Команданте Луис Мартинес
……………………………………………..
«Казалось, нам выпала доля
коснуться скалистого дна,
но лодку сквозь минное поле
спокойно вели штурмана.
И гибель увидели сами
Враги, поражённые в лоб,
Когда над морскими волнами
Наш зоркий возник перископ.»
Из песни «О подводниках»
Ю. Инге.
Командир подводной лодки «А – 2» («Шахтёр») Черноморского флота, капитан – лейтенант Иван Алексеевич Бурмистров, как опытный подводник отправляется в Испанию оказать помощь республиканскому флоту, сражавшемуся с мятежниками фашистского режима Франко. Он должен был поступить в распоряжение главного военно – морского советника капитана 1 ранга Николая Герасимовича Кузнецова, который ждал его в Картахене – городе, бывшим морскими воротами Испании и одним из главных форпостов революционной борьбы.
Старая морская крепость, со стороны берега окружённая горными хребтами, поначалу производила впечатление неприступной, однако, в связи с недостатком вооружения, которое поставляли транспорты из Советского Союза, должна была постоянно укрепляться, чтобы отражать нападения, как с моря, так и с воздуха. Привычным для И. Бурмистрова оставалось пока южное море, чем – то похожее на Чёрное.
В первый же день состоялась встреча с Н. Кузнецовым. Капитан 1 ранга начал с испанского приветствия:
«Салуд, команданте! Приветствую вас, Иван Алексеевич на испанской земле. Как добрались? Надеюсь, всё хорошо.»
«Путь, конечно, неблизкий, но всё обошлось, товарищ капитан 1 ранга», - отвечал И. Бурмистров.
«Хочу вас ввести в курс дела, - продолжал Н. Кузнецов, - дела важного и
необходимого сейчас для республиканского подводного флота. Испанские подводные лодки, а их - 13, пока дислоцируются здесь и часть на острове Менорка. В основном, это лодки типа «С», построенные на итальянских верфях, вооружены торпедами, изготовленными в Фиуме, но закупались они у итальянцев, аж в 1928 году. Имейте это ввиду.
Все лодки остались у республиканцев благодаря подводнику Ремихио Вердиа, единственному морскому офицеру, не втянутому в мятеж и преданному Республике. Он сейчас командует флотилией. Храбрый и решительный человек, запомните его имя.
У испанских экипажей подлодок вполне хватает смелости и энтузиазма, но вот, опыта и знаний маловато, отчего их действия малоэффективны, порой даже неудачны. Поэтому ваша задача, как знающего и опытного командира, выяснить и и разобраться, если будет необходимо, взять на себя командование подводной лодкой.
Подводные лодки республиканцев поддерживают действия своих надводных кораблей на морских коммуникациях и охраняют приходящие из Советского Союза транспорты с очень нужным для боевых действий вооружением.
Возьмите на заметку, Иван Алексеевич, экипажи подлодок – народ разношёрстный в политическом отношении: есть там и социалисты, и анархисты, ну и, конечно, коммунисты. Это будет создавать определённые трудности при командовании, но вы справитесь, я уверен.
Если нет вопросов, желаю успеха, но мы ещё встретимся, когда вы освоитесь.»
Через несколько дней Иван Алексеевич Бурмистров под именем Луиса Мартинеса был зачислен на службу в республиканский флот на должность советника на подводных лодках.
Он сразу принялся за работу: ведь предстояло в короткое время изучить устройство испанских подводных лодок, познакомиться с экипажами через выделенного переводчика и сделать первые выходы в море. Бурмистрова поразило отсутствие дисциплины, непривычные для советского моряка порядки, царившие на кораблях.
При очередной встрече с Кузнецовым он возмущался, отмечая:
«Ну и дела, товарищ капитан 1 ранга, дисциплина хромает, а при таком содержании материальной части можно затонуть ещё в гавани. Лодки нуждаются в серьёзном ремонте. Будем делать всё, что нужно. Подтянем наших испанских друзей.»
Наступила весна 1937 года. Обстановка на море сильно изменилась в пользу мятежников. К этому времени у них появились два новых крейсера «Балеарес» и «Канариас». Они значительно превосходили по скорости и вооружению все имевшиеся у республиканцев корабли. Крейсера стали часто появляться у берегов Картахены, базируясь на острове Мальорка. Их целью стало уничтожение транспортов с вооружением, приходящих из Чёрного моря.
Бурмистров принял командование лодкой «С – 1», в задачу которой входило наблюдение за крейсером «Канариас» с последующим его торпедированием. «С – 1» была старой подводной лодкой, заложенной в 1923 году, носившей название в честь известного испанского морского офицера и инженера – конструктора, Исаака Пераля, создавшего в 1888 году электрическую подводную лодку.
Лодка выслеживала крейсер у входа в Пальму на острове Мальорка
В ходе патрулирования выяснилось, что она обнаружена авиацией противника, не смотря на смену позиций, «С – 1» по – прежнему находилась в поле зрения бомбардировщиков. На лодке стали спешно выяснять причины случившегося, оказалось, за ней тянулся масляный след, растекавшийся по поверхности моря, его – то и обнаружила авиация. К счастью, всё обошлось, и «С – 1» вернулась на базу для ремонта.
В другой раз из – за неисправностей не удалась торпедная атака у базы Эль Ферраль, и лодка, пройдя Гибралтар, вернулась в Картахену.
Так, в постоянно непредвиденных ситуациях «С – 1» несла боевую службу, не раз оказываясь «на волосок» от гибели.
Небольшой испанский городок Хихон на северном побережье Испании стал важным и последним оплотом республиканцев, куда тоже не могли прорваться транспорты с помощью, за их появлением следил крейсер мятежников «Альмиранте Сервера». «С – 1» выследила его и выпустила торпеды. Однако, они в цель не попали, так часто случалось, торпеды либо преждевременно взрывались, либо не доходили до цели из – за старости и из - за отсутствия должного ухода.
Бурмистров принял крайнее решение – идти на таран. Лодка с поднятым перископом полным ходом пошла на крейсер. Заметив это, крейсер изменил курс и стал уходить. Смелый поступок командира вызвал восхищение всей команды.
Так воевал с врагом в Испании команданте Луис Мартинес. Позднее испанское правительство ходатайствовало о его награждении, а 14 ноября 1938 года вышел Указ Президиума Верховного Совета о присвоении И. Бурмистрову звания Героя Советского Союза. Он был первым среди моряков, удостоенных этого высокого звания.
1 сентября 2020 г. Вячеслав Прытков.
Свидетельство о публикации №220090200479
Александр Смольников 03.09.2020 13:01 Заявить о нарушении