Иностранный язык для людей элегантного возраста

Настали времена, когда путешествия в зарубежные страны для многих стали вполне доступны. Желающих посещать другие страны стало гораздо больше, чем, например, 20 лет назад. Появились возможности и выбор. Однако, именно у людей элегантного возраста существует проблема, добавляющая, что называется, ложку дегтя в бочку с медом:
Отсутствие возможности не то чтобы пообщаться с людьми из другого мира, но, порой, просто объясниться в банальной казалось бы ситуации.
После первой же поездки за рубеж, неюным туристам очень хочется наверстать упущенное и они берутся за дело с большим рвением и решимостью во чтобы то ни стало выучить иностранный язык.
Все происходит на подъеме и с большой долей энтузиазма. Курсы за большие и небольшие деньги, частные преподаватели, просмотр обучающих роликов на «You Tube» с разными преподавателями, покупка невероятного количества пособий, языковые клубы, просмотр фильмов на иностранном языке и т.д.
Энтузиазм пропадает примерно через месяц-полтора, в лучшем случае два, с полным подтверждением и закреплением так давно появившейся еще с молодых лет установки: НЕСПОСОБЕН, НЕРЕАЛЬНО, НЕВОЗМОЖНО.
 Может быть через некоторое время, после очередной заграничной поездки все повториться снова. И не придется заново покупать книги и диски, которые за это время покрылись тонким слоем пыли и есть знакомый преподаватель, и желание появилось вновь вместе с пылким энтузиазмом, а потом опять… разочарование, неоправданные ожидания и уже буквы в нашей голове в слове НЕСПОСОБЕН и НЕРЕАЛЬНО будут весомее.
Почему так происходит?
Добавим немного прошлого в настоящее. В школе мы все учились по учебникам, в которых практически не освещались разговорная тематика. Вся деятельность на уроке сводилась к чтению текстов и переводам.
До смешного доходит то обстоятельство, что со школьной скамьи в основном все помнят: как нас зовут, откуда прибыли и где живем, кто сегодня дежурный, просьба вытереть доску, ну и кошки, мышки, собаки, поросята… Такое впечатление, что всех готовили работать в английском зоопарке.
Существует версия, что учебники были разработаны с целью: не допустить большое количество граждан к знанию иностранного языка, достаточного для коммуникации с иностранцами. Так ли это или это просто отсутствие методических разработок в этом направлении, кто знает.
Однако, возможно, с того времени где-то на подсознательном уровне укоренилась мысль, что, если уж в течение 5 лет в юности, когда и память лучше, и занятости меньше, не смог изучить иностранный язык, чтобы изъясниться в гостинице и в аэропорту, то теперь это невозможно, нереально. Меньше всего повезло тем, кому в школьные годы учителя прямо и через родителей повесили хороший такой ярлык, с которым человек шагает по жизни: к иностранным языкам НЕСПОСОБЕН. Кстати, иногда такую неспособность почему-то связывали с отсутствием музыкального слуха, трудно сказать почему…
Вообще надо заметить, автор встречался с разными отговорками при решении изучать иностранный язык: от банального: «Нет времени» до реалистичного (от людей с маленьким достатком и сложными жизненными обстоятельствами): «Зачем нам это нужно?». Но есть какие-то отговорки, порой странные: раз уж я не выучила язык в детстве, значит, у меня теперь все равно не будет «произношения как у них». И что? Вот тут и возникает первый вопрос: для чего вы хотите выучить второй язык? И тут же напрашивается второй вопрос: что будет, если вы его не выучите?
Часто ответы на данные вопросы не соответствуют истинным причинам и желаниям. Человек утверждает, что просто хочет спокойно и комфортно чувствовать себя в другой стране и решать бытовые проблемы, а на самом деле в диалоге пробиваются нотки уязвленного самолюбия, стремление к перфекционизму, банальное высокомерие и даже некоторая соревновательность: эта  дама в красном говорит, а я - нет. Чаще это проблема представительниц прекрасного пола, мужчины таким «страданиям» подвержены реже.
Для мужчин потребность в изучении иностранного языка - это, как правило, необходимость, в большинстве случаев связанная с профессиональной деятельностью. Конечно, из каждого правила есть исключения. И для многих представительниц прекрасного пола возникает необходимость именно для работы изучать иностранный язык. Однако, в элегантном возрасте потребность в изучении иностранного языка для применения в профессиональной деятельности, скорее всего, действительно исключение.
Итак, если вы действительно хотите выучить язык не для статусного символа, а, что называется, для дела, необходимо разобраться с несколькими вопросами до того, как вы примете окончательное решение и начнете осуществлять свои мечты. Будем надеяться, что, разобравшись с этими вопросами, вы не зайдете в тупик после двух-трех месячного образовательного энтузиазма:
1. Честно признайтесь себе, с какой целью вы хотите изучать иностранный язык? (Обозначьте цель на бумаге).
2. Установите период времени, после которого вы ожидаете подвести итоги первого этапа вашего обучения (рекомендуемый период 6 месяцев, год).
3. Четко распишите систему, в соответствии с которой собираетесь заниматься (учитывайте возраст, занятость, психологические особенности, скрытые временные и физические возможности). Например, вы спокойно можете заниматься или повторять материал во время поездок в транспорте; в перерывах; ожидая ребенка после школы или посещения секций. Или вам удобнее заниматься в утренние часы за чашкой кофе; перед сном; во время тренировок на тренажерах и т.д.
4. Оставляйте за собой право пересмотреть что-либо в системе занятий.
5. Используйте систему маленьких шагов. Придумайте себе якорек для поддержки, например: «Тише едешь - дальше будешь». Или «Без труда не выловишь и рыбку из труда». Или «Дорогу осилит идущий». Или «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».
6. Не критикуйте себя - вы не поступаете в университет - вы изучаете язык для радости, а не для одержания победы в олимпийском забеге.
7. Если это ваш первый иностранный язык, выберите себе подходящего наставника. Курсы для элегантного возраста не дают результата, по крайней мере первое время в процессе обучения. Особенно, если был печальный опыт попытки изучения иностранного языка. Можно быстро попасть в ловушку сравнений и сама атмосфера курсов не предполагает учет индивидуальных психологических и физиологических особенностей, которые так важны для не молодых людей.
8. Если это второй или третий иностранный язык, можно попробовать курсы. Но курсы в сравнении с индивидуальным обучением - это как «кот в мешке». Тем более дистанционное обучение. В профилактике языкового барьера большую роль играет диалоговая реакция. Вопрос-ответ. Собственно, это и есть первые шаги в развитии правильной реакции на чужую речь.
Если ваша цель - коммуницирование на иностранном языке, вы должны понять для себя, что проблемы коммуникации связаны не только с отсутствием знания языка, но и с чисто индивидуальными психологическими особенностями и проблемами  самого человека. Возможно, параллельно придется решать и эти проблемы, идеально если  одновременно. Кроме того, на свободное общение и коммуникацию на иностранном языке существенно влияет техника владения языковыми знаниями. Например, языковому барьеру очень способствует акцентирование внимания на грамматических терминах, правилах. Надо уметь погружаться в язык, как в море, и получать от этого удовольствие и радость. Однако, очень часто занятия со взрослыми переходят в подготовку для поступления в ВУЗ или сдачу зачета. Мы учим родной язык без понимания того, что это окончание «родительного падежа», а это «винительного». Скажите, как Вам помогает при коммуникации словосочетание «Present Simple»? Если при изучении языка вы будете все время акцентировать внимание на грамматических терминах, то и  при общении все время будете думать, какой это «симпл». И, в конце концов, можете прийти к мнению, что лучше молчать или попросить Анну Сергеевну заказать вам такси. А то вдруг таксист подумает: «Ай-ай-ай! Какая большая тетенька, а не может отличить длительное время от простого!». Собственно говоря, ОЦЕНКА и общественное мнение являются основными препятствиями для коммуникации. А еще точнее - неуверенность в себе.
Хорошо бы понять, что  на эффективное общение и взаимопонимание влияет не знание 32 времен и виртуозное их использование, а доброжелательность, открытость, воспитанность и наличие хотя бы базового представления о культуре и истории страны. 
А главное - желание открыть для себя новый мир и новые возможности.  Ведь принять себя нового тоже порой нелегко и к этому тоже нужно подготовиться. Не надо спешить и рассчитывать на быстрые и грандиозные победы, чтобы в очередной раз не испытывать чувство вины и разочарования.


Рецензии