Хан Кене. Успокоив прах, да возымеем дух

               
                «Он был храбр донельзя. Этот султан
                Был человек энергичный, решительный,
               
                Обладающий к тому же недюжинным умом.»
               
                Л.Мейер о Кенесары Касымове

    Образ Кенесары Касымова, последнего провозглашённого и поднятого на белой кошме единого хана казахов, не даёт мне покоя многие годы. Мало того, что долгие годы нам вбивали в голову, что он враг простого народа, узурпатор власти, кровавый и жестокий человек, до сих пор голова легендарного казахского хана, «экспонат» музея  в России. Более того, в советское время,  будучи студентами, мы были в Ленинграде, посетили Кунсткамеру (музей) и видели это своими глазами(не думаю, что нам показали череп другого). Чувства, которые мы испытали, тяжёло описать, ведь мы тогда уже читали исторический труд учёного Е.Бекмаханова о национально-освободительной борьбе казахов. Вопрос возвращения головы хана Кене и дальнейшего захоронения до сих пор актуален. Насколько мне известно, в Казахстане есть общественное объединение, которое поставило себе цель решения этого вопроса. А официальная власть проявляет в этом вопросе страусинную позицию. Ф.Ницце сказал: «Но молчать ещё более нехорошо, все невысказанные истины приобретают ядовитые свойства». Возможно, придёт время, когда высшие руководители страны перестанут замалчивать этот вопрос.
  Иногда мы не предполагаем, какие параллели возникают в истории. На одной из них мне хотелось бы остановиться. Желтоксан-декабрь, месяц суровый и мятежный и для казахского народа особенный, знаменательный. Декабрь 1846 года. Происходит объединение всех сил, выступающих против Кенесары хана: России, Хивы, Коканда и киргизских манапов. Декабрь 1950 года. В газете «Правда» выходит статья, где публикуют выдержки из постановления ЦК ВКП Казахстана: «…Движение Кенесары не было ни народным, ни массовым, ни освободительным, а было реакционным движением. Несмотря на это, историк Е.Бекмаханов в своих работах, путём подтасовки фактов и дат и используя материалы алашординцев и пантюркистов, утверждает, что движение было массовым, народно-освободительным, сыгравшим большую роль в истории казахского народа.» Декабрь 1986 года. Национально – патриотические выступления казахской молодёжи и последовавшие за ним репрессии, постановление ЦК КПСС «О казахском национализме». Декабрь 1991 года. Распад СССР. Казахстан как свободное и независимое государство обретает свой гимн и флаг. Этот флаг небесного цвета, цвета  вечного неба, цвета нашего Бога. Мы тысячи лет поклонялись Вечному синему небу – Тенгри. И совсем не случайно хан Кене постоянно носил мундир небесного цвета, цвета своей мечты. Безграничное синее небо простирается над свободным народом, который кочует по необъятным просторам Великой степи. Это поэтика свободы и независимости, как мне видится жила в душе мятежного, не сломленного хана. Вот кто живёт в душе казахского народа, а не упитанные, вороватые чинуши, претендующие на роль благодетелей народа. Как и в случае с ханом Кене время расставит все точки над и…!
     Кенесары родился в 1802 году, офицер, историк Коншин Н.Я. писал о нём: « Это был выдающийся во всех отношениях человек и только в лице Кенесары Касымова, мы встречаем в истинном смысле народного героя, мечтавшего о политическом единстве всех казахов без различия племён и орд». Кенесары создал хорошо вооружённую, мобильную конную армию, жестко дисциплинированную. И многие годы, барражируя вдоль границ с Россией, Кокандом и Хивой сдерживал агрессивные планы соседей. Не хотелось бы, чтобы у читателя возникло мнение о хане Кене как всего лишь об отчаянном вояке, он активно занимался обустройством государства. Во главе государства стоял сам Кенесары, при нём был Ханский совет, состоявший из биев, батыров соратников. Исполнительная власть на местах осуществлялась через есаулов, которые именовались «кенесаринскими эмиссарами», уважаемые в народе люди занимались и отвечали за судебные, дипломатические, налоговые дела. Для выполнения важных поручений были тюленгуты с широкими полномочиями. Он верил в возможность создания независимой страны и за это боролся и отдал свою жизнь. Перед казнью при огромном стечении киргизов, он обратился с речью о необходимости единства братских народов. Последние минуты жизни он запел песню о свободной Родине, просторах страны, о друзьях соратниках. Песня потрясла собравшихся.  Приведу несколько строк из песни плача акына Нысанбая, сложенной после смерти хана Кене: « Стихни, ветер свободный!/Свои песни забудьте, акыны…/ Слышится плач лишь надгробный/ Степь потеряла лучшего сына/». К этому и добавить то нечего. Мечта легендарного героя казахского народа воплотилась частично в 1991 году. Частично, потому что мы, к сожалению, не являемся истинными свободными гражданами своей страны. Доказательств этому предостаточно, но это не тема данного материала.
     Вся жизнь и борьба Кенесары Касымова была посвящена одной святой цели-сохранению казахской нации, её государственности и независимости. Оказавшись в жестком противостоянии с царской Россией, Хивой, Кокандом хан Кене, имея возможность союза с любой из сторон в обмен на признание их власти и обеспечения личной безопасности и спокойное правление казахами, выбрал путь борьбы за независимость. Для него жизнь была не дороже чести. Вот что писал В.А. Перовский в докладе графу Несельроде: «Ташкентский правитель прислал в октябре прошлого года к Кенесары подарки, испрашивал дружбу и его разрешение основать в степи укрепления, обещая помощь Кенесары. Но последний не доверился недавнему врагу своему, отказался.» Хан Кене не знал компромиссов в деле независимости и свободы казахского народа, не хитрил, не лицемерил в этих вопросах, даже в интересах своей жизни. Нам нужно и должно помнить: какой бы любовью не воспылали соседние страны к друг другу, любое государство будет преследовать свои геополитические интересы и никто в этих вопросах не будет страдать альтруизмом. И это объективная реальность и в этом нет ничего предосудительного, просто необходимо прагматически, открыто и честно обсуждать такие вопросы на самом высоком уровне. Не надо их замалчивать и тем самым загонять проблемы в разряд тлеющих, способных вспыхнуть в самый неподходящий момент и нанести значительный ущерб обеим сторонам. В истории достаточно примеров, то, что сейчас происходит на Украине, в Белоруссии, всегда найдутся «игроки» со стороны, которые будут это использовать уже в своих интересах. В своё время хан Кене  писал правителям киргизских земель манапам Жантаю и Ормону: «Цель моего прихода сюда не враждовать и проливать кровь, а соединить силы казахов и киргизов в одно, отделить от Коканда и вообще освободить от притеснений кокандцев. Между тем случились некоторые нежелательные дела и теперь на всё происходящее между нами я объявляю салават и прощаю вам не разумение. Что не питаю злобы, можно видеть из того, что я выпустил на свободу невредимым Калчабия и 200 его джигитов. По получению этого письма, удалите из сердца опасения и явитесь ко мне, чтобы соблюсти обряды покорности и тем достичь счастья высокой степени. Если же моё предложение не придётся вам по сердцу и вы не откажетесь от вражды, то отвечайте за свою судьбу сами.» Кенесары был обманут и явился к киргизам с небольшим охранным отрядом. Апогеем всего этого явилась предательство и казнь хана Кене, череп героя казахского народа, был преподнесён в дар эмиру Хивы, он в свою очередь подарил его белой царице. И вот уже более полутора века прах легендарного героя казахского народа не знает успокоения,  следовательно, не может себя чувствовать спокойным любой мыслящий казах. У казахов есть древняя поговорка в переводе она звучит так: «Не успокоив прах мертвых, живые не будут благоденствовать.» Воистину народная мудрость показывает глубинную суть вещей, мы недооцениваем многие скрытые на первый взгляд истины, которые   опосредованно влияют на реальную жизнь, даже по истечении многих лет и отворачиваться от них, значит только одно, со временем всё равно раны будут нарывать и беспокоить наши души. Кенесары Касымов, последний единый хан казахов, внук великого Абылай хана, прямой потомок потрясателя Вселенной Чингисхана, живя в памяти народа как легендарная личность, тем не менее до 1947 года, до выхода в свет книги моего земляка учёного с большой буквы Е.Бекмаханова «Казахстан в 20-40 –е годы XIX века», был в забвении. За этот труд талантливый учёный был осуждён на 25 лет тюрьмы и только благодаря оттепели 1953 года с помощью московских учёных друзей вышел живым из застенков. А в это время клеветники, «лжеисторики»,  опорочившие его имя, сидели в тёплых академических кабинетах «трудились» на благо исторической науки. Это они, историки Х.Г.Айдарова, Т.Шоинбаева,М.Ахижанов и другие организовывали гонения за историческую правду. И вновь нас история учит, ведь истина, в конце концов восторжествовала и казахский народ вернул себе имя своего легендарного героя – хана Кене и восстановлено и увековечено имя моего земляка из Баянаула, учёного историка Е.Бекмаханова. А люди уподобившиеся крысам, они были во все времена и будут, но их место известно где, к сожалению, это данность человеческой жизни. Их и сейчас не мало, вспоминается как в одном из созывов «распущенного Мажилиса»(игра слов, но во многом верная), они нападали на поэта от Бога, патриота казахского народа М. Шаханова, это когда серость и косность, не имея аргументов и не имея понятия об истинной истории, не читавшая серьёзных книг, кроме томами и тысячами экземпляров, выходящих опусов от высокопоставленных высших чиновников, атакует цвет и совесть нации. Но это тоже осталось и останется в истории казахского народа, поскольку вечно будет имя Поэта М.Шаханова. Конфуций сказал:"Всё мельчайшее обнаруживается, всё скрывающееся рано или поздно выйдет наружу". Об этом надо помнить всем, особенно власть придержащим. А для того, чтобы успокоить дух легендарного хана Кене, по моему мнению, государство Казахстан во чтобы это не стало должно вернуть прах праху и захоронить с великими почестями  своего Героя, тем более, что, насколько мне известно, Россия не против этого. Необходимо создать и финансировать группу общественных деятелей и учёных, которые займутся поисками пропавшего черепа мятежного хана. Хотелось бы привести несколько строк из своего стихотворения «Хан Кене»: Часто снится хан Кене/С гордым ликом на коне/ Лук, колчан, стрела к стреле/И звенит огнём булата/ Меч с оправой в серебре/ Он как будто не в себе/ Рвёт удила ,вздыблен  конь/ А в глазах горит огонь/ Веют мокрые ветра/ Бьёт холодная Нева/ Камнем крытые брега/ Дух мятежного Кене/ Осаждает град Петра/.
 Каждый народ имеет своих героев, каждый народ имеет право достойно их похоронить, казахский и русский народ имеет немало общих героев, сражавшихся плечом к плечу друг с другом с общим врагом. И эти герои не только из современной истории наших народов, они есть и в глубине веков, ещё со времён кочевых империй. А такой простой факт из истории Второй мировой  войны, приведёт любого к однозначному и ясному выводу, кто мы друг другу. Больше всех подвиг А.Матросова(ради жизни своих боевых товарищей закрыл грудью амбразуру дзота) повторили русские, затем казахи. Мы ментально более близкие люди и нам легче найти общий язык в щироком смысле этого слова. Такие факты, это факты для единения и помощь россиян в поиске праха героя,  станет ещё и фактором нашего единения. Я искренне верю в это.


Рецензии