Первые русские переселенцы в Kыргызстане

     Первыми русскими переселенцами, создавшими в Семиреченской области оседлые поселения, были казаки Сибирского войска. В течение 20 лет, с 1847 по 1867годы, ими было основано 14 казачьих станиц и выселков с населением около 15000 человек. Всё начиналось с Аксууского укрепления, военного гарнизона, первого русского поселения,  в дальнейшем получившего название Теплоключенка. Исторически достоверно установлено, что это  укрепление существовало в 1864-1869 годах.  И уже в 1868 году здесь же поселилось 14 семей крестьян-переселенцев. (Официальным годом основания Теплоключенки считается 1879 год).
    В этом удобном для проживания месте на юго-западе озера Иссык-Куль у реки Ак-Суу в двадцати километрах от озера первые переселенцы смогли построить для себя жилища, заработать первые средства, на которые впоследствии приобрели семена и скот, здесь началась их адаптация к совершенно новым природно-географическим условиям. 
     Сохранилось и имя первого переселенца на озере  Иссык-Куль. Известный русский учёный, зоолог, географ и путешественник по Средней Азии  (1865-1867 гг.) Н.А. Северцов тогда же с удивлением писал: «... С самого Оренбурга, на длинном пути через новую линию Омск, Семипалатинск, Копал, Верное, я всё время встречал только казаков, татар и кыргызов и не видел ни одного настоящего мужика, а тут нашелся, да еще самый коренной, великорусский, не помню какой губернии, но помню, что из средних и черноземных - чуть ли не Курской». Это был пионер русской вольной колонизации на Иссык-Куле - мужик по фамилии Щедрин.
     Он был послан своими земляками выбрать землю для переселения, и в её поиске обошёл все районы Семиречья и остановил свой выбор на Иссык-Куле. Пришел без гроша, нанялся на строительство Аксууского военного поста, затем  перешёл к кыргызам, занимавшимся земледелием в долине реки Жууку, протекающей  в Жетиогюзском районе  и впадающей в озеро Иссык-Куль.  Это место ему очень понравилось, и он решил обосноваться именно здесь и стал искать наиболее благоприятное место для строительства своего домика. Он пошёл по течению реки Жууку и вдруг  видит, что на берегу на большом камне сидит молодой кыргыз и такое отчаяние было у него на лице, что Щедрин подошёл  нему и стал спрашивать, что с ним случилась и какая ему нужна помощь. Но так  как они оба не знали языка друг друга, и чтобы узнать,  как кого зовут Щедрин показал на себя и сказал:
 - Иван, - а потом показал на кыргыза.
Тот понял и ответил: 
- Кубат.
     Так они познакомились, и Щедрин жестами стал звать его идти с ним, ему для строительства дома был нужен помощник и он захотел пристроить кыргыза к делу, помочь ему с работой и жильём.
Новоявленные компаньоны вырыли для своего жилья временную землянку и стали жить в ней вместе. Оба  постоянно учили друг друга своему языку и вскоре уже могли понимать друг друга. У Щедрина был с собой комплект строительного инструмента, а строительных материалов  (леса, камней, глины, песка и воды) вокруг было с достатком,  а чего не хватало они покупали у постояльцев Аксууского поста. И вскоре избушка была готова и у них появились и крыша над головой и тепло.
     А Щедрин задумал на арыке, протекающим недалеко от дома,  построить мукомольную мельницу и они с Кубатом принялись за дело. За это время они оба выучили языки и уже свободно общались друг с другом.  Они постоянно подрабатывали у местных богатеев и на вырученные средства покупали всё, что необходимо было для строительства мельницы.
     Помол зерна земледельцев прилегающих районов оказался доходным занятием и вскоре,  разбогатев, Шедрин купил лошадей, сделал телегу и начал промышлять извозом и поставкой зерна и муки на Аксууский пост и Жуукунский пикет. А на следующий год он у местных кыргызов взял в аренду большой земельный надел с оплатой в счёт будущего урожая, засеял его зерновыми культурами, договорился с мирабами о поливе.
     Постоянно посещая Аксууский пост,  Щедрин не раз видел молодую женщину, которая разносила питьевую воду местным жителям и на пост. Шедрин был моложавым,  ещё не старым человеком и, как говорится,  ничто человеческое было ему не чуждо. Эта женщина понравилась ему, и он решил с ней познакомиться. Подъехав к ней на телеге он,  он сказал:
- Давайте  ваши вёдра и я подвезу их куда вам надо.
     Женщина согласилась и так они познакомились. Щедрин узнал, что зовут её Жаным (кыр. жан – душа  + ым – аффикс принадлежности = моя душа), что она сирота, а её родители погибли при перекочёвке, попав под лавину,  и теперь  живёт у дальней родственницы. С тех пор Щедрин всегда, когда приезжал на Аксууский пост,  находил Жаным, помогал ей развозить воду, а потом они сидели у речки и подолгу разговаривали о своих делах.  И Жаным всё больше и больше нравилась Щедрину и он предложил ей стать его женой. Она согласилась, переехала на хутор,  а Щедрин с Кубатом сделали пристройку к дому.   
     Но Щедрин не знал, что на окраине села в большой юрте жил местный богатей. Все соседи нелюбили его за зловредный характер и называли Кекчил Адам – злопамятный человек.  Несмотря на то, что у него уже была жена, он давно мечтал жениться на Жаным. И когда птичка упорхнула у него из под носа, он затаил на Щедрина лютую злобу. Особенно бесило его то, что Жаным вышла замуж не за кыргыза,  а за русского мужика.
И вот однажды, увидев, что Щедрин приехал на Аксууский пост по своим делам, он вскочил на коня и помчался на хутор хозяина. Осторожно подкравшись, он поджёг мельницу и попытался скрыться. Но Кубат услышал странные звуки и выбежав из дома нос к носу столкнулся с незнакомцем с факелом в руках. Никогда раньше, не с кем не дравшийся, Кубат с голыми кулаками бросился на поджигателя. Но тот, отбросив факел, достал припрятанный кинжал, заранее остро наточенный, и несколькими сильными ударами по голове оглушил Кубата. Тот потерял сознание и замертво упал на землю.
     Этот шум услышала Жатым и выскочила из дома на улицу. Увидев преступника, она, не испугавшись его грозного вида, с громким криком вцепилась в его волосы. Но слабая женщина не могла противостоять сильному, жестокому поджигателю и, получив несколько ударов кинжалом и истекая кровью,  скончалась на месте преступления. А Кекчил вскочил на коня и ускакал в неизвестном направлении и никто из местных жителей его больше никогда не видел.
Когда Щедрин вернулся – он с горя поседел. Сгоревший дом, сгоревшая мельница и два трупа: надёжного помощника и любимой женщины предстали перед его глазами.  От такой картины любой здравомыслящий человек войдёт в ступор, но что было дальше в этой истории осталось неизвестным.   
     На этом кончается жизнеописание первого Иссыккульского поселенца. Ни в анналах истории, ни в воспоминаниях старожилов не сохранилось о нём никаких сведений и куда он делся после этого трагического события  никто из местных жителей не видел. Может быть он вернулся к себе на Родину в Курскую область, а может поступил на службу в Семиреченское казачье войско.
С тех пор прошло немало лет, но память о первом русском переселенце сохранилась в народном фольклоре.
      Р.S. После публикации этой статьи на сайте «www.vb.kg» 12 июня 2030 г.   автором от одного из читателей были получены сведения, подтверждаемых достоверность описываемых событий. В полученной инфорации говорится о то, что на другой стороне побережья в Иссыккульском районе  один из родов называется «Орустун тукуму» (русское семя, русское потомство), а снохи этого племени до сих пор про русского человека говорят «мужик» (так как по местному обычаю нельзя по имени называть старших).
Т.е. получается, что, что Жаным осталась жива и они с Щедриным  переехали на другой берег Иссык-Куля и поселились там и у них родились дети, потомки которых и живут там до настоящего времени


Рецензии