Волшебный остров

–  Дедушка, расскажи мне сказку перед сном. Пока не расскажешь, я не усну! – пригрозил малыш.
–  Ладно, – сдался старик. – Устраивайся поудобней, клади голову на подушку, а я буду тебе рассказывать. – Дедушка поправил мальчику одеяло и таинственно добавил, – но это будет не сказка, а самая настоящая история! Согласен?
–  Конечно, согласен!  –  обрадовался мальчишка и заёрзал от нетерпения в предвкушении интересного рассказа.
–  Дело было давным-давно, – тихонько начал свой рассказ дедушка.
–  Сто лет назад?
–  Больше!
–  Двести?
–  Пожалуй, триста лет тому назад! Нашего героя звали Робинзон Крузо.
–  Моряк из Йорка? – засмеялся внук. – Эту историю я знаю, её все знают!
–  А ты в этом уверен?  –  загадочно улыбнулся дедушка.
–  Знаю, конечно, – удивился мальчишка. – Он потерпел кораблекрушение, попал на необитаемый остров, а потом его спасли.
–  Нет, внучок! Твою сказку сочинил Даниэль Дефо и её действительно знают все, но я обещал рассказать тебе настоящую историю, и оттого еще более удивительную и необыкновенную!
Мальчик от изумления открыл рот и затаил дыхание, его озорные глазки заблестели: он знал, что у дедушки миллион интересных историй, которыми тот умеет удивлять по-настоящему!

–  На самом деле моряка звали Александр Селькирк, – продолжил рассказчик. – Он был не простым моряком, а боцманом, и не из Англии, а из Шотландии. Робинзоном Крузо из Йорка его Даниэль Дефо сделал, и многое еще досочинил: побег из плена, верного пятницу, людоедов, пиратов и прочую чепуху.
–  Чтобы интересней было читать? – предположил малыш.
–  Наверное, но самое главное, что наш Робинзон (для удобства будем называть его именно так) не потерпел кораблекрушение, а сам попросил высадить его на остров.
–  Как так, зачем? – изумился внук, у мальчика от недоумения округлились глаза. – Добровольно на необитаемый остров?
–  Да, добровольно! Я предупреждал, что настоящая история еще более невероятна, чем в книжке. Слушай, дальше будет еще интересней! Возможно, у него был какой-то конфликт с новым капитаном и они крупно поссорились. После боя с французами их судну «Сенкт портс» требовался срочный ремонт, иначе оно могло в любой момент затонуть, и боцман предупреждал об этом, но его не послушали. Как было на самом деле доподлинно неизвестно, данные противоречивы. В любом случае в судовом журнале осталась достоверная запись: «Александр Селькирк списан с судна по собственному желанию». Кстати, «Сенкт портс» вскоре действительно затонул, так что версия достаточно правдоподобная. И она объясняет, почему за Робинзоном никто не приплыл.
–  Ух, ты! Вот это да! Человека оставили на необитаемом острове, посреди океана и благодаря этому он выжил? – подвёл итог мальчик.
–  Получается так внучок, – согласился дедушка. – Жизнь сложная штука, Ну так вот, слушай дальше.
Дедушка немного помолчал, словно задумался о чем-то своём, не имеющем ничего общего с рассказом о Робинзоне, и тихонько продолжил:
–  Высадили его на остров, дали с собой всё самое необходимое: кремневое ружье, фунт пороху, пули, огниво, запасную одежду, топор, нож, котёл, книги и уплыли за горизонт, а наш Робинзон остался на острове посреди океана совершенно один на тысячу километров вокруг. Первое время пришлось очень тяжело. Необходимо было обследовать остров, построить хижину, обустроить хозяйство. Он много трудился, у него не всё получалось. Ты лучше про это почитай в книжке, у Дефо красиво написано, а я тебе расскажу про другое.

          Самым суровым испытанием для Робинзона стало полное одиночество. Чтобы не сойти с ума и не забыть человеческую речь он начал вслух читать книги и разговаривал сам с собой.
          Робинзон много размышлял: о себе, о своей судьбе, о сути вещей и явлений. Он пересмотрел все свои взгляды на жизнь и многое про себя узнал. У него было время серьёзно подумать над этим. Многому пришлось научиться: слушать волны, различать разные течения, замечать у берега рыбу, чувствовать деревья, понимать птиц и зверей. По-другому никак! Иначе на диком острове не выживешь, тем более в одиночку. Он научился жить своим трудом в полной гармонии с природой, не выпрашивая милости божьей, и природа ему помогала. Робинзон разговаривал с ветром и облаками, с морем и солнцем. Он даже научился управлять погодой! Это оказалось не так сложно, стоило лишь очень захотеть. Самым чудесным образом над островом была всегда нужная погода.
–  Дедушка, а остров был большой?
–  Не очень, полдня хватало, чтобы обойти его вокруг, но пресной воды и пищи на нём было в достатке, по крайней мере, для одного человека.

          Робинзон полюбил свой остров, и остров платил ему тем же, предоставляя всё необходимое для жизни: фрукты, овощи, рыбу, птичьи яйца и прочее... У Робинзона даже было молоко, сыр и масло, после того как он приручил несколько коз, оставшихся от испанских колонистов у которых здесь когда-то была стоянка. Справедливости ради, надо заметить, что остров не всегда был необитаем. Кроме коз после испанцев на острове расплодились крысы, которые ему вначале сильно досаждали, до тех пор, пока он не прикормил козьим молоком одичавших кошек. Кошки тоже остались на острове после людей.
–  Долго он прожил на острове?
–  Как тебе сказать? – дедушка снова таинственно заулыбался. – Скажем так, с острова его забрали примерно через пять лет.
–  Всего-навсего? – разочаровался мальчишка.
–  А тебе этого мало? – искренне возмутился старик.
–  С дугой стороны, это половина моей жизни, – согласился внук.
–  Вот именно! – насупился дедушка. – К тому же, пять лет в удобстве и пять лет на необитаемом острове в дикой природе, это совсем разные сроки. Не везде время течет одинаково, и не всегда!
–  Это как? Дедушка, я этого не понял.
–  Сложно объяснить, потом поймёшь, когда вырастешь.
–  А кто его спас?
–  О, внучок, это тоже интересная история! – рассказчик снова оживился. – Когда к острову причалил парусник, чтобы пополнить запасы пресной воды, наш герой поначалу обрадовался, однако выяснилось, что это Испанское судно. Робинзону пришлось срочно бежать в глубину острова и прятаться, поскольку Англия и Испания находились в состоянии войны.
–  Они не нашли Робинзона?
–  Не успели, Испанцы набрали воды и быстро уплыли: их преследовал  Английский боевой фрегат, который тоже причалил к острову набрать воды. На нём и доставили Робинзона Крузо на Родину!
–  Ура! – обрадовался малыш.
–  Погоди, это еще далеко не конец истории, – ехидно заулыбался дедушка.
–  Не конец? – опешил мальчик.
–  Можно сказать только начало! Некоторые историки пишут, что прототип Робинзона Крузо сильно одичал на острове и почти разучился говорить, в отличие от персонажа из книжки Даниеля Дефо. Это неправда. Во-первых, за пять лет невозможно забыть язык и откуда тогда писатель узнал  эту историю, да еще со всеми подробностями? Во-вторых, судя по воспоминаниям современников, он был неплохим рассказчиком. Так, сэр Ричард Стил (ирландский писатель, журналист, политик) отмечал в журнале «Англичанин»: «его очень интересно слушать, он трезво мыслит и весьма живо описывает пребывание души на разных этапах столь длительного одиночества».  Другое дело, что он стал угрюм и молчалив, но согласись, это можно понять!
–  Соглашусь дедушка, человек такое пережил! – охотно подтвердил малыш.
–  Он, конечно, изменился, однако еще больше изменились его представления о жизни, поменялась система ценностей. Он иначе стал смотреть на всё и, вполне возможно, где-то перестал понимать людей. На острове он страдал от одиночества, а здесь его тяготит человеческое общество: хитрое, подлое, жадное и жестокое! Ему стали чужды основные людские пристрастия и пороки, деньги и амбиции. Он так и не смог привыкнуть к новой обстановке, а еще Робинзон очень скучал по своему волшебному острову. В итоге, наш герой вернулся! Он снова попросил высадить его на тот остров, а в судовом журнале судна «Веймут», на котором он ушел в плаванье, попросил написать, что он умер от желтой лихорадки.

–  Что было потом?
–  Он опять наладил своё хозяйство, собрал коз разбежавшихся в его отсутствие по всему острову, поправил хижину, посадил овощи и так далее... И жизнь потекла своим чередом!
–  А долго он еще прожил на острове?
Дедушка набрал полные лёгкие воздуха и надолго замолчал. Мальчик тоже застыл в недоумении: «почему дедушка молчит?» А дедушка поразмыслил и говорит:
–  Робинзон Крузо до сих пор живёт на своём острове.
–  Как так? – мальчишка ахнул от неожиданности. – Дедушка, ведь триста лет прошло? Разве человек столько может прожить?
–  Да, вот так, я же тебе недаром говорил, что время в разных местах течет неодинаково. Это, во-первых! Во-вторых, – человек может еще и не столько прожить!
–  А почему про него тогда никто ничего не знает?
–  Как это никто, а ты? – улыбнулся старик. – Ты теперь про него знаешь.
–  Ну, я имею в виду телевизор, газеты и так далее.
–  А зачем? Это никому не надо, так всем спокойней. Иначе пришлось бы отвечать на неудобные вопросы: почему человек счастлив без денег, без телевизора и интернета; почему он прожил на необитаемом острове триста лет, прекрасно себя чувствует и ничем не болеет?
Для всех он умер 13 декабря 1721 года, а тело, по морским традициям, было сброшено в воду у Западного побережья Южной Америки, чтобы его никто не искал.
–  Как он живёт теперь?
–  Как и прежде: ведёт хозяйство, читает вслух книги, купается в море и разговаривает с солнышком. Однако помимо этого, он обходит свой остров по кругу и убирает с пляжа пластиковые бутылки, которые прибивает волнами. Еще совсем недавно, лет десять-пятнадцать назад, он это делал раз в месяц, потом раз в неделю, а теперь приходится собирать мусор почти каждый день... Так что забот у него прибавилось. Потому что он любит свой прекрасный остров, бережет его и заботится о нём!

         Дедушка замолчал, а в кроватке послышалось равномерное сопение – мальчик уже спал. Ему снился необыкновенно красивый волшебный остров.

Автор рассказа Николай Ревлис
23.08.2020 г.


Рецензии