Искусство в моей жизни. глава 4

ПЛЮС ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ
   Вспомним нетленное высказывание главного вдохновителя плана Гоэлро по поводу строительства общества будущего : "Коммунизм -это Советская власть плюс электрификция всей страны!" Люди зрелого поколения прекрасно помнят это крылатое выражение. Я привел его здесь исключительно для тех читателей, кто сегодня обучается дистанционно или сдает Егэ и кому труды Ильича - до лампочки!..
Итак, я тяну ручку металлической двери и вхожу в подстанцию, свою будущую цитадель. Она представляет собой крытое кирпичное помещение размерами примерно четыре на шесть метров. В дальнем конце подстанции размещены щиты, за которыми установлено различное оборудование защиты и распределения для эектроснабжения пселка и близлежащих ремонтных мастерких. Тут же находятся защитные резиновые коврики, боты и перчатки. Посередине помщения- большой самодельный "козел" для обогрева. Он состоит из асбестоцеентной трубы длиной примерно в 120 сантметров. Трба обмотана специальной нагревательной спиралью. Труба крепится горизонтально в специально сваренной металлической конструкии на чтырех ножках, что в целом и наоминет известное деревнское животное. Первый, кто в холодное ремя года приходил на работу, включпет обогрев, последний- выключает... Итак, я вхожу без пяти минут до назначенного инженером время. Все уже в сборе- возле печки сидят новые для меня люди. Интересно, какими они окажутся? Пока все приветливо улыбаются. Александр Евгеньевич коротко представляет меня, сказав одесяти классах и о том, что стройчасть и комендант общежития характеризуют меня положительно. Затем он представляет моих новых коллег. Александр Михайлович Бочкарев, старший электрик. Крупный дядя лет 45. Он, похоже, знает и умеет больше всех. Я о каждом напишу попозже более подробно, а пока- первый взгляд. Валерий Федорович Пятницкий, электрик 5 разряда. Веселый взгляд, приятное лицо. На вид ему под сорок. Женщина оимени Раиса. Фамилию дамы мне не назвали. Простоватое лицо, слегка чернява, средних лет. Вскоре в нашей компании появится еще несколько человек. Первым перейдет из- за стенки, где цех электрики автомобилей и тракторов. Это окажется ченьценный для меня кадр- коллега вдвойне,  Владимир Андреевич Смирнов, бывший артист драмтеатра... Потом приедет по распределению мой ровесник Саша Грызунов... Но - все по порядку. Александр Евгеньевич попрсил старших товарищей обучать меня практическому мастерству, уважать и заботиться о самом молодом элекрике. И вообще, любить и жаловать. Все пообещали взять шефство над птенцом гнезда Кржижановского, обещавщего при помощи электричества преобразовать всю страну!..
   Мне выдали плоскогубцы, отвертку, контрольную лампу, выписали спецодежду- теплую телогрейку, ватные штаны, шапку, зимние рукавицы и валенки с портянками, что я в тот же день бесплатно получил на складе. И вовремя, так как наступали сильные морозы, а я грузил бревна в демисезонном пальтеце и шляпе...
Я стал вливаться в колектив. Самые ответственные вызовы берет на себя Бочкарев.  Александр Михайлович- человек степенный, семейный, обстоятельный. Он высок, росл, носит белый дубленый полушубок, никогда не участвует в посиделках с горячительными напитками. Он чаще всех берет меня с собой, терпеливо обьясняет что к чему. Самое  простое казалось бы  дело- заменить перегоревшие лампочки-, на деле оказывается совсем непросто. Если, к примеру, она в уличном фонаре на столбе. Александр Михайлович легко взбирается на опору при помощи стальных когтей. Мне же они пока не очень подчиняются: то скользят по опоре и я вмесе с ними, то так впиваются в древесину, что не вытаскиваются. Бочкарев успокаивает меня и говорит, что через пару месяцев я буду взлетать на столбы, как альпинист!.. Или лампы в ремонтной мастерской,что неподалеку. Там ремонтируют тракторы и прочую посевную технику. Цех очень просторный и высокий. Лампы освещения находятся под потолком, на высоте примерно в десять метров. Причем, лампы эти очень мощные, примерно по киловатту мощности. У них специальный патрон, большой, называется  " Голиаф". Выкрутить негодную лампу и заменить на новую надо среди пыльных металлических конструкций, пройдя туда на высоте, куда-то надо дотянуться из самого неудобного положения. Вроде бы заменил. Надо спуститься вниз и включить освещение. А твоя новая киловаттка и не горит- недокрутил половину вертки... Ползи снова. И таких ламп под потолком надо, допустим, заменить немало. И главное- ничего не уронить с высоты  слесарям на голову! И самому не сверзиться, ведь главное, как говорят старшие товарищи- техника электробезопасности... Парочку раз меня очень  прилично дернуло током. Было это так. Бочкарев послал меня заменить выключатель на столбе. Опора находится недалеко, как подключать выключатель я пару раз видел. Иду. Первое- очень холодно, пальцы коченеют на морозе. Я кое-как обрезал провода, зачистил плоскогубцами кончики, сделал петельки для винтов нового выключателя. Согрел за пазухой пальцы. Кое-как вставил плоскогубцами с изолированными ручками винты и стал вкручивать первый винтик в гнездо отверткой. И тут же получил удар током!!! Что такое? Выключатель же  выключен, сеть неполная, бить не должно. Пытаюсь повторить операцию. Результат тот же- долбануло, дубину стоеросовую!.. В чем дело, ведь ручка у отвертки деревянная, а сухое дерево- хороший изолятор. Еще со школы помню... И тут до меня дошло: ручка-то деревянная, а заклепки на ней- стальные!!! Эх, и дубина же я, только догадался...
 Бегу на подстанцию и меняю отвертку с деревом на эбонитовую... Вкрутил, попробовал вкл-выкл, все работает. После этого креплю шурупами выключатель к столбу, прикрепляю скобами двойной провод, ранее болтавшийся и аккуратно удаляю старый выключатель. Коллеги одобрили мою работу. А она действительно хороша, ведь было темно, а стало светло, люди не споткнутся, пройдут спокойно...
 Одно плохо - ток невидим, но ощутим! И бьет очень больно, если какой-то недотепа туго соображает... Особенно, в первый месяц работы... Но я постепенно, степ бай степ, втягивался в процесс электрификации всей страны...
Рая. Ну что про нее сказать? Женщина как женщина. Скорее всего, замужем и при детях. Бывшая работница парикмахерской. Утверждает, что делала самые модные стрижки. Позже я проверю ее навыки в этой сфере. Рая три дня в неделю ходит по домам р квартирам и снимает показания счетчиков. Меня прикрепляют к ней с целью обучения по этой части тоже...
   Некоторые взыскательные товарищи могут упрекнуть меня в том плане, что книга посвящена искусству, а тут идут описания каких-то подстанций, отверток и плоскогубцев с изолированными ручками... Подождите, дорогие мои, сейчас мы познакомимся с человеком, который проработал актером Челябинского областного театра драмы имени Цвиллинга, местная знаменитость Владимир Смирнов. Строен, кареглаз, слегка кудряв, темноволос и оченьумен. Без Володи Смирнова не обходится ни одинконцерт местных артистов из народа...Володя, к счастью, перешел из соседнего автоцеха как раз к нам, в чистые электрики. У него есть красивая и очень строгая молодая жена Валентина. Если что, она может и тумаков надавать! Я это наблюдал не раз... Но- пока разговор об искусстве. Драматическому актеру Смирнову-старшему надоела бурная творческая богема Челябинска. Захотелось, как Пушкинской Татьяне," уединенья, тишины..." Дополню: и ласки молодой жены. Что и привело егона родину предков- к матери и младшему брату Славе, местному уктивисту и плэйбою... Володя на сцене конферирует и исполняет сатирические монологи, в основном, из репертуара Аркадия Райкина. Публика от него всегда в восторге, сколько бы он перед концертом не принял... Увы! И у самых больших артистов бывают небольшие слабости... Володя знает массу театральных историй, баек об Орловой и Шульженко, Щепкине и Щепкиной -Куперник, о Яншине и Игоре Ильинском, о Чехове и Книппер- Чеховой. В время зимних морозов, когда нет срчных аварий икоротких замыканий, что может быть лучше, нежели слушать этого человека энциклопедических знаний и богатой судьбы?!  Володя вскоре привел меня в клуб, где репетирует местная агитбригада. Представил. Там люди в основном поют хором и танцую народные танцы. Правда, есть и другая равновеликая Смирнову "звезда"- солотанцор Иван Кляулин. Как он танцует танцы народов мира! Цыганочку, татарский, яблочко- это что-то! Он чуть моложе Володи, Ивану лет 35, он черняв, усат исмахиваесам на цыгана. Танцует Кляулин в ичигах - мягких кожаных сапогах, почти без обычной подошвы... Итак, суперартист эстрады Владимир вводит меня в местный бомонд. Для всех я - иллюзионист Игорь Крылов. Уже пробный показ убедил местных артистов, что с этим заезжим юным иллюзионистом- манипулятором можно иметь дело...
Меня берут в общую новогоднюю программу. Наступает 1966 год. " Что он нам несет, радость или взлет?" Впрочем, тогда этой песни и в помине не было, как и группы "Машина времени". Это так, к слову. Тогда и ВИА-то не было, только-только Битлы проклюнулись... Но - новогодний концерт... "Науке неизвестно, есть ли жизнь на Марсе илиее там нет... Но что я могу сказать определенно,- по-филипповски говорит ведущий концерта и по-совместительству мой наставник,-так это то, что под Новый год чудеса случаются. В этом вас убедит дебютант нашей престижной сцены, маг и чародей И- и-горь Крыло-ов!!! И я вылетаю на сцену. "Зал полон, ложи блещут!" Ладно,лож нет, но зал праздничен, наряден и действительно переполнен. В центре первого ряда- главные люди поселка: дирекор совхоза с пышнотелой женой, от которой трудно отвести взор досужему Онегину, окажись он на сцене, парторг, профорг, участковый, главный агроном и прочие главные- инженер, зоотехник, птицевод, бухгалтер и т.п.- с их дамами... Далее везде- почтительная публика. Выхожу, легий поклон. По моему хлопку неизвестно откуда вылетаетволшебная палочка. Пока не поняли. Палочка "прилипает" к ладони, не падает, когда я верчу рукой вверх и вниз. Палочка орывается оо ладонри леает в воздухе сама по себе. Аплодисменты! Ага,стали просыпаться. Сейчас я вам подкину парочку чудес. Накрываю два стакана сводой шелковым  платочком, завожу между ними палочку и... поднимаю ею эти стаканы. Громие аплодисменты. Благодарю зрителей и накрываю один из стаканов другим платочком, говоря, что в нашем совхозе "без воды- и не туды и не сюды!" Несу стакан с водой, которая слегка выплескивается , на самый край сцены. Слегка взмахиваю платочком и... Ни стакана, ни воды... Бурный восторг. Говорю, что новогодние чудеса только начинаются и иду в зал. У меня в руках шнур в два метра и ножницы. Складываю шнур( это бельевая веревочка, а не популярный питерский артист) пополам и прошу неотразимую мадам: "Мария Васильевна, будье добры, разрежьте своей красивой рукой этот шнур!"  Директорская жена заметно краснеет: " А откуда вы меня знаете? Мы же не знакомы?"
Я лихо продолжаю: " Я же волшебник и знать некоторые секреты- моя прямая обязанность...Полагаю, ножницами поработать Вам не в тягость?!" Цыганоокая матрона вся зарделась и разрезает шнур пополам. Я набираюсь нахальства и прошу самого директора: "Будьте добры, Василий Федорович, завяжите кончики шнура только что разрезанные вашей очаровательноу соседкой!.." 
Ого, как метнула в меня лучистый взгляд изощренная в чтении скрытых мужских мыслей матрона!.. Директор завязал концы на два крепких узла. Я поднял разрезанный и затем связанный шнур над головой. "Бер! Ике! Учь!"- сосчитал я до трех по -местному. И- все увидели совершенно целый шнур... Овации. Хлопает, не жалея ладоней, не только зал, но и весь первыйряд! .. Давно бы так! Но у меня естьеще кое- что и на финал. Это волшебная шкатулка. Она пуста. Закрываю крышку, переворачиваю шкатулку, открываю и достаю из нее всякую всячину- цветные ленты, вазочки, шампанское и три фужера... Снова иду к просто Марии и прошу у нее алую легкую косынку с ее нежной шеи. Высокопоставленная мадонна дает мне косынку. Я вновь показываю пустую шкатулку, потом кладу в нее шампанское и фужеры. "Айн, цвай,драй!". Достаю фужеры, наполненные шампанским!.. Кричат " Браво!" Давно бы так. И - финальный трюк. Пустая шкатулка. Опускаю в нее косынку так, чтоб торчал один кончик. "Эрти, ори, сами!"- как говорят у нас настоящие, как я, грузины: " Адын, два, тыры!"
И выдергиваю из шкатулки косынку легким движением. Из нее прямо в зал вылетают три голубя. Они летают над головами, роняют маленькие пушинки и перышки... А вот этого я никогда не забуду: большой идобрый великан Василий Федорович вскочил с места и так яростно зааплодировал, как, наверное, никогда до этого!!!..
Да, этого момента я давно ждал. Для этог пришлось малость полетать с мотоцикла, порыдать над кучей тяжеленных бревен, провестинесколько бессонных ночей среди пьяныхпотасовок и брани, задыхаясь от табачного дыма... Но вот же он, мой миг удачи, волшебный час, когда и сам готов поверить в чудеса!..
А закончил свой сеанс магии я так. Подошел со своими фужерами к первой паре и сказал: " Мы поднимаем эти бокалы за всех вас, чьими руками творятся разные чудеса- невероятные урожаи, невиданные удои. Пусть Новый год принесет вам волшебные подарки, среди которых самое главное чудо- любовь! С новым годом!"
 Мы чокнулись и выпили.( Я совсем чуть-чуть). И матрона меня поцеловала, а солидный муж долго и горячо трес мне руку...

      ( Продолжение следует )


Рецензии