Команданте Луис Мартинес

                КОМАНДАНТЕ  ЛУИС МАРТИНЕС

……………………………………………..
«Казалось, нам  выпала  доля
 коснуться  скалистого  дна,
 но  лодку  сквозь  минное  поле
 спокойно  вели  штурмана.
 И  гибель  увидели  сами
 Враги, поражённые  в  лоб,
 Когда  над  морскими  волнами
 Наш  зоркий  возник  перископ.»

                Из  песни  «О  подводниках»
                Ю. Инге.


Командир  подводной  лодки  «А – 2»  («Шахтёр»)  Черноморского  флота, капитан – лейтенант  Иван  Алексеевич  Бурмистров, как  опытный  подводник  отправляется  в  Испанию  оказать  помощь  республиканскому  флоту, сражавшемуся  с  мятежниками  фашистского  режима  Франко. Он  должен  был  поступить  в  распоряжение  главного  военно – морского  советника  капитана  1  ранга  Николая  Герасимовича  Кузнецова, который  ждал  его  в  Картахене – городе, бывшим  морскими  воротами  Испании  и  одним  из  главных  форпостов  революционной  борьбы.

Старая  морская  крепость, со  стороны  берега  окружённая  горными  хребтами, поначалу  производила  впечатление  неприступной, однако, в  связи  с  недостатком  вооружения, которое  поставляли  транспорты  из  Советского  Союза, должна  была  постоянно  укрепляться, чтобы  отражать  нападения, как  с  моря, так  и  с  воздуха. Привычным  для  И. Бурмистрова  оставалось  пока  южное  море, чем – то  похожее  на  Чёрное.
В  первый  же  день  состоялась  встреча  с  Н. Кузнецовым. Капитан  1  ранга  начал  с  испанского  приветствия:

«Салуд, команданте! Приветствую  вас, Иван  Алексеевич  на  испанской  земле. Как  добрались? Надеюсь, всё  хорошо.»

«Путь, конечно, неблизкий, но  всё  обошлось, товарищ капитан  1  ранга», -  отвечал  И. Бурмистров.

«Хочу  вас  ввести  в  курс  дела, - продолжал  Н. Кузнецов, -  дела  важного  и
 необходимого  сейчас  для  республиканского  подводного  флота. Испанские  подводные  лодки, а  их -  13, пока  дислоцируются  здесь  и  часть  на  острове  Менорка. В  основном, это  лодки  типа  «С», построенные  на  итальянских  верфях, вооружены  торпедами, изготовленными  в  Фиуме, но  закупались  они  у  итальянцев, аж  в  1928  году. Имейте  это  ввиду.
Все  лодки  остались  у  республиканцев  благодаря  подводнику  Ремихио  Вердиа, единственному  морскому  офицеру, не  втянутому  в  мятеж  и  преданному  Республике. Он  сейчас  командует  флотилией. Храбрый  и  решительный  человек, запомните  его  имя.
У  испанских  экипажей  подлодок  вполне  хватает  смелости  и  энтузиазма, но  вот, опыта  и  знаний  маловато, отчего  их  действия  малоэффективны, порой  даже  неудачны. Поэтому  ваша  задача, как  знающего  и  опытного  командира, выяснить и и  разобраться, если  будет  необходимо, взять  на  себя  командование  подводной  лодкой.
Подводные  лодки  республиканцев  поддерживают  действия  своих  надводных  кораблей  на  морских  коммуникациях  и  охраняют  приходящие  из  Советского  Союза  транспорты  с  очень  нужным  для  боевых  действий  вооружением.
Возьмите  на  заметку, Иван  Алексеевич, экипажи  подлодок – народ  разношёрстный  в  политическом  отношении: есть  там  и  социалисты, и  анархисты, ну  и, конечно, коммунисты. Это  будет  создавать  определённые  трудности  при  командовании, но  вы  справитесь, я  уверен.
Если  нет  вопросов, желаю  успеха, но  мы  ещё  встретимся, когда  вы  освоитесь.»

Через  несколько  дней  Иван  Алексеевич  Бурмистров  под  именем  Луиса  Мартинеса  был  зачислен  на  службу  в  республиканский  флот  на  должность  советника  на  подводных  лодках.
Он  сразу  принялся  за  работу: ведь  предстояло  в  короткое  время  изучить  устройство  испанских  подводных  лодок, познакомиться  с  экипажами  через  выделенного  переводчика  и  сделать  первые  выходы  в  море. Бурмистрова  поразило  отсутствие  дисциплины, непривычные  для  советского  моряка  порядки, царившие  на  кораблях.
При  очередной  встрече  с  Кузнецовым  он  возмущался, отмечая:

«Ну  и  дела, товарищ  капитан  1  ранга, дисциплина  хромает, а  при  таком  содержании  материальной  части  можно  затонуть  ещё  в  гавани. Лодки  нуждаются  в  серьёзном  ремонте. Будем  делать  всё, что  нужно. Подтянем  наших  испанских  друзей.»

Наступила  весна  1937  года. Обстановка  на  море  сильно  изменилась  в  пользу  мятежников. К  этому  времени  у  них  появились  два  новых  крейсера  «Балеарес»  и  «Канариас». Они  значительно  превосходили  по  скорости  и  вооружению  все  имевшиеся  у  республиканцев  корабли. Крейсера  стали  часто  появляться  у  берегов  Картахены, базируясь  на  острове  Мальорка. Их  целью  стало  уничтожение  транспортов  с  вооружением, приходящих  из  Чёрного  моря.

Бурмистров  принял  командование  лодкой  «С – 1», в  задачу  которой  входило  наблюдение  за  крейсером  «Канариас»  с  последующим  его  торпедированием. «С – 1»  была  старой  подводной  лодкой, заложенной  в  1923  году, носившей  название  в  честь  известного  испанского  морского  офицера  и  инженера – конструктора, Исаака  Пераля, создавшего  в  1888  году  электрическую  подводную  лодку.

Лодка  выслеживала  крейсер  у  входа  в  Пальму  на  острове  Мальорка
 В  ходе  патрулирования  выяснилось, что  она  обнаружена  авиацией  противника, не  смотря  на  смену  позиций, «С – 1»  по – прежнему  находилась  в  поле  зрения  бомбардировщиков. На  лодке  стали  спешно  выяснять  причины  случившегося, оказалось, за  ней  тянулся  масляный  след, растекавшийся  по  поверхности  моря, его – то  и  обнаружила  авиация. К  счастью, всё  обошлось, и «С – 1»  вернулась  на  базу  для  ремонта.
В  другой  раз  из – за  неисправностей  не  удалась  торпедная  атака  у  базы  Эль  Ферраль, и  лодка, пройдя  Гибралтар, вернулась  в  Картахену.
Так, в  постоянно  непредвиденных  ситуациях  «С – 1»  несла  боевую  службу, не  раз  оказываясь  «на  волосок»  от  гибели.


Небольшой  испанский  городок  Хихон  на  северном  побережье  Испании  стал  важным  и  последним  оплотом  республиканцев, куда  тоже  не  могли  прорваться  транспорты  с  помощью, за  их  появлением  следил  крейсер  мятежников  «Альмиранте  Сервера». «С – 1»   выследила  его  и  выпустила  торпеды. Однако, они  в  цель  не  попали, так  часто  случалось,  торпеды  либо  преждевременно  взрывались, либо не  доходили  до  цели  из – за  старости  и из - за  отсутствия  должного  ухода.
Бурмистров  принял  крайнее  решение – идти  на  таран. Лодка  с  поднятым  перископом  полным  ходом  пошла  на  крейсер. Заметив  это, крейсер  изменил  курс  и  стал  уходить. Смелый  поступок  командира  вызвал  восхищение  всей  команды.

Так  воевал  с  врагом  в  Испании  команданте  Луис  Мартинес. Позднее  испанское  правительство  ходатайствовало  о  его  награждении, а  14  ноября  1938  года  вышел  Указ  Президиума  Верховного  Совета о  присвоении  И. Бурмистрову  звания  Героя  Советского  Союза. Он  был  первым  среди  моряков, удостоенных  этого  высокого  звания.

1  сентября  2020  г.                Вячеслав  Прытков.       
 


Рецензии
Интересный материал. Где только нас не было...

Александр Смольников   03.09.2020 13:01     Заявить о нарушении
Благодарю за интерес,Александр.

Вячеслав Прытков   03.09.2020 13:13   Заявить о нарушении