Четверная дуэль - почти анекдот

   
                "Блистательна, полувоздушна,
                Смычку волшебному послушна,
                Толпою нимф окружена,
                Стоит Истомина..."
               
                А.С. Пушкин


               




   Изящно воспетая Пушкиным балерина Авдотья Истомина была не только звездой петербургского балета, но и его лакомым кусочком; ей выпала соблазнительная честь стать участницей некоторых запомнившихся приключений напряжённой закулисной жизни театра, бывшей в те годы местом кипящей эротики и беспрестанного авантюризма молодых людей, чьи прославленные портреты украшают антологию культуры, канувшей в историю блестящей эпохи.

  Любовь тогда была одета в изысканную броню пышных платьев, шорох которых будил воображение, опиравшееся на строгие античные каноны, - она питалась образами высокой романтики, силой чувств и продиктованной этикетом эпохи небольшой дистанцией между полами, способствовавшей лишь усилению пробуждённых молодостью и хорошим питанием естественных желаний. Достигались любовь и полная взаимность терпением и немалым трудом, часто безнадёжным и разочаровывающим. Но - балерина! С ней было проще и лучше. Она пребывала где-то посередине, между вожделенным раем обладания и сооружённым церковью склепом недоступности. С балериной, избавлявшей отношения от приторных условностей, флирт легко преодолевал препятствия и достигал цели. Всевозможных историй с балеринами, попавшими и в романы, и на полотна художников, и даже в царские альковы было очень много.

   Однажды Истомина отправилась пить чай с Грибоедовым, однако дорожка лихо вильнула и загадочным образом привела парочку на квартиру графа Завадовского. Там и состоялось чаепитие, продолжавшееся, как утверждали очень злые языки, целых два дня. Спустя некоторое время, прежний любовник балерины, кавалергард Шереметьев, вызвал Завадовского на дуэль и был убит. Но разве это всё? События, не теряя накала, продолжились год спустя: Грибоедов стрелялся с секундантом Шереметьева - будущим декабристом Якубовичем. К счастью, дело закончилось пустячным ранением Грибоедова. Событие горячо обсуждалось обществом и получило название "четверная дуэль". В итоге знаменитая Истомина ещё более прославилась; поклонников, цветов, шампанского и аплодисментов стало значительно больше. Такой вот уж случился карьерный эпизод в жизни русской Терпсихоры.


Рецензии