Пушкин в Михайловском

       Я люблю гулять по Петербургу. Набережная Невы. Летний сад. Сегодня  решил проехать до станции метро - «Парк Победы». Пройти до улицы Бассейная д. 32. Осмотреть экспозицию «РЮРИКОВИЧИ»,«РОМАНОВЫ».  Повернув голову, посмотрел какой номер дома, далеко ли еще идти до метро?  Прочитал - улица Халтурина, улыбнулся, а при Пушкине ее название было Миллионная, а сам, думаю, визуальная история, для нашего времени самое  подходящее название. Да! Иду дальше. У Зимней канавки, в то время жила «принцесса ночи» - княгиня Евдокия Ивановна Голицына, получившая свое прозвище из – за ночных собраний в ее особняке. Гости съезжались к ней обычно поздно вечером и засиживались до утра. Салон славился литературными вечерами. Здесь знакомили слушателей со своими новыми произведениями Карамзин, Жуковский, Вяземский, Грибоедов читал «Горе от ума». Юный Пушкин любил посещать эти вечера. Присылал ей оду «Вольность». Ей же посвятил послание в 1817 году, я остановился, тихо прочитал, для себя несколько строк:
  Где женщина – не с хладной красотой,
  Но с пламенной, пленительной, живой?
  Где разговор найду непринужденный. …
     Долго стоял. В памяти даже промелькнула мысль, я же здесь был на экскурсии, когда учился в школе. Вспомнил, нам рассказывали о первом посещении столицы Сашей Пушкиным, об этом сохранилось семейное придание.  Вот как он сам писал. Цитата из письма Пушкина жене: «Видел я трех царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку; второй меня не жаловал; третий … упек меня в камер – пажи под старость лет». Как это все было давно. И пошел к метро.
      Сходил. Современная экспозиция, интерактивность. Интересно.
      Когда пришел домой, мня, не покидало желание написать рассказ о Пушкине. И начать я его  решил вот с чего!
     Вторично мальчик Пушкин был привезен в Петербург летом 1811 году своим дядей, поэтом Василием Львовичем, для поступления в лицей.  И опять стихи, он видимо даже думал стихами, писал:
На тройке пренесенный
Из родины смиренной
В великий град Петра ….
    Спросите, почему именно этот эпизод я хочу написать – а вы читайте дальше. Они остановились в модной гостинице Демута на Мойке. Тут же по соседству остановился адмирал Пущин, тоже привезший своих внуков для определения в лицей. В приемной министра и познакомился Александр Пушкин с Иваном Пущиным. Они быстро сошлись. Вместе много гуляли. Друзья на всю жизнь.   
Учеба в лицее. Число друзей только добавилось.      
      В голове промелькнула одна мысль. За многие годы  жизнь Пушкина в нашем городе, писателями расписана до секунды. Она так и называется «ПЕТЕРБУРГ  ПУШКИНА». На этом мы останавливаться не будем. Для Вас мой читатель напишу кратко - Александр Пушкин, был молод, горяч. 1820 год –  Александр 1 сказал: «Пушкина надобно сослать в Сибирь …». Но за него заступились Карамзин и Жуковский. Вместо Сибири Пушкин был выслан в мае 1820 года на юг России. Но и там он не удержался, в 1824 году был выслан в псковское имение Михайловское. Вот на этих самых прекрасных, годах его жизни, мне и хочется остановиться подробней. Я там сам был на экскурсии.
       Вечером сел за компьютер, задумался. Люблю слушать, свое второе «Я». Которое живет во мне, оно мне этак тихо говорит – ты вспомни и напиши, что о Пушкине сказал Пущин Иван  декабрист, друг: - «…Пушкин … всегда жив для тех, кто, как я, его любил, и для всех, умеющих отыскивать его, живого, в бессмертных его творениях…». А ведь он прав!
     С чего начнем? – Дом музей в Михайловском –  мебель антиквариат. На каждом предмете, пыль веков. А мне хочется видеть среди них Пушкина! Что бы все ожило. И мы как будто рядом ходим. Вот такую правду жизни хочется посмотреть. Читаем. Мысленно представляем, что вместе  идем! Сокращаем расстояние до «О»! Как он ехал в Михайловское, воспоминаний нет. А вот его личные воспоминания как он жил в Михайловском сохранились.
    Я как археолог, аккуратно перелистываю старые книги. Вот нашел!  Пушкин пишет Д. М. Княжевичу 1924 год: 
    - Вот уже четыре месяца, как нахожусь я в глухой деревне, - скучно, да нечего делать. … Соседей около меня мало, я знаком только с одним семейством, и то вижу его довольно редко, целый день верхом на лошади, вечером слушаю сказки моей няни. … С нею только мне не скучно.
   Листаю, новая находка, вот он описал свой дом, спросите, где нашел? Пушкин оставил его нам в строфах «ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА», глава вторая,  сжатое выразительное воспоминание:
… Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою; вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотыя, …
И сени расширял густыя
Огромный, запущенный сад,
Приют  задумчивый дриад. …
      Как он жил в деревни? Ищем. И опять находка, это воспоминания в записи К. Я. Тимофеева,  дворовый Петр, кучер у Пушкина:
- Наш Александр Сергеевич никогда хозяйством не занимался, чтобы слушать доклады приказчика. Всем староста заведовал; ему было все равно, хошь мужик спи, хошь пей; он в эти дела не входил. Ходил эдак чудно: красная рубашка на нем, кушаком подвязана, штаны широкие, белая шляпа на голове: волос не стриг, бороды не брил, подстрижет эдак макушку, да и ходит. Палка у него завсегда железная в руках, девять фунтов весу; уходит в поля, палку вверх бросает, ловит ее на лету. А не то дома вот с утра из пистолетов жарит, в погреб, вот тут за баней. – А на охоту ходил он? – Нет, охотится, не охотился. Плавать плавал. … Бросится в воду, уйдет на глубь и  назад. Он и зимой купался в бане: завсегда ему была в ванне вода приготовлена. Утром встанет, пойдет в баню, прошибет кулаком лед в ванне, сядет, окатится, да и назад; потом на лошадь и гоняет по лугу; лошадь взмылит и пойдет к себе. Чуть встанет утром, уже бежит Арину Родионовну глядеть: «здорова ли мама?» … А уж чуть старуха занеможет там что ли, он уж все за ней.   
   Интересно, а что Пушкин видел в своем окне? Я задумался. Решил так. Нам вместе надо рассмотреть картину художника Виктора Ефимовича Попкова «Осенние дожди (Пушкин)». Смотри фотографию:
   Пушкин в Михайловском. Осень. Желтеет листва на деревьях. Ветер по небу гонит серые тучи. Дождик. Тускло блестят лужи. Серые блики на мокрых половицах и перилах балкона. 
   Пушкин написан со спины. Лишь поворот головы помогает нам разглядеть знакомые черты лица. Легко прислонился плечом к деревянной колонне. Обхватил себя руками, прикрываясь от холодного ветра. Ему одиноко. Нам сейчас трудно понять, смотрит ли он на серый изгиб реки, на дальние поля и холмы. А может он вспоминал друзей? Ведь зимой к нему неожиданно приезжал друг детства Иван Пущин. Мне захотелось, именно сюда вставить воспоминания самого Пущина, да мой читатель оно сохранилось:
« … Спускаясь с горы, недалеко уже от усадьбы, которой за частыми соснами нельзя было видеть, сани наши в ухабе так наклонились набок, что ямщик слетел. Я с Алексеем, неизменным  моим спутником, кое - как удержались в санях. Схватили вожжи. Кони несутся среди сугробов. … Неожиданно вломились с маху в притворенные ворота, при громе колокольчика. Не было силы остановить лошадей у крыльца, протащили прямо, и засели в снегу нерасчищенного двора. 
     Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми руками. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод. Смотрим, друг на друга, целуемся, молчим. Было около восьми часов утра. … Комната Александра была возле крыльца, с окном во двор, через которое он увидел меня, заслышав колокольчик. (Иван даже описал ту маленькую комнату). В комнате помещалась кровать его с пологом, письменный стол, диван, шкаф с книгами. … Везде разбросаны исписанные листы бумаги, всюду валялись обкусанные. Обожженные кусочки перьев. … Против его двери – дверь в комнату няни. Где стояло множество пяльцев. … Наконец, помаленьку прибрались, подали нам кофе; мы уселись с трубками. Беседа пошла правильнее. 
      Вообще Пушкин показался мне несколько серьезнее прежнего, сохраняя ту же веселость. … При разговоре Пушкин сам не знал настоящим образом причин своего удаления в деревню. … Незаметно коснулись подозрений насчет общества. … Может быть, ты прав, что не доверяешь. Верно, я этого доверия не стою, - по многим моим глупостям. Молча, я крепко расцеловал его; мы обнялись и пошли ходить; обоим нужно было вздохнуть. …
    Соседи. Какую роль в жизни поэта они сыграли? Как они относились к  Александру? Вот как вспоминала о Пушкине М. И. Осипова,  в передаче М. И. Семеновского:
    Каждый день, в часу третьем пополудни, Пушкин являлся к нам из своего Михайловского в Тригорское. Приезжал он обыкновенно верхом на прекрасном аргамаке. Приходил, бывало и пешком, доберется к дому тогда совсем незаметно; если летом, окна бывали, раскрыты, он влезет в окно … Что? Ну, уж, батюшка, в какое окно  влезал, не могу указать: мало ли окон – то? Он, кажется, во все перелазил ... Все у нас, бывало, сидят за делом, кто читает, кто работает, кто на фортепиано. Я, бывало, за уроками сижу. Ну, пришёл Пушкин, - все пошло вверх дном; смех, шутки, говор так и раздается по комнатам. …  А какой он был живой! Никогда не посидит на месте, то ходит, то бегает …
     Бывало, беседуем мы все до поздней ночи. В двадцатых годах была мода вырезать разные фигурки из бумаги; я вырежу обезьяну и дразню Пушкина, он страшно сердился, а потом вспомнит, что имеет дело с ребенком и скажет только: - «Вы юны, как апрель». И что за добрая душа был этот Пушкин …
      Вечера в Тригорском! Мне кажется, они описаны Пушкиным в «Повести Белкина». Вспомним – «Барышня – крестьянка». Явление Лизы к обеду: «… смуглая Лиза, набелена была по уши, насурьмлена пуще самой мисс Жаксон;   фальшивые локоны, гораздо светлее собственных волос, взбиты были, как парик Людовика – 14; рукава торчали, как фижмы, талия перетянута, как буква икс». Под именем Алексея Берестова - Пушкин, нашел ее «смешной и блестящей».  Умел пошутить! Да! Тригорское, отдельная тема рассказа.    
      Из известных нам мест, и тех событий, очень важных, мне хочется выделить  воспоминания Анны Петровны Керн:
- При первой встрече с Пушкиным, он был робок, в последующие дни бывал то шумен и весел, то грустен, то дерзок. Когда же он решался быть любезным, то ничто не могло сравниться с блеском, остротою и увлеченностью его речи. Это произошло в доме Оленина, на Фонтанке, у Семёновского моста, в большом доме (ныне № 101) 1819 году. 
    Но жизнь диктует свои условия. Несколько строк из воспоминаний Анны Петровны. Михайловское. Их расставания и мгновения счастья. Прочувствуем вместе с Вами.
     Накануне отъезда в Ригу Керн вместе с Анной Вульф и П. А. Осиповой решили съездить поздно вечером в Михайловское. Пушкин очень обрадовался этой неожиданной прогулке в чудный июньский вечер. Даже хвалил луну, которую всегда называл «глупой», и говорил: «Я люблю луну, когда она освещает прекрасное лицо».   
     Они гуляли по саду в длинных аллеях старых деревьев, о корни которых Керн спотыкалась, а Пушкин держал ее за руку. Они вспоминали свою первую встречу у Олениных и были взволнованы…
   Эти встречи не всем нравились. Вернее сказать, П. А Осипова, она постаралась побыстрее увезти Керн подальше от Пушкина.
     На другой день Пушкин пришел проводить отъезжающих и на прощание подал экземпляр второй главы «Евгения Онегина», между страницами которого лежал сложенный лист бумаги. «И когда я, - рассказывала Керн, - собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила их опять; что у него промелькнуло тогда в голове, не знаю…»
     Есть такие слова «если бы то!» Но этого не случилось, и эти стихи дошли до нас и стали шедевром любовной лирики:
Я помню чудное мгновение:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное видение,
Как гений чистой красоты …
     Такие стихи повторить невозможно! Эти самые счастливые мгновения надо прожить самому. Это было самое высокое состояние души, и тогда Пушкин писал Анне Петровне из Михайловского. В письмах он выразил свое состояние « и жизнь, и слезы, и любовь». 
К сказанному мне больше добавить нечего. Мы посетили реальные места событий.


Рецензии
А мне,честно говоря,иногда странно заходит в такие музеи.как будто пришел в дом,когда хозяева отсутствуют и все ходишь и рассматриваешь.Но Пушкина я люблю.

Ирина Давыдова 5   10.07.2021 16:23     Заявить о нарушении
Огромное спасибо Вам, Ирина, за отзыв от имени Алексея Решетняка!

Николай Павлов Юрьевский   02.01.2023 20:49   Заявить о нарушении