О духовной атмосфере

   Часто в разговорах и лекциях приходится слышать выражение «духовная атмосфера». Стоит ли за этими словами какая-то физическая или психическая реальность или это чистая фантазия? Иначе говоря, существует ли некий объективный фон для нашего сознания, или наши мысли появляются, как бы, в вакууме? – По-моему верно первое предположение. Думаю, есть некая духовная среда, в которой общаются человеческие души. Общение мы обычно понимаем как физические контакты, но также и помимо физических контактов и причинно-следственных связей, оно присутствует в нашей жизни, как некий феномен, обусловленный невербальными коммуникациями. И, полагаю, таких духовных атмосфер много, потому, что в каждой коллективной реальности должна присутствовать своя уникальная среда общения.

   Можно, конечно предположить, что эффект интеллектуальной и духовной атмосферы создаёт некий базовый набор информации, содержащийся в головах людей и определяющий их предпочтительные реакции на сложную информацию. Но это, по сути, и есть то, о чём идёт здесь речь – духовная, то есть идеальная среда! Ведь присутствие общих установок и базовых оценок в сообществе людей можно наглядно представить как наличие определённых духовных измерений, из которых и складывается общее пространство взаимодействия этих людей. (Под измерениями здесь понимаются общепринятые параметры отношений и контактов внутри группы.) А, по сути,  это духовное пространство и есть та самая духовная атмосфера, о которой у нас идёт речь. 

   Концепция базового набора информации вовсе не зачёркивает возможностей взаимовлияния деятелей и невербальных контактов, а наоборот, их подкрепляет. Эти контакты – не мистика, потому, что в нашем явленном мире все духовные содержания имеют те или иные материальные формы воплощения. Так что, скорее всего, то, что мы называем невербальными контактами, это некие неизвестные пока, но материально опосредованные формы общения. Просто, поскольку мы не знаем их природу, то не можем встроить их в причинные цепочки событий. – Если же продолжить нашу мысль об общей духовной атмосфере, то невербальные контакты можно представить, как некие «колебания» этой атмосферы. В жизни полно примеров таких невербальных контактов.

   Например, полагаю, что почти всем читателям знакома ситуация, когда они думают о каком-то человеке, а тот как раз в это время звонит им по телефону или приходит. – Случайность? Но, это происходит статистически часто. Или ещё пример: тысячи раз кто-то из моих близких произносил как раз то, о чём я думаю. И вот ещё устойчивое совпадение: постоянные наблюдения за собой и жизненный опыт позволяют мне утверждать, что в 80% случаев, знакомые люди о которых я думаю, думают в это же время обо мне. Наверное, процент совпадения разный для разных людей. Но статистика, в целом, довольно надёжна. Особенно сильна молитвенная связь между религиозными людьми. Они молятся друг за друга, и это создаёт благодатную духовную атмосферу.

   По моим наблюдениям, такие контакты происходят настолько часто, что это даёт повод говорить о некоей мысленной связи между людьми. То есть, о мысленном взаимодействии родственных душ. – Противоречит ли это каким-то физическим принципам? – Очевидно, нет. Мышление проявляется в физических процессах мозга и в окружающей среде, так что можно найти, наверное, и физические закономерности в передаче мыслей и образов. Думаю, физические трактовки духовного взаимодействия нужно искать в квантовой физике и в Многомировой Концепции Квантовой Механики. То есть, пока, это не современная физика, а физика будущего. Некоторые прикидочные модели таких взаимодействий есть в моих статьях, например: http://proza.ru/2012/11/11/1526.

   Какую роль играет в создании духовной атмосферы живое общение? Этот вопрос стал актуальным после массового перехода к онлайн общению в период вирусного карантина. Думаю, живое общение благоприятствует созданию определённой духовной атмосферы, но, в принципе, оно необязательно. Принципиально необходима только духовная общность некоторой группы людей. Возникновение духовной атмосферы легко проследить на примере жизни христианской общины. Обычно, все или многие члены общины молятся друг за друга и за всю общину, в целом. Это и создаёт, по моему убеждению, духовную атмосферу христианской соборности. В принципе, можно транспонировать это наблюдение на возникновение любой духовной атмосферы.

   Таким образом, можно сказать, что источником возникновения духовной атмосферы является общность людей, объединённых общей идеей или, в широком плане – общим восприятием действительности. Ещё раз подчеркну, духовная атмосфера – это некая идеальная среда обитания Человека Разумного. Духовность здесь трактуется, как высшее проявление человеческой ментальности – творческое и достаточно абстрагированное восприятие мира. Безусловно, следует признать, что общности людей могут создавать и бездуховную или антидуховную атмосферу – корыстную, эгоистическую, насыщенную низменными страстями. Это определяется нравственными основаниями объединения людей. К сожалению, зло их тоже объединяет!

   Считаю, что высшее качество духовной атмосферы человеческих объединений – это любовь, которая раскрывает в душах людских измерения сочувствия, милосердия взаимопомощи и взаимопонимания. Думаю, что во всей полноте такая духовная атмосфера характерна для Царствия Божьего. А здесь, на земле, мы только учимся её созидать!

Август - сентябрь 2020.

 
   


Рецензии