Уильям Тёрнер

         Уильям Тёрнер.Дидона, основательница Карфагена. 1815 .Холст, масло. 155,5 ; 230 см Национальная галерея, Лондон

       Быть новатором в самом консервативном государстве Европы совсем нелегко. Это требует мужества и уверенности в своей правоте. Особенно сложным бывает прокладывать новые пути в изобразительном искусстве. Уильяму Тернеру это удалось...   
            Тёрнер Джозеф Мэллорд Уильям (Turner, Joseph Mallord William) (1775-1851 гг.), английский живописец  и график. Представитель романтизма. Мастер пейзажной  живописи. До 1796 г. работал исключительно акварелью, являясь ведущим представителем школы, признававшей лишь "фотографически" точное изображение природы. Позже стал писать и маслом. Постепенно выработал собственную манеру письма, в результате чего его работы стали более эмоциональными и драматическими.
     Несмотря на то, что поздние картины мастера не были приняты современниками, сейчас трудно переоценить вклад Тёрнера в мировую живопись.

       Тёрнер много путешествовал по Великобритании, а с 1802 г. по континентальной Европе. Горы Швейцарии, Венеция вдохновили Тёрнера на создание некоторых самых известных картин. И в масляной живописи, и в акварели работал в необычайно свободной технике.

   4 ноября 1799 года Тёрнер, ставший к тому времени популярным художником, был избран членом-корреспондентом Королевской академии. В 1801 году он выставил в академии картину «Море у Бриджуотера», которая имела шумный успех, а художник Бенджамин Уэст даже сравнил Тёрнера с Рембрандтом.

    10 февраля 1802 года Тёрнер стал самым молодым художником, удостоившимся звания королевского академика. Это звание давало ему право выставляться в обход отборочной комиссии, предварительно просматривавшей все работы.

        Тёрнер постоянно совершенствовал свою технику, изучал связь между архитектурой и геологией, природу движения воды и воздуха. К началу XIX века в своих акварелях он достигает силы и выразительности, обычно присущей живописи маслом. Отбрасывая излишнюю детализацию, он создавал новый тип пейзажа, посредством которого художник раскрывал свои воспоминания и переживания. В свои картины Тёрнер вводил изображения людей в сценах прогулок, пикников, полевых работ.
        Внимательно и с любовью изображая человека, художник подчёркивал несовершенство его природы, его бессилие перед огромным окружающим миром иногда спокойным, иногда грозным, но всегда равнодушным.

       В 1819 году Тёрнер впервые посетил Италию. Он побывал в Турине, Милане, Риме, Венеции, Неаполе. Изучал работы Тициана, Тинторетто, Рафаэля, современных итальянских художников. После путешествия в Италию его живопись стала более яркой, палитра интенсивной с преобладанием основных цветов.

 Особое место в творчестве художника заняла венецианская тема. Он трижды (в 1819, 1833, 1840 годах) побывал в этом городе, и воспоминания о нём питали его фантазию долгие годы.

     К концу творческой жизни в картинах Тёрнера всё больше преобладала необычайная игра световоздушных и колористических эффектов. Уже в 1800-х годах успехи Тёрнера вызвали замечания со стороны коллекционера и художника Джорджа Бомона (англ.), критиковавшего «вольности» и яркие цвета его картин.

     Позднее, новаторское творчество художника, предвосхищающее достижения живописи конца XIX — начала XX веков, вызвало неоднозначную оценку в современном ему обществе. Викторианская публика, предпочитавшая реализм, граничивший с фотографией, слащавый сентиментализм и «гармоничную», но невыразительную цветовую гамму, плохо принимала многие его картины.

    В 1830—1840-х годах всё чаще появлялись критические выпады в адрес Тёрнера. Некоторые его работы, граничившие с абстракционизмом, создали художнику репутацию сумасшедшего.

 Одним из немногих, кто встал на защиту Тёрнера, был Джон Рёскин, назвавший его «величайшим художником всех времён». Ряд картин был выставлен только посмертно, и полностью его значение было оценено лишь в XX веке.

      Королева Виктория отклонила представление художественной общественности о даровании сыну цирюльника рыцарского титула. Художник все больше замыкался в себе и часто пропадал в маленькой квартирке, которую купил для одной из своих женщин.

   19 декабря 1851 года художник умер на руках своего врача. Долгое время его позднее творчество оставалось забытым и недооцененным.


Рецензии
Обычно картины Тёрнера "цитируют" в книгах об импрессионизме. И, к сожалению, руки не доходят поинтересоваться, что же он ещё написал, кроме общеизвестных закатов.
Да, как много можно теперь узнать и увидеть, и как мало времени, чтобы во всё вникнуть...

Тамара Залесская   06.09.2020 00:00     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.