Гл 25. Старец

          "Старец... Глава общины... - раздумывала Аня над словами свёкра, - не он ли и есть Старец?" Не скрываясь от Ани, свёкр сказал, что их общину милиция вчера выследила, выселила и разогнала. И теперь ему придётся искать другое пристанище. "Ему". Сказал отрыто, не опасаясь Ани. Ей стало понятно, что он и есть "Старец".
Сразу же появилась книга Алексея Черкасова "Хмель". Книга была потрёпана, переплёт отсутствовал, листки выпадали. Прочла её на одном дыхании за два дня.
Впечатление от прочитанного было не то, что тяжёлое, а ошеломляющее! Это была жизнь целого поселения людей, ведущих непростой, а страшный, старообрядческий, жестокий образ жизни! " Жуткие и устрашающие устои", - так думала Аня, пребывая под впечатлением прочитанного. Когда и как такая книга попала в дом? Ведь других книг не было! Видимо "Старец" и постарался. Это Аня поняла позднее.

           Так, проверив Аню, он убедился в её уравновешенном поведении. И Никита Фёдорович, Кетя, как его называли родственники, решил поехать к её родным в город Красноуральск познакомиться с мамой Ани. Им надо было взять какое-нибудь приданное.  К тому времени отец Ани умер, не успев достроить дом, одиноко стоящий в поле без крыльца и какого-либо забора. Не было даже навеса над входом. Все братья и сёстры уже разлетелись. Мама оставалась одна. Вот если бы Аня приехала после учёбы к ней тогда, это было бы её счастье!
 
            Мама сумела выделить кое-какие вещи для Ани, своей младшей дочери. Эти вещи скоро доставят в дом её супруга Владимира на маленькой грузовой машине. А ведь её мама не знала, что у Ани всё плохо, что она и не жена вовсе. И Ане самой было непонятно многое.  Аня могла бы остаться с мамой жить! И это было бы её настоящее счастье! Но маме Аня ничего не рассказала. Зачем её тревожить, выпутываться надо самой. Не маленькая. Ведь она уже сама может зарабатывать деньги! А мама была уставшей, она совсем недавно похоронила долго болеющего отца.

           Так, определив свою младшую дочь в "хороший зажиточный дом", - как думала мама, она решилась поговорить с Аней об этом недостроенном доме. Она сказала:
 - Аня, ты одна наследница этого дома. Все мои дети живут своими семьями. А теперь и у тебя будет своя семья в хорошем большом доме. Поэтому хочу спросить тебя: не против ли ты будешь, если я подпишу Павлу - половину дома, а вторую половину - Шуре, с её маленькой дочкой Лорой.  С ними я буду доживать свой век и мне им надо помочь. Ты согласна, если я так распоряжусь?

             Аня молчала. Но не от того, что была против сказанного мамой, а от того, что вспоминала отца своего... Как он любовался внучкой, маленькой Лорой, когда она плясала! А плясала она медленно кружась, поворачиваясь вокруг себя. Это был её танец! Взрослые хлопали в ладоши. Отец тоже хлопал, но тыльными сторонами своих ладоней. Лариса так этому поражалась, что её глазки расширялись от удивления! Она подходила к деду и поправляла его ладони правильно. И только потом начинала снова плыть  так же медленно, не забывая следить за дедушкиными ладонями. А отец, наверное, впервые общался с прелестным дитём. Со своими-то некогда было. И всё начиналось сначала. Так вспомнилось родное, дорогое и давнее.
 
          - Мама, делай как ты считаешь правильно. Я знаю, что ты мать нам всем одинаково. Я не против - ведь они тоже мои родные. Так Аня стала бесприданницей и не придала значения тому, что не о такой бедненькой невестке мечтали родители Володи.

            И вот теперь, со знанием успешно намеченной и осуществлённой "операции" по доставке Аниного "приданого" и знакомству с её мамой, родители Володи решили отдохнуть. Никита Фёдорович и Анастасия Анкудиновна - мама, как Аня её стала называть, вышли на улицу посидеть на лавочке под окном. Они наслаждались отдыхом  от дел насущных, как это делалось у всех жителей.
 - Как хорошо без них! - сказал осторожный Володя, обнаружив, что никого нет в доме. Он подошёл к Ане, обнял и прошептал:
 - Давай полежим вместе пока их нет. Вон они сидят за воротами. Про нас, видимо, забыли.
 - Ты не боишься их больше? Увидят- позора не оберусь! Что они подумают! Мне и так хорошо!
 - А ты не раздевайся. Я просто тебя прижму вот так и всё! И показал как он это сделает.
 - Ты что!? Платье помнётся! И они заметят!
 - Тогда сними только платье! И всё!
 - Хорошо!
Аня быстро сняла платье и они прилегли в маленькой комнатушке на втором этаже, на бочок, лицом к лицу и затихли.

          Вдруг зазвенела щеколда на воротах и они, обезумевшие, соскочили. Аня успела надеть платье, она поправляла широкий подол, когда голова свёкра, Никиты Фёдоровича, показалась в западне -  так называли встроенную деревянную лестницу с первого этажа на второй. Его лицо оказалось на уровне пола и многозначительно выражало: " Понятно!"
И Ане было унизительно и не было очарования от объятий Володи, от сознания, что он есть муж, слегка поблёкла его красота в её глазах, исчезала ожидаемая волнительная близость юноши и девушки, мужчины и женщины, о которой мечталось и думалось как это бывает и как это будет? 

           И она, находясь в недоумении и замешательстве от всего происходящего, перестала ждать от Володи решительных мужских слов и действий в направлении их брака. Стало понятно, что принимать какие- либо решения он не умеет. Он не понимает и не переживает о том, что происходит с Аней в этой чужой семье, в которую он её вовлёк.

            Прошло ещё несколько дней и Володя сказал:
 - Наверное, всё. Они больше за нами не следят. Отец подумал, что у нас всё было тогда и отстал. Крестят только девственниц!!! Мой план удался! - наконец, оживился Володя. Так Володя остался доволен собой! А Аня не чувствовала себя счастливой и начала понимать, что ступила на чужую землю. Как жить в такой семье? У его родителей  другие ценности. Они не позволят делать то, что нужно будет им, молодой семье! Вот тогда надо было бы уйти от них. Ведь брака не было! А Аня не умела видеть будущее, слишком была молода.

Продолжение - http://proza.ru/2020/09/02/527
 


Рецензии
Добрый день, Галина!
Таких нелёгких повестей я давно не читал, в последний раз, наверное, "Хмель". Как жаль мне и "мужа" Володю, не принадлежащего себе, и бедненькую "жену" его! Ведь после маминого решения она и впрямь осталась самой настоящей "бесприданницей"...
Куда идти ей, если сбежать от них всех надумает?! Спасибо, глава очень понравилась! А Вам я предложу интересный, но длинный рассказ "Опровержение", после прочтения которого и краткого отзыва Вы мне ничего не должны. Сейчас я уезжаю, а к вечеру постараюсь "одолеть" ещё. Я же очкарик. С уважением, Виктор. Сейчас пришлю.
http://proza.ru/2019/02/19/811.

Виктор Сургаев   11.12.2020 05:56     Заявить о нарушении
Виктор, спасибо большое за такую обстоятельную рецензию и за понимание от прочтения этой главы. Если бы героиня разобралась в обстановке, то могла бы уйти от Володи в общежитие. Тогда это было возможно. Но молодость и не знание жизни определили ей вот такой путь. Но тогда работать надо было бы уехать по распределению. Спасибо!!! С уважением и теплом.

Галина Никонорова   11.12.2020 13:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.