закону Божию, а плотью закону греха".
Но опять же, прочтите Псалмы 106 и 107, и там вы увидите изобилующие грехи Израиля против Бога и преизобилующую благодать по отношению к Нему; и мы не знаем, что тут более удивительно - отвратительное беззаконие Израиля, или Божья великая благость, которую Он явил народу. И чем мы лучше их? Ничем совершенно. Давид говорит: "Мы согрешили с отцами нашими, мы совершили беззаконие... Наши отцы не уразумели чудес Твоих в Египте; они не помнили множества милостей Твоих, и возмутились у моря" (Пс.106.6-7). Здесь мы видим изобилующий грех в народе. Тем не менее Он спас их ради имени Своего, чтобы явить могущество Свое", "спас их от руки ненавидящего и избавил их от руки врага" (Пс.106.8,10 KJV). Это изобилующая благодать. "Тогда они поверили слову Его, и пели Ему хвалу". Но заметьте, сколько они, забыв Его дела, совершили грехов всякого рода и характера, какие ум только может представить, даже приносили сыновей своих и дочерей своих бесам (Пс.106.13-37)! И это избранный Богом народ, видевший Его чудеса и в Египте, и в земле Хама! И как верно для этого народа, что они продолжали делать злое пред очами Господа, и мы можем добавить еще и еще, что "они осквернили себя делами своими; блудодействовали своими изобретениями Поэтому гнев Господа возгорелся против народа Своего, так что Он возненавидел наследство Свое" (Пс.106.39-40 KJV). И он уничтожил бы их, если бы не Моисей, избранный Им, не встал перед Ним и не отвратил ярость Его. О, великое благословение иметь Посредника между праведным Богом и грешным человеком! Но хотя Господь не уничтожил их, Он предал их в руки язычников, и ненавидящие их стали обладать ими, и они были наказаны за беззаконие свое. Но теперь отметьте изобилующую благодать: тем не менее "Он видел скорбь их, когда слышал вопль их, и Он вспомнил завет Свой с ними и явил множество милости Своей" (Пс.106.44-45 KJV). Но перед лицом этих милостей они продолжали грешить и не верили, чудесам Его, пока Господь восклицает: «Как долго будет раздражать Меня народ сей, и как долго это будет, прежде чем они будут верить, при всех знамениях, что Я показал им?" (Чис.14.11 KJV). "И погубил дни их в суете и лета их в смятении.  Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу, и вспоминали, что Бог - их прибежище, и Бог Всевышний - Избавитель их, и льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним" (Пс.77.33-37). О лицемерие сердца человеческого! "Их сердце не было с Богом, и они не были верны завету Его" (Пс.78.37 KJV). Но, возможно, вы спросите: где все это происходит у нас? О, друзья мои, если Бог даст вам увидеть скрытое зло, отчаянное лукавство и обольщение в ваших сердцах, то вы увидите в этом перечислении грехов Израиля свое лицо как в зеркале. Теперь, друзья мои, отметьте снова, как изобилует благодать: "Он же, будучи исполнен сострадания, прощал грех и не истреблял их, много раз удерживал гнев Свой, и не возбуждал всей ярости Своей, ибо Он помнил, что они плоть, дыхание, которое уходит и не приходит снова" (Пс.78.38-39 KJV). О, какие чудеса благодати сотворил Он! "Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и проступки остатку наследия Твоего? Он не  гневается навсегда, потому что любит миловать" (Мих.7.18 KJV).
Теперь я обращаю внимание на несколько отдельных случаев, когда грех изобиловал в народе Господа, отступая от него, и Его изобильная благодать исцеляла  отступничество и возвращала народ обратно к нему.. Давайте сначала посмотрим на Манассию, это чудовище беззакония, которое заставило улицы Иерусалима наполниться невинной кровью, принесенной в жертву языческим богам и бесам. Поэтому Бог за  нечестие послал его в плен - ибо будьте уверены, что Он отомстит за наши греховные затеи и даст нам почувствовать, что грешить против Бога - это зло и горько. Но в своей скорби Манассия смирил Себя и искал Господа; и что это, как не благодать, приводящая человека к Нему, как мы читаем в притче о блудном сыне? И если бы дух благодати не излился на него, он не искал бы Бога в своей скорби, но все более и более восставал бы, как это делают сотни людей в скорби; но благодать видна далее в прощении его грехов и возвращении его обратно в Иерусалим, ибо Господь призрел на него. "Это не по добрым делам и нравам... от благодати это исходит, и все принадлежит Агнцу".
Давайте теперь посмотрим на этого замечательного персонажа Ефрема. Кто такой  Ефрем? Ведь Господь говорит: "Я отец Израилю, и Ефрем - первенец мой" (Иер. 31. 9). Но Ефрем, хотя и был милым сыном и любимым ребенком, связался с идолами, и, кажется, главным его идолом была алчность, то есть идолопоклонство. "За беззаконие корыстолюбия его Я поразил его, - говорит Господь, - Я сокрыл Себя и разгневался, и он пошел по пути сердца своего" (Ис.57.17). Все упреки, обличения и раны были безрезультатны, и не смогли остановить его на его своенравном пути; поэтому: "оставлю его в покое, говорит Господь, и сделаю его больным от его идолов". Но посмотрите, как благодать преизобилует над всем бунтарством, порочностью и упрямством Ефрема! "Ефрем (говорит Господь) мой дорогой сын, любимое  дитя! Ибо, как только заговорю о нем, всегда с любовью воспоминаю о нем. Поэтому внутренность Моя возмущается за него; Я, конечно, помилую его, говорит Господь" (Иер.31.20). И посмотрите на результат такой изобилующей милости, как он виден из исповедания Ефрема: "После того, как я был обращен, я каялся... Я был постыжен,  смущен, потому что нес бесславие юности моей" (Иер.31.19 KJV). Опять же, давайте вспомним о словах обличения Иакова, и мы увидим, грех изобилующий в страшной степени: "Но ты не взывал ко Мне, Иаков,  ты не трудился для Меня, Израиль и ты досадил Мне грехами твоими, утомил Меня  беззакониями твоими" (Ис.43.22-24 KJV). Но отметьте преизобилующую благодать: Я Сам (говорит Господь) изглаживаю преступления твои ради Себя, и не буду помнить грехи твои" (Ис.43.25, Иер.50.20).
И разве притча о блудном сыне не иллюстрирует эту же тему? Разве грех не изобиловал в нем, а благодать не преизобиловала в отце по отношению к нему? Разве грех не изобиловал в Петре, когда он отрекся от своего Господа и Учителя, подтвердив свое отречение словами, что он никогда не знал этого Человека? Разве, очень скоро после того как он сказал Своему Господу, что он будет готов пойти с Ним в тюрьму и на смерть, Петр не отрекся от Него? Да, Петр не знал ни силы врага, ни своей слабости. Этот болезненный урок он должен был выучить, будучи просеян сатаной.  "Я молился о тебе," сказал Господь Петру, "что не оскудела вера твоя». Вот благодать показано Петру, и не только это, но Господь, обратившись, взглянул на него. Этот взгляд говорил красноречивее всяких слов к сердцу Петра. Он вышел, и горько плакал, помня собственную низость и доброту Господа.
Опять же, даже в случае с человеком, который был избит разбойниками, видно, как благодать преизобилует над изобилующим грехом. Этот человек шел из Иерусалима в Иерихон, из города Божьего в город проклятый. Неудивительно, что он должен был столкнуться с разбойниками там, где вся дорога кишела ими; и разве этот человек не представляет дитя Божие в состоянии отступничества? Думаю, да; это тот, кто открыто отпал от своего исповедания и ушел в мир; кто разрушил ограду, чтобы его укусила змея; кто перешагнул через границы, которым обещана защита, и ушел в запретную землю. Неудивительно, что его изранили и оставили едва живым. Большое чудо, что он не был убит сразу, а так было бы, если бы милость Божия это не предотвратила; но вот преизобилующая благодать! Ни священник, ни левит не обратили на него внимания.  Осмелюсь сказать, что они думали, что он получил достойное по делам его, как во многом и было. И кто же тот добрый самаритянин, который сжалился над ним? Это благой, великий Врач Христос, Брат, что явится во время несчастья, Христос Первосвященник, Который может пожалеть невежд, и тех, кто сбился с пути! О отступники, если таковые есть здесь, услышьте то, что Господь говорит: "Возвратитесь, мятежные дети: Я вызвал гнев Мой на Себя, чтобы исцелить вас; возвратитесь, мятежные дети: потому что Я сочетался с вами". Возможно, у вас есть благодать, чтобы ответить на этот дар преизобилующей благодати, говоря: «Вот мы идем к Тебе, ибо Ты Господь Бог наш; Ассур не будет уже спасать нас; мы не станем садиться на коня; и не будем более говорить делам наших рук: вы наши боги; потому что у Тебя милосердие для сирот" (Ос.14.3). Да, действительно, это все благодать от первого до последнего; благодать заложила первый камень, а сверху должен быть положен камень, о котором сказано: благодать, благодать на нем - благодать спасительная, побеждающая, прощающая, исцеляющая и дающая ответ; и все течет от Бога всякой благодати - Отца, Сына и Святого Духа. Дай Господь свое благословение, и я не добавлю ничего сверх того. Аминь.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии