Критика Схоластика историка церкви

справка-

Сокра;т Схола;стик (греч.  лат. Socrates Scholasticus) (ок. 380, Константинополь — после 439) — византийский христианский историк греческого происхождения, автор — «Церковной Истории» в 7 книгах. Юрист из Константинополя.
В сети вместо портрета Схоласика представлена голова языческого римского императора Валентиана.




Критика Схоластика, историка церкви и патриарха



Что же было сделано в церковной истории до нас?


    Ярким примером древнего отношения к истории церкви и вообще цезарепапизма в православии является Церковная история Схоластика. Чтобы понять автора глубоко, надо знать что он является придворным писателем патриарха Константинопольского. Но  создается впечатление, что автор  сам вельможа и со  стороны взглянуть на историю ему трудно.  Его мир в руках царей.


     Напрасно я полагал, что у церковной истории есть преимущество пред другими опытами жизни. Увы, научный мир и рожденное им пробуждение сознания существуют совсем недавно. Схоластик пишет свою историю как простое послание на заданную тему.
Поэтому Схоластик, по сути, пишет историю правлений, начиная эру христианства с Константина Великого, фоном к которой идет и история церковных событий от соборов до эпидемий лжеучений, поражавших правителей и приводивших к гонениям на правоверных и святых пастырей и мирян.


     Но увы, победы Константина были оплачены реками крови мучеников христианских, пролитыми по вине его предшественников. Царство Константина не могло не наступить, его жаждали, о нем воссылали бесчисленные молитвы святые Церкви.

  Поистине это была Пиррова победа. Церковь в гонениях потеряла столько лучших проповедников, сколько другим религиям стоило бы существования.

Церковь по Схоластику это здания, структура и бюрократический аппарат более или в другие эпохи менее срощенный с царскими дворами и государством.

Такое внешнее учение о Церкви ставит во главу угла православие государей и надеется укрыться за их тронами. Слово Божие, как пророчество обращенное к современникам не изучается настолько, что бы царствовать в умах и реальной жизни. Все это остается мечтами о Церкви.
 
А в жизни все идет вполне по-язычески, крутится календарь и сменяются лишь времена года.



      ТАЙНА МУЧЕНИЧЕСТВА

      Мученики и были лучшими христианами. Даже если они не имели в обычной жизни особой святости, то своей решимостью и произволением они как бы говорили Богу - я недостойный, но ты возьми мою жалкую жизнь и сделай, словно кузнец в огне молотом из меня чистый сосуд для райского блаженства. И сквозь огонь пыток и страданий проходили святыми и явились светильниками всему погибающему миру.


      Авторы житий святых прямо пишут, что подобных мученикам в совершенстве, даже личной красоте и человеческом обаянии не было во всем мире. Это был цвет античного человечества. И вдруг неумолимый серп посылается пожать эти прекраснейшие красоты Соломоновой цветы Церкви.


Как прекрасна была и премудра святая Екатерина! Каким светлейшим князем и грозным генералом был святой Георгий! Нет в мире поэтов, чтобы воспеть их красоту и совершенства. Но вместо царских престолов им дается большее на небесах – вовек царствовать со Христом, из своего бессмертия посылая нам бесчисленные благодеяния.
История Схоластика не вводит читателя в понятие Церкви, не предлагает никакого осмысления кроме фатального подхода. В описаниях жизни Александра Македонского и прежних правителей язычества мы также находим упоминания о фатуме, судьбе, необъяснимом, а, следовательно не могущим быть предметом науки истории.

 Революции в историческом мышлении людей еще не произошло. По инерции пишутся тексты, по инерции шаблонно описываются царствования, как и до Христа.
Моя же цель с самого начала установить с читателем отношения ученика и учителя. Мне нужно ясно представить причины и глубокие связи явлений и событий.


      И при этом всплывет две главные воли в истории - воля Бога через Иисуса Христа, открытая нам через Евангелие и опыты святых и, вторая в истории, воля человека, то поднимающаяся до Бога, то влачащая серое существование в бытовых желаниях и суете дней века сего, то опускающаяся на дно ада в своих делах и словах, словно внушенных Противоречащим (Люцифером). Увы и такое присутствует в жизни людей.

      По Схоластику человеческий удел лишь смотреть со стороны на правителей, епископов и богатеев своего времени, не считая себя в праве и в силе за что-то отвечать в реальной Церкви. Власть уже отвечает за все, всяк свисток знай свой шесток.

      Но святые сами в истории и житиях святых Церкви сами начинали многое и великое в духе Христовом, а правители и епископы подтягивались на шум народного собрания.

      Моя же задача пробудить читателя к делам Христовым, делам и словам апостольским. Он пришел, чтобы пробудить всех. Выйти из исторического тупика можно при участии всех и каждого в строительстве не только стен церковных, но подобно как в теле человека устроение головы еще не делает всего тела здоровым, так человеческому обществу мало лишь церковного двора в жизни. Христиане, как и подобает лучшим людям страны,  должны дать обществу дело и слово  достойное того, чтобы посвятить этому проекту всю жизнь и достигнуть и вечного спасения и устроить на земле град горний.

Далее излагая правление Константина, Схоластик приводит историю еретических волнений арианства. Здесь не все так просто. Причины и скрытые механизмы распространения и явления ересей христианства не выяснены. Хотя на поверхности первая причина -борьба внутри священства за власть и доходы. Ариане и стали известны захватами храмов и архиерейских кафедр.

 
И еще важное обстоятельство.  Схоластик полностью уходит в архиерейские дела церкви так, что становится неприятно и читать это страшное в своей непреодолимости стечение обстоятельств, к которому церковь подошла совершенно неготовой. Если мнение еретическое как огонь распространялось по сену народного восприятия, то кто сделал это сено сухим настолько, что едва человек переходил в арианство, как начинал творить жестокости и зверства, словно сорванный с цепи лев или медведь.

Откуда же взялись вдруг люди, готовые и скорые на расправу, словно ждавшие повода расправиться с православными христианами. Их кровь ариане проливают как воду, действуя насилием как основным способом подчинить своему учению.
Значит успехи христианства не были такими всепобеждающими. И медовые речи церковных историков о том что с приходом Константина вся вселенная просветилась и царство языческое вдруг "по мановению императора" стало христианским лишь красивая картинка.


Зверь языческого мира лишь был посажен на цепь и прекратил ежедневные казни и пытки христиан. Но как только возникал повод и лжеучение, позволявшее объединиться против Церкви Христовой  всем грешникам, не желавши жить в мире с Церковью, как война возобновлялась.

Всеобщее образование неизбежный фундамент идеологии и свободы, поскольку для движения или устойчивости христианской мысли необходимо знать историю и настоящее состояние христианства и его границы.

А Схоластик не стремится сказать правду как основу исторической науки. Это порождение своего времени епископальной церкви, на ее подъеме, когда древним казалось ее устроение идеальным, тогда как умалчивались противоречия, ведь человеческое явно спорило с божественным.

Такие авторы не только писали историю, но и завершали ее. Интересы сословия вообще и время всегда сталкиваются и самосохранение политических группировок у престолов диктовало сакрализацию их самосознания.


Иисус не был никаким царем и такое искажение его образа было явным цезарепапизмом в церкви Нестяжателя Христа. Он отвергал царские одежды и его Церковь не царство, а движение проповедников взаимосвязанных духовных божественных истин.

Формирование первой епископской церкви не могло быть идеальным поскольку следовало за государством и происходило под его контролем.

На вопрос Пилата "Ты царь?" Иисус отвечал:"-Ты говоришь". И в этом ответе Сына Божия премудрость и прозрение в будущее, когда люди жаждущие власти в церкви будут делать из Иисуса вульгарного царя в своих целях.






Продолжение следует...


Рецензии