Виниловые пластинки с оперой

Начну с конца. Тетради пухлой
Синий коленкор
Подшитые листы.

Год начало 2000-х.

Свою активную работу в тот год я почему-то закончила на опере "Дон Жуан" Моцарта. Дальше мои интересы смещаются в другие стороны, не сразу, но постепенно гаснет экзальтированная страсть к опере. Может быть, потому что не было возможности ее полноценного воплощения. Больших оперных театров там, где я живу, нет. Музыкальный театр давно не работает "по специальности", отдавая в аренду уже много лет помещения театра под что угодно, только не постановки оперных спектаклей. Это называется "выживать в условиях рынка".

Опера по ТВ? Теперь я понимаю, что г-н Бэлза скорее сознательно отвращал от оперы, чем пропагандировал ее в программе "Шедевры мирового оперного и балетного искусства", я уже писала об этом. Но я смотрела многие выпуски, и ни одной удачной постановки, чтобы она воплощала в себя всё, что вкладывается в понятие "опера"("дело" по итальянски, коллективное причем)- я не помню. Это были всё чаще какие-то "модерновые" извращения классики или откровенная халтура. Записей полноценных постановок не помню ни одной! В музыкально-вокальном отношении запомнила чудесную комическую оперу "Итальянку в Алжире" Россини, осуществлённую силами молодых певцов под открытым небом в очень скромных декорациях на летнем фестивале,  и написала об этом статью.

Ну и выдающаяся постановка в La Scala реж. Франко Дзеффирелли "Кармен"Бизе с молодыми Еленой Образцовой и Пласидо Доминго 1970-х гг.

Мне оставалось искать грампластинки, хотя компьютеры уже были, но у меня не было, а интернет делал самые первые шаги. Эра магнитной записи на магнитофонах подходила к концу, кассеты выходили из обращения, хотя еще продавались, но уже появились компакт-диски, еще очень дорогие для обычного человека. Я смотрела в магазинах музыки и больших книжных магазинах отделы дисков записи опер на компакт-дисках, стоимостью в тысячи рублей, и страшно переживала, что не могу купить ни одной. Ну и, конечно, кроме меня и может быть изредка ещё кого-то(но я ни разу не видела этого "кого-то") их никто не смотрел, они лежали годами нераскупаемые. Нет бы, уценку продавцам произвести или даром раздать на благо просвещения, хоть  в учебные заведения, но нет...рынок.

Однако оставался Отдел искусств крупной областной библиотеки, откуда и натаскивала все, что могла найти. Каждая пластинка была великой радостью. И я тут же переписывала на магнитофонные кассеты и записывала в тетрадки названия. Качество записи таково, что в наше время ни один самый фанатичный меломан не стал бы слушать даже при отсутствии альтернатив...Искажение тембров инструментов оркестров, рояля, голосов при перезаписи с виниловой пластинки на магнитофон - чудовищное. Всё очень гулкое и матовое. А еще пластинки часто были с дефектами, но, к счастью, пластинки классической музыки, стояли на полке в фонотеке незапрашиваемые десятки лет, я вытаскивала их чистыми из нетронутых конвертов фирмы Мелодия, изданий 60-80 х гг. 20в. Я часами рылась в каталоге пластинок и нот. Потом библиотекарши мне выносили драгоценные пластинки. Я слушала некоторые здесь же на электропроигрывателе, проверяя звучание, и проигрыватель был лучше моей радиолы, качество записи выше.

Жаль, что винил ушел в историю. Хотя бы в виде внешнего подобия стоило бы его возродить, ибо компакт-диск и тем более магнитофонная лента не обладают той магией, которая есть у черной пластинки, вытаскиваемой из конверта и ставящейся на диск проигрывателя с наведением иглы на звуковую дорожку...

Мои тетради того времени некоторые сохранились и любопытно сейчас перечесть странички, а может и вам интересно, читатель? Тогда приглашаю. В следующий раз обещала о концерте Рене Флеминг в Альберт-холле с барочным репертуаром и произведениями Рихарда Штрауса, а сейчас об опере "Дон Жуан" Моцарта в постановке городского театра города Милана, Италия, запись с пластинки 80-х. Не на сцене, и даже не на телеэкране(это я потом увидела), а только с пластинок. Зато следя по клавиру текст либретто на итальянском с русским подстрочником. Сейчас это все входит в актуальность:концерты виртуальные без зрителей, трансляции по интернету. а тогда я испытывала комплекс от того, что никогда не бываю в настоящих театрах, и очень редко в концертах симфонической и камерной музыки, обычно с надписью на афише "Вход свободный"(в провинции все концерты классики бесплатны, и все равно зрителей раз, два и обчелся, нагоняют из студентов-музыкантов, если возможно, но и они сачкуют прямо во время концерта).
Это можно считать вольным музыковедением, не казенные статьи за деньги, а душа, что водила пером ...
Я должна выложить эти записи, ибо не верю в булгаковскую веру в нетленность рукописей. Увы, всё тлен, и все нужно запечатлеть стилетом на песках времени. В поисках утраченного времени я листаю сейчас свое прошлое, ища в нем смысл, был ли он?
29/08/2020


Рецензии
Зера, Зера, какая же Вы умница! Где Вы раньше были, когда я была на ногах? Мы с мужем ведь меломаны с детства. Музыка на черных пластинках фирмы "Мелодия"...Да эти пластинки до сих пор хранятся в "стенке". Мы их слушали без конца, покупая на последние гроши из студенческой стипендии. Пятилетняя дочь пела куклам сцену из "Риголетто":" С добрым утром, Риголетто!И мы не удивлялись, что она воспроизводит сцену безукоризненно" (слух у нее абсолютный"
В конце концов, музыкальные гены моей дочки и ее мужа, да плюс наши, бабушки и дедушки, проснулись во внуке. Он закончил сначала музучилище по классу академвокала, потом консерваторию. У него чудесный баритон. Его можно послушать в ютюбе, набрав ЕВГЕНИЙ ЗАМОРСКИЙ. Там на любой вкус, но самая удачная запись --из репертуара Синатры - "Путники в ночи" или "Мелодия".
Мне понравился Ваш очерк и стилистически, и содержанием. Даже в его тональности есть Ваш темперамент. Он звучит в каждой строчке...

Людмила Волкова   05.09.2020 12:21     Заявить о нарушении
Да, я читала в ваших мемуарах. О времени о себе вы написали настолько художественно и вместе с тем достоверно, что я уверена:это войдет в золотой фонд русской, украинской мемуаристики советского периода, хотя написано в постсоветскую эпоху. Не так много в мемуарной прозе того, что правдиво и с художественной силой отражает ВРЕМЯ. Это сложное и многогранное время, эту неповторимую эпоху. И чтобы не знаменитости рассказывали о себе, больше сочиняя и приукрашивая, а вот такой человек из народа, как Вы - своими словами рассказала и запечатлела свое время. История своего времени - от учителя-словесника, рассказанная ей самой. Это уже востребовано и будет еще больше потом. Этим ценна по моему мнению ваша мемуарная проза, такая длинная, такая сочная - на много вечером увлеченного чтения. Вам удалось воссоздать свою эпоху. Так что всё неслучайно, если подумать! Признание, вами заслуженное уже в старости - неслучайно. Значит, вам было написано в книге судеб, что ваше перо должно быть наиболее значимым именно в части мемуаристики, как подробные воссоздания грамотной учительницей русского языка и литературы - целой эпохи, прожитой такими как она, простыми людьми. Тут важно и то, что вы были рядовой в этом времени, не занимали командных должностей; и то, что учитель с большим стажем, и притом словесник, с совершенным владением русским языком и грамотностью. А мемуаров ныне пишут много, открылись возможности в интернете. На прозе ру много. Ваши мемуары - отличаются ото всего, что попалось на прозаре. Они выделяются, как совершенный кристалл. Вас хочется читать и даже кое-что перечитывать. Спасибо и за то, что оставили свои Заметки о писательском ремесле, не утаивая секреты своего стиля, об умении просто писать сочинения, это важно даже просто для школьников. Так что всё имело значение и всё работает, случайностей нет по большому счету и жалеть не о чем.
С уважением и благодарностью,


Зера Черкесова 2   06.09.2020 12:26   Заявить о нарушении
Я слушала вашего внука, и читала вашу статью о нем Кажется, под названием "Если дан талант", мое маленькое замечание:в половодье текстов интернета нужны более определенные заглавия пусть даже в жертву приносится художественность их. Назовите броско:"Мой внук-второй Шаляпин", и к вам повалят читатели:))Вы же по советской привычке скромны и боитесь кричащих заголовков.

Зера Черкесова 2   06.09.2020 12:29   Заявить о нарушении
Да, спасибо за ваши замечания, оценку. Вы заметили темперамент в моей прозе? Ну вот, от учительницы русского языка не ускользнет ничего. Небось, тетрадок перепроверили на своем веку-уймищу!

Кстати, мой любимый фильм-ретро, который я пересмотрела много раз, каждый раз, как впервые, он не надоедает этот дивный фильм, на всех праздниках демонстрируемый поныне - это "Весна на Заречной улице". И всегда неясно ощущала себя в образе ее героини Татьяны Сергеевны, учительницы русского языка в украинском рабочем поселке...

Зера Черкесова 2   06.09.2020 12:35   Заявить о нарушении
Зера, привет! Вы наговорили столько...Я просто растеряна. И все нужные слова вылетели из головы. О каком признании меня лучшим украинским прозаиком Вы пишете? Я, русскоязычная украинка, по новому принятому закону о языке скоро буду штрафоваться за применение русского языка в общественном месте!!! Насильственная украинизация в стране, где центр, восток и юг говорят на русском (и думают), расколола народ. Русские школы закрыты, филфаки - тоже.
Да, я успела издать несколько книг в частном издательстве. Они попали в библиотеки, за ними очередь (выдают по записи). Успела провести несколько встреч с читателями до болезни. И все. Грустно.

Людмила Волкова   06.09.2020 16:50   Заявить о нарушении
Зера, откройте сообщение.

Людмила Волкова   06.09.2020 17:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.