Откуда взялись и куда исчезли печенеги

Печенеги были одними из первых и наиболее зловредных врагов древней Руси. Первые столкновения с ними русских произошли в начале X или в конце IX века.

Начало народа печенегов точно неизвестно даже их происхождение.
По гипотезе историков, печенеги, наряду с аварами, хазарами и половцами, были тюркским народом. Однако мало чем, кроме аналогии, это мнение подкреплено. Очень поздний (XVII века) источник называет печенегов одним из туркменских племён.
Печенеги также могут считаться потомками иранских народов степи (скифов, сарматов или аланов), либо родственниками гуннов. Когда печенежский хан  Куря победил князя Святослава и убил его, то сделал себе из его черепа церемониальный кубок – этот поступок напоминает кельтский обычай. Ведь  в даже те темные, неизвестные нынешним людям века, существовала торговля, а следовательно и обмен идеями.

Титул «хан»,  о происхождении ничего не говорит – «ханами» («каганами») называли себя и древнерусские князья.
Существует гипотеза, согласно которой происхождение печенегов связано со скифским (сакским) государством Кангла или Кангюй, существовавшим в Средней Азии в последних веках до нашей эры и первых веках нашей эры. Вероятнее всего, печенеги  и скифы, гунны - это  родственные племена. Одни исчезали, вторые выходили на арену. Менялись  вожди, менялось и название племени.
 От них часть печенегов, и впоследствии называлась кангарами.  Перед выходом на историческую арену печенеги кочевали где-то к востоку от Волги. В конце IX века они оказались на её правом, западном берегу.
Тогда же, согласно поздней (Никоновской) летописи, в 875 году, с печенегами воевали киевские князья Аскольд и Дир. Впрочем, подтверждающих эту версию артефактов  не найдено.  По мнению некоторых историков, более достоверно, что первым русским князем, который имел дело с печенегами, был Игорь. Произошло это в 915 году, и тогда всё окончилось мирно. Но уже спустя пять лет печенеги пришли на Русь воевать.

Время от времени печенежские орды ходили в набеги на русские земли.
Впрочем, кочевники иного  способа добывать  себе  пищу, оружие и прочие жизненно необходимые вещи просто не умели.  Поле действия печенегов ограничивалось Поднепровьем. Печенеги совершали нападения на Киев, Переяславль, Чернигов, другие древнерусские города, расположенные на территории современной Украины.
То русские князья наносили поражения печенегам, то наоборот. В 968 году, при князе Святославе, находившемся в очередном походе, печенеги осаждали Киев. Тогда княгиня Ольга прислала Святославу письмо, в котором упрекала его за то, что он постоянно чужой земли ищет, а свою землю, между тем, не бережёт.
Не всегда печенеги являлись врагами Руси. Время от времени они выступали как союзники. Первый раз это было в походе князя Игоря на Константинополь в 944 году. Святослав в 970 году тоже выступил против Византии вместе с печенегами. Однако византийцам удалось дарами склонить печенегов к отпадению от союза. При возвращении на Русь из неудачного похода Святослав подвергся нападению «печенегов» из засады и погиб (972.г).
Русские князья стремились обезопасить свои южные рубежи и «приручить» «печенегов». После принятия Русью христианства они были заинтересованы в том, чтобы крестить и «печенегов». Владимир Святой в 1008 году с честью пропустил через свои земли папского легата Бонифация (Бруно Кверфуртского). Тому удалось крестить часть «печенегов» и даже рукоположить там епископа. Однако сведений о дальнейшей судьбе «печенежской епархии» отсутствуют.
По-видимому, какая-то часть «печенегов» приняла христианство, какая-то осталась в своей вере. Около того же времени (1009-1010) довольно значительная часть печенегов приняла ислам. Русские князья не считали печенегов ровней себе. Этим они отличали их от пришедших позднее половцев. С половецкими ханами русские князья роднились, женясь на ханских дочках, предварительно их крестив. О существовании аналогичных браков с печенежками по источникам неизвестно.
Печенегов регулярно приглашали на свою сторону русские князья во время междоусобных войн, возникавших в начале правления Ярослава Мудрого.
В 1036 году Ярослав нанёс поражение печенегам, подступившим к Киеву. Однако решающим фактором в уходе печенегов за Дунай стал приход с востока более многочисленных и воинственных половцев.
Печенеги были опасны не только для Руси, но и для Византии. Они постоянно разоряли северные рубежи империи, а после ухода из приднепровских степей вторглись в Византию, но были разбиты.
Имперское правительство поселило «печенегов» на Дунае с целью охранять рубежи Византии. Но печенеги стали вмешиваться в события, происходившие в Византии.
В 1091 году, во время вторжения турок-сельджуков в Византию, печенеги-мусульмане выступили на их стороне. Тогда имперские власти пригласили себе на помощь половцев – давних врагов печенегов. Есть сведения и об участии русской дружины (князя Василька Ростиславича) в союзном византийско-половецком войске. Вероятно, против печенегов-мусульман выступили и их единоплеменники-христиане.
29 апреля 1091 года в битве при Левунионе союзники при участии греков, разгромили «печенегов». После этого победители вырезали не только пленных печенегов-воинов, но и всех женщин и детей, находившихся у них в обозе. Половцев потрясла хладнокровная жестокость, с которой греки устроили этот геноцид.
После этого события начинается угасание «печенегов» как народа. Они сходят с исторической арены. Какое-то время печенеги-христиане ещё служили Византии, но в XII веке упоминания о них прекращаются. Предполагается, что печенеги могли составлять часть «берладников» и «бродников», известных в конце XII – начале XIII века в южнорусских степях. Бродники, считаются прародителями  «Донских казаков». Так что у первых казаков Дона, текла кровь ПЕЧЕНЕГОВ.
«Сказание о Мамаевом побоище» XV века, повествующее о «Куликовской битве», называет Челубея «печенегом». Большинство историков считает, что это этого не может быть. Но есть мнение, что часть «печенегов-мусульман» до конца XIV века ещё проживала в Крыму и, таким образом, могла служить в войске Мамая. Христианская же часть могла обосноваться на Дону. Гипотеза  сия  подтверждается тем фактом, что,
начиная с XII  века в низовьях   Дона, Днепра и Днестра начинают появляться поселения, с жителями непонятными по происхождению.
 Эти поселенцы отличаются беспокойным нравом и готовностью ежеминутно рисковать своей жизнью. Позднее, когда Русь стала окончательно скатываться к феодальной междуусобице, ватаги жителей низовьев начали часто входить в составы дружин князей, оспаривающих друг у друга древнерусские престолы. И чем сильнее становилась раздробленность, некогда единого государства, тем чаще на исторической сцене появлялись бродники. А именно такое название носили поселенцы Причерноморских низовьев. Очень может быть, что  мусульманские  печенеги, дали  толчок к образованию «Запорожцев». Христианская  же ветвь - осела на Дону.
Само происхождение их названия вызывает жаркие споры в ученой среде. Бродники от понятия "брод" или от слова "бродить" или тут есть ещё какой-то утерянный со временем смысл?  Но чтобы решить этот давний спор, нужны  знания о языке  тех или иных  сообществ.
Не меньшие споры вызывает само происхождение бродников. Кто они? Наследники антских племён? Или это остатки печенежских орд, не добитых Ярославом Мудрым и укрывшихся в плавнях от половецких ханов? Или и то, и то вместе взятое и дополненное ещё беглецами с Руси, в период княжеских раздоров оказавшихся, волей или неволей, в низовьях, между степью и морем?
Факт, что несильно бродники благоволили как Руси и князьям Рюриковичам, так и половцам. Участвовать в набегах на стороне того или иного князя, пожалуйста, но чтобы подчиняться - это вряд ли.
В первой половине XIII  века бродники уже являются значительной силой, с которой считаться приходится всем в регионе. Во время битвы на Калке они бьются на стороне монголов, и их вождь Плоскиня играет определённую роль в гибели князя Мстислава и всего русского войска. (Летопись запечатлела один нюанс в поведении Плоскини: " он целовал крест на том, что не прольётся кровь сдавшихся татарам русских князей" Т.е.  возможно - бродники были христиане.)

 
Интересно, что в тоже самое время на Руси существует ещё одно понятие – «берладники».
Жители города Берлад на одноименной реке, притоке Сирета (Современный  Бырлад в Румынии). Описания берладников очень сходно с бродниками и характер их поведения так же идентичен. Одним из известных персонажей русской истории XII века является князь Иван Берладник, изгнанный со своего стола и укрывшийся в Берладе. Оттуда он водил ватаги местных жителей в набеги на окрестные земли от Галича и Киева, до Олешья в низовьях Днепра.
И ещё одно понятие в средневековой Руси может быть созвучно с бродниками - Болховская земля. Эти княжества, в которых правили не Рюриковичи, а вероятно представители местных коренных династий, находились в верховьях Южного Буга и являлись сторонниками пришлых монголов.
 

Узнаем ли мы точно - кто такие бродники? Всякое упоминание о них исчезает с исторических летописей в момент окончательного утверждения татаро-монгольской Золотой Орды в Диком Поле. ( связано ли это с железным порядком наведённым первыми ханами на караванных, торговых путях?)
Как связаны они с казаками? Первое летописное упоминание о казаках относятся к XV веку. Т.е. спустя как минимум пару сотен лет от последнего упоминания о бродниках. (двести лет срок не малый, но и не такой большой по историческим меркам).


Сегодня был туман
Он скрыл черты живые.
Не видимы ни город, ни народ.
Не слышен говор, не видны  привычки,
Но где то это есть
Среди степных дорог.
И мыслями спешим,
Туда  где степь в ковыле,
Туда где нет дорог,
Накатанных людьми.
Забытые  поля, с забытыми веками,
У Дона   берегов травою поросли.
Там бродят табуны,
Но мы не видим  взглядом,
Не чувствуем тех лет,
Прошедших здесь давно.
И лишь один вопрос,
Терзает неизменно,
Откуда появились,
Куда потом ушли.


Рецензии
Казаки упоминаются раньше... что удивительно. Документально могу поискать и подтвердить. Недавно ещё встречал отсылы на крымские документы..

Григорий Спичак   05.02.2024 16:31     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.