Законы отрицания и их следствия

По книге Алекса Жарко "Путь Воина"

Закон отрицания: «Развитие идет путем отрицания знаний, полученных на предыдущем этапе»
Жизнь устроена так, что при переходе на каждый новый уровень приходится отказываться от всех своих предыдущих знаний и учиться заново, «с нуля».
В чем же  смысл закона отрицания?
Существует два способа решения задач:
1) Мышление - решение задачи «здесь и сейчас»
2) Память - использование готовых ответов, найденных ранее при решении подобных задач и просто запомненных.
Все, что называется знанием, - это и есть запомненные решения задач, (готовые ответы «на все случаи жизни»).
Сама по себе память вовсе не плохая штука, а даже очень полезная. Проблемы начинаются тогда, когда решения, найденные раньше, вы решаете заменить новыми, более совершенными. Вот тут-то и начинается! Мозг - тот же компьютер и работает на схожих принципах (точнее, конечно, наоборот - компьютер работает на тех же принципах, что и мозг). И если вы пытаетесь запомнить («сохранить») новую информацию на ту же тему, на которую у вас уже есть «готовый ответ», то она не сохранится, пока вы не удалите старую информацию: «Ошибка сохранения данных! Файл с таким именем уже существует!».
Дурак - это не тот, кто чего-то не знает. Это тот, чьи знания неверны. Если вы чего-то не знаете - стоит вам рассказать об этом и вы будете это знать. Дурак же остается дураком и после десятка объяснений.
Некоторым почему-то кажется, что любые знания можно накапливать до бесконечности и ничего плохого в этом нет. Да ничего подобного! Чтобы научиться чему-то новому - мало узнать это новое. Надо сначала выбросить старое, иначе новое будет про¬сто некуда положить. Места в памяти хоть и много, но оно все-таки ограничено и природа выработала очень рациональные и экономичные способы его ис¬пользования. Если информация уже есть - она не вос¬принимается! Нужно заменять ее сознательно.
А самое интересное начинается, когда дело касается не каких-то абстрактных знаний, а знаний, лежащих в основании личности. Знаний, с помощью которых человек живет и решает задачи. Тогда мало того, что знание не заменяется на новое  - начинается еще и дикое сопротивление, вплоть до открытых оскорблений и жестоких обид на того, кто пытается поставить эти знания под сомнение.
Причем чем серьезнее новое знание противоречит уже имеющимся, тем большую часть старых знаний надо выбросить, чтобы понять новые. И тем сильнее внутреннее сопротивление. А ведь в основании личности лежат именно все более или менее серьезные знания.
Представьте, например, насколько нужно измениться, чтобы научить¬ся думать по-новому! А чтобы научиться летать? Если все ваше существо прямо-таки вопит о том, что летать невозможно, - сможете ли вы взлететь? Вряд ли. Сна¬чала надо заменить это существо, которое вопит...
Хотя чем-то это даже хорошо. По крайней мере, это дает надежду на то, что свобода воли существует, все можно - изменить и каждый человек - сам творец своей судьбы. Невозможно кого-то чему-то научить насильно. Всему, чему вы научились, вы научились сами. И менять это знание на другое или нет - исключительно ваше личное дело.

Закон отрицания отрицания
Развитие идет путем отрицания предыдущих знаний. Если проследить, как будет происходить развитие в соответствии с этим законом на интервалах времени, бо¬лее длительных, чем один шаг, то мы получим любопытный эффект - возврат в исходную точку.
«Чтобы развиваться, необходимо отрицать свои сегодняшние знания. Однако после отрицания сегодняшних знаний развитие не заканчивается, и завтра я вынужден буду опять отрицать свои новые, звания. В результате двойного отрицания я, естественно, вернусь к тому же самому, с чего начинал».
Этот не менее знаменитый закон развития называется законом отрицания отрицания. Он же закон диалектического развития.

Следствия законов отрицания

1) Закон кризиса: «Люди и организации развиваются через кризисы»
Отрицание знаний, полученных на предыдущем этапе развития, приводит к кризису. И наоборот, любой настоящий внутренний кризис есть следствие отрицания каких-то знаний. Вспомните известные в психологии возрастные кризисы - все они вызываются пересмотром знаний, полученных в предыдущие годы, переоценкой ценностей, подведением итогов, анализом и т.д. И чем глубже пересмотр знаний, переоценка ценностей, тем глубже кризис и тем сильнее меняется человек после него.

2) Закон нелинейности, или «Шах и мат»
Главное сходство с жизнью, присутствующее в шахматных правилах, и отсутствующее в других аналогичных играх (в шашках, например), - это нелинейность.  В шашках, например, «съесть» шашку противника - почти всегда однозначно хорошо. Чем больше «съел» - тем лучше. В шахматах же это не так - даже ферзя «есть» порой опасно, потому что это может быть сознательная жертва, ведущая к поражению того, кто на нее попался.
Нелинейность шахматам придают правила шаха и мата. Целью шашек является уничтожение всех фишек противника, а целью шахмат - атака всего одной фигуры - короля. Именно это и придает шахматам такую остроту. Даже потеряв почти все фигуры, можно поставить мат и выиграть. И наоборот, даже играя против почти безоружного противника можно попасться ловушку и проиграть. Те же «правила» существуют и в жизни.
Можно сколько угодно выстраивать свою карьеру, получать кучу дипломов и т.д., а потом узнать, что ваш бывший одноклассник зарабатывает втрое больше вашего, хотя нигде никогда не учился и никуда особо не стремился. Можно всю жизнь искать большую любовь и так и не найти, а потом встретить ее где-нибудь на работе, на которой проработал двадцать лет. Можно быть счастливым и богатым, а потом потерять все в один миг из-за пожара или грабежа...
Много бывает разных сюрпризов в жизни - и приятных, и не очень. Жизнь - нелинейная штука, и два плюс два здесь далеко не всегда равно четырем.

3) Закон непрямого достижения, или «Ход конем»: «Многие цели, которые люди ставят перед собой, напрямую недостижимы»
Достичь поставленных целей можно только в качестве «побочного эффекта» достижения каких-то других целей. Автор (Алекс Жарко) называет это «ход конем»
«Деньги, как и престиж, если их добиваться напрямую, почти никогда недостижимы. И первое, и второе должно быть побочным продуктом какой-либо значительной цели или результата, которого добиваются ради него самого» (Роберт Таунсендт).
Нельзя напрямую добиться любви, славы, почета, уважения, дружбы, денег... Счастья, наконец... Все это появляется лишь как побочные эффекты достижения каких-то других целей или проектов. Сколько ни гоняйтесь за  деньгами или любовью - вряд ли вы их получите. А как только перестанете думать об этом и займетесь чем-нибудь более простым и конкретным - все само пойдет в руки. Вот такой жизненный парадокс. Помните у Пушкина: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей»? Это именно об этом.

4) Закон невыученного урока: «Если человек не понимает чего - то с первого раза, то каждый следующий раз тот же урок повторяется более ясно и жестко»
Невыученный урок возвращается. Мир един и все в нем взаимосвязано. А жизнь - великолепный учитель, который не устает повторять один и тот же урок столько раз, сколько нужно, чтобы человек его понял.

5) Закон вдоха и выдоха
Нельзя все время вдыхать - ты лопнешь. Нельзя все время выдыхать - ты задохнешься. Нужно чередовать вдох и выдох.
Это простое наблюдение, будучи распространенным на все жизненные явления, называется «законом вдоха и выдоха», или «законом левой и правой ноги».
Смысл этого закона - в цикличности, повторяемости прямо противоположных событий. За мыслью должно следовать действие, а за действием - новая мысль.

6) Принцип недеяния («у-вэй»)
Принцип недеяния говорит о том, что не только не нужно сопротивляться, но и более того - вообще ничего не нужно делать!
Принцип недеяния вовсе не означает, что не нужно ставить себе каких-то целей и чего-то добиваться. Нет! Принцип недеяния говорит, что нужно добиваться всего, чего ты хочешь, но... не делая ничего.
Чтобы понять, как такое возможно, требуется здорово поменять свои мозги, но усилия того стоят…
Как дойти до истинного понимания принципа недеяния? Так же, как и до понимания любого другого принципа - путем его отрицания! Чтобы дойти до мягкости, нужно пройти через жесткость. Чтобы дойти до любви - нужно пройти через ненависть. Чтобы дойти до недеяния - нужно пройти через деятельность. Так уж устроен этот странный мир...
Чтобы понять, что такое недеяние, нужно заняться ка¬кой-нибудь деятельностью. Желательно деятельностью, выходящей за ваш личный предел, чтобы результат был почти недостижим. Тогда волей-неволей вам придется оптимизировать собственные действия, увеличивать свою личную производительность. А сделать это мож¬но одним-единственным способом  - уменьшая количество «деятельности». Данное утверждение звучит очень странно, но если вы вдумаетесь, то поймете, что это так и есть.
Простейший пример - бизнес. Допустим, чтобы заключить одну сделку, вам нужно сделать тридцать звонков клиентам. Как увеличить количество сделок? Нужно делать больше звонков. Или... увеличить эффективность телефонных разговоров так, чтобы на заключение сделки было достаточно сделать десять звонков вместо тридцати. В первом случае вы будете - тратить больше времени, а оно быстро закончится, так как жестко ограничено двадцатью четырьмя часами в сутках. Во втором случае вы сделаете маленький шажок к пониманию принципа недеяния, так как делать станете меньше, а результат получать больше. Потом, после увеличения эффективности телефонных разговоров, можно заняться увеличением эффективности написания договоров, например. Или даже - крамольная мысль! - увеличением эффективности собственного мышления
Так постепенно можно дойти даже до того, что вы не будете делать вообще ничего, а вокруг вас будут летать, падать, прыгать и сталкиваться друг с другом люди, вещи, деньги и события... Вот тогда вы можете сказать, что кое-что поняли в этой жизни...


Рецензии