О Высоцком Гл. 4

Автор Владимир Шеметов
Фото автора в гостинице "Сибирь" г.Томск - Высоцкий и Туманишвили

За что мы его любим (продолжение гл.3)

Известный режиссер Станислав Говорухин говорит о переписке с Высоцким: «Сегодня горько и обидно читать строки из его писем. Не издали при жизни книгу стихов – непростительно, но объяснимо. Понять нельзя, но объяснить всё-таки можно. Кому нужен был этот тайфун в гладком море макулатуры? Слишком яростные, слишком обличительные стихи, такая обнажённая правда в этих стихах, столько возмутительных вопросов…».
Семён Владимирович Высоцкий, отец поэта: «Я прошёл всю войну, всякое видел. И могу сказать, что сын был храбрее меня, своего отца. И храбрее и мужественнее многих. Почему? Да потому, что и я, и все мы видели недостатки, несправедливость и чванство людей, нередко высокопоставленных, но молчали. Если и говорили, то только в застолье, да в коридорах между собой. А он не боялся сказать об этом всем. И не с надрывом, а на пределе голоса и сердца».
Внешний эффект, позы не были присущи поэту Высоцкому. И в этом его внутреннее сходство, я бы даже сказал, родство с другим известным поэтом – Булатом Окуджавой. Они оба трогают душу. В трогательной лирике Окуджавы мы узнаём себя, свою участь, своё миропонимание. В лирике Высоцкого – крик той самой души, которая что-то чувствует, но осознать, понять ещё не успела. Этим, наверно, гений отличается от простого поэта.
Время Владимира Высоцкого было трудным. В горячке эпидемической показухи красивые слова упали в цене. Ложь была возведена в ранг государственной политики.
И Высоцкий кричал: «Нет, ребята, всё не так. Всё не так, ребята!»
На каждом шагу он видел социальное неблагополучие. Это определяло суть его творчества, которое не нравилось чиновникам от власти. А он сопротивлялся и твердил:

 Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или – когда всё время против шерсти,
Или – когда железом по стеклу.

Я не люблю уверенности сытой, -
Уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, что слово «честь» забыто
И что в чести наветы за глаза.

Я не люблю себя, когда я трушу.
Досадно мне, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более – когда в неё плюют.

Или: (из «Охоты на волков»)

Наши ноги и челюсти быстры, -
Почему же, вожак, дай ответ –
Мы затравленно мчимся на выстрел
И не пробуем – через запрет?!..

Булат Окуджава говорил: «Если отталкиваться от пословицы «Не выноси сор из избы», то я придерживаюсь точки зрения, согласно которой сор этот нужно выносить как можно раньше и как можно в больших количествах, потому что сору накопилось очень много. Я думаю, что Высоцкий относился к той категории людей, истинных патриотов, людей такого толка, которые считают, что нужно избы от сора очищать, не обращая внимания на то, что скажут соседи».

Продолжение следует:


Рецензии
Очень люблю эти его песни, где все так правильно сказано.
Сейчас эти строчки особенно актуальны.
С уважением,

Надежда Мирошникова   03.09.2020 20:48     Заявить о нарушении
Спасибо, Надя. Солидарна.

Галина Шевцова   08.09.2020 13:11   Заявить о нарушении