Про бабушку Фаину

 

     В своих рассказах о родных людях я почему-то незаслуженно пропустил свою бабушку Фаину - мамину маму.

  Ее присутствие в нашей детской жизни было постоянным  в родительском доме.

  Мои детские ассоциации с ней связаны с мягкими пальцами, которые очень вкусно пахли! Она тогда пекла булочки с ванилью ,которые в семье очень любили.

 Слово "детство" у меня автоматически подразумевает   в своей основе бабушку Фаину. С двух до пяти лет мне довелось спать с ней на широкой кровати в большой комнате нашего финского домика.

  В  начале моей жизни родительский домик был незначительных  размеров, пока из-за рождения третьего сына папа не сделал пристройку из бревенчатого трехстена.

  В результате появилась новая кухня, а у нас со старшим братом Володей - детская комната, где раньше была кухня…

 
    Наша бабушка Фаина была из зажиточной семьи витебских мещан.

   Ее родители до революции 1917 года имели свой конный выезд - 4-х колесный тарантас, запряженный двумя лошадьми.

  Бабушка родилась в 1901 году, шестнадцатилетней девушкой восторженно встретила революцию.

 Будучи атеисткой, верила только в революционное сознание и советскую власть.

  Она была очень начитанным человеком. Со своей пенсии выписывала годовую  подписку "Роман - газеты ".

  Эти сборники поступали по почте и были напечатаны на тонкой газетной бумаге в мягком переплете.

  По ее просьбе наш папа сшивал в сборники эти годовые подписки. Там печатались очень известные писатели   советских времен.

  Многие из них бабушка перечитывала по несколько раз. Благодаря ей, я уже в четыре года знал все буквы алфавита, а к первому классу умел читать по слогам и даже немного писать.

  Когда в первом классе меня отправили на третью четверть лечиться и учиться в Малаховку  (детский санаторий в Подмосковье), я оттуда написал домой свое первое письмо родителям в шесть предложений.

  В нем рассказал, что хорошо учусь, лечусь и скучаю по дому. Это мое письмо еще долго хранила мама в шкафу .

   В Малаховку меня отвозила и забирала бабушка Фаина.

   В семейных делах она очень уважала отца и в спорных вопросах всегда занимала его сторону.

  Обиженная мама часто задавала риторический вопрос: "Ты чья мама, моя или моего мужа?".

 Бабушке Фаине довелось хлебнуть" лиха" в своей жизни.

  Оставшись без мужа с двумя детьми на руках, она работала до войны в городской больнице кастеляншей (завхозом по белью).

  В июне 1941 года была эвакуирована с детьми из Витебска ж/д эшелоном в глубь страны.

  Под Рязанью их эшелон разбомбила немецкая авиация. Выживших людей пересадили на конные подводы и в течение недели везли за Волгу.

  В глухой деревне Клявлино на границе Куйбышевской области и Татарии разместили в семьях колхозников.

  Жизнь в эвакуации, работа в колхозе - через все трудности военного лихолетья пришлось пройти бабушке, но она поставила на ноги дочку и сына.

 
    С открытием нефтяных месторождений в Татарстане в 1943 году геологоразведка и разработка нефтяных месторождений дали работу многим.

  Дочка стала работать в отделе кадров геологоразведки, а сын Борис закончил 8 классов и нефтяной техникум.

 Бабушкину помощь молодой семье дочки после свадьбы в 1950 году и рождения сына- первенца в декабре 1951 года трудно переоценить.

  Даже имеющиеся в те годы детские сады не могли принизить роль и значение бабушки!

  Все три сына Свиягиных были окружены заботой и любовью нашей дорогой бабушки. Ее вклад в наше детство был огромен!

  Когда наступало лето, семья обязательно ездила на море или реку Кама по путевке или "дикарями".

  Довелось несколько раз побывать с родителями в Евпатории и Анапе. Неоднократно были по путевке в доме - отдыха "Берсут" на реке Кама, в Бакирово.

  Пока младшие братья были маленькими, бабушка оставалась с нами на время отпусков. Родители были спокойны, что детям с бабушкой будет комфортно.

  Когда мы подросли, неоднократно ездили с бабушкой на ее малую  родину в Витебск и к родственникам в Москву.

 
     Для меня её  обнаруженная  болезнь (рак желудка) и внезапная смерть после операции в 1964 году было настолько неожиданным событием, что в моей голове никак не укладывалось - как можно жить без бабушки Фаины!?

  Это было моим первым близким соприкосновением со смертью в еще совсем короткой жизни! Именно тогда я начал понимать, что у жизни может быть и окончание...

 
    Тем не менее, роль бабушки Фаины в нашей детской жизни была настолько велика, что я не уверен, стали бы мы без нее  теми, кем стали в этой жизни.

 Прошли десятилетия…

 
    Сейчас с уверенностью могу сказать по собственному опыту, что стержень человека, закладываемый его родителями в детстве, при наличии достойных бабушек и дедушек в разы крепче и многограннее, что позволяет человеку добиваться в жизни поставленных перед собой целей.

                Леонид Свиягин.
На фото- бабушка Фаина с внуками.

                3.09.2020г.


Рецензии
Леонид, добрый вечер! Вы так трепетно и с такой любовью написали про свою бабушку Фаину...Разве можно без слез читать детские воспоминания - такие близкие и понятные. Вы правы про "стержень человека" - без этого никак, как не крути, и чтобы там не говорили разные умники...но память рода - это не пустые слова. Я все это знаю и понимаю, и поэтому пишу Вам не просто спасибо, а благодарствую (по-старинке, как моя бабушка говорила) - за то дорогое и вечное, что храним в сердце. С уважением и теплом - Любовь.

Любовь Пономаренко   24.03.2021 20:23     Заявить о нарушении
Уважаемая Любовь!Рассказ- это та самая малость благодарности моим родным за то тепло и радость восприятия мира,которые они в меня вложили.Простые люди от станка (буквально токарного) и сохи,смогли дать своим потомкам главное-уметь быть благодарными...Не нужно иметь по 2-3 "верхних" образования (хотя и они-не лишние)чтобы это понимать!Успехов Вам и творческого вдохновения!С уважением,Леонид.

Леонид Свиягин 2   25.03.2021 20:38   Заявить о нарушении