Откуда взялась система экзальтаций

 В предыдущей публикации "Откуда взялась система владений" http://www.proza.ru/2016/04/11/308 я неосторожно заявил, что современные астрологи не уверены в том, откуда появилась классическая система владений и экзальтаций планет. Однако, общение на форумах показало, что, по вопросу происхождения системы, эта тема имеет малую актуальность, поскольку общественное мнение уже сформировано успехами официальной науки. Эти успехи я не оспариваю, а лишь призываю к здоровому скептицизму в вопросе о приоритете.
 Тут вот какое дело, с одной стороны, есть археологические находки в виде глиняных табличек из древней Месопотамии, которые можно с высокой уверенностью датировать радиокарбонным анализом, и есть каменный барельеф из древнего египетского храма богини Хатхор в Дендерах, датировка которого возможна только косвенными средствами. Последний интересен тем, что одновременно представляет собой и мифологический сюжет борьбы Гора с Сетом, и является учебным материалом по астрологии. Об этом я ранее говорил здесь http://www.proza.ru/2017/12/29/1137
и сейчас хочу развить свою мысль дальше. И то, и другое содержит информацию о местах экзальтаций планет септенера, которую принято считать классической, а про источник информации о местах владений я уже высказался в ранее опубликованной первой части. Однако, по вопросу чёткости принципов построения и даже просто определения термина "экзальтация" тема имеет высокую актуальность.

 Начну с вопроса о приоритете. Современная наука считает, что культуры Междуречья и Египта развивались совершенно независимо и до середины II тыс. до н.э. вообще не пересекались. Это выяснили в рамках борьбы с гипотезой о панвавилонизме, а так же и то, что первые египетские тексты гораздо старше клинописных. Современная классическая символика знаков Зодиака во многом соответствует той, что зародилась у шумеров в виде календаря ещё в III тыс. до н.э., а в VIII-IV веках до н.э. распространилась уже как астрологическое учение в Древнюю Грецию, где названия совпадали только наполовину, но символы были практически те же (исключение Клешни/Весы), и оттуда в Египет, где ранняя символика знаков не сохранилась (есть только изображения богов на фоне звёзд и вместо 12 знаков использовались 36 деканов). Есть мнение, которое не получило официального признания, что уже во II тыс. до н.э. зодиакальные созвездия имели условно-математическое деление на 12 секторов по 30 градусов, но всерьёз можно говорить только о календаре, состоящем из 12 месяцев по 30 дней. Далее придётся совершить небольшой экскурс в историю астрологии, чтобы добиться необходимой сейчас предметности разговора.

  Очевидно, что шумерский календарь изначально был солнечно-лунным. Однако, сам месопотамский зодиак возник как лунный и на этом первоначальном этапе наблюдений выделили в отдельную группу 17-18 созвездий, по которым проходила Луна: Звезды/Плеяды, Небесный Бык/Гиады + Альдебаран, Праведный Пастух Ану/Орион, Старик/Персей + Сев.часть Тельца, Посох/Возничий, Великие Близнецы/Близнецы, Краб/Рак, Лев, Борозда/Дева, Весы, Скорпион, Пабилсаг/Стрелец и часть Змееносца, Коза-Рыба/Козерог, Великан/Водолей, (Хвосты, Ласточка, Ануниту)/Рыбы + части Пегаса и Андромеды, Наемник/Овен. Этот список послужил основой для создания системы так называемых «нормальных звезд» и классической системы из 12 зодиакальных созвездий уже как бы под влиянием греческой астрологии. Тут историки-переводчики с неуверенностью говорят об Анаксимандре, Пифагоре, Энопиде Хиосском, Евктемоне и др., а первым созвездием тогда у греков считался Рак.
 Впервые определение зодиака встречается в тексте MUL.APIN., а самые ранние известные копии этого произведения относятся к началу VII в. до н.э. и происходят из библиотеки Ашшурбанипала в Ниневии. Месопотамские созвездия подразделялись на три основные группы – звезды Ану, Энлиля и Эйя. Год подразделялся на четыре климатических сезона («от 1 аддару до 30 айяру», «от 1 симану до 30 абу», «от 1 улулу до 30 арахсамну» и «от 1 кислиму до 30 шабату») в противоположность общемесопотамской календарной норме, согласно которой год делился на два сезона.

 Год у шумеров состоял из 360 дней (12*30=360), так что каждые шесть лет приходилось вводить для корректировки гражданского календаря дополнительный месяц, который перемещал начало года в месяце Нисан так, чтобы оно приходилось на восхождение Солнца в одноимённом созвездии Наёмник/Овен. А для Луны таким начальным месяцем был Айяру, когда происходило её восхождение в Плеядах, то есть второй знак – Телец (древние списки "Астролябий"). Это до сих пор озадачивает учёных – почему начала у года и месяца разные? На это есть формальный ответ – так завещали их отцы для нахождения правильных дней жертвоприношения богам (жертвенных барана и быка), которые есть светила и созвездия.
 Только с середины V века до н.э. ввели по-настоящему математические методы со строгим делением на 12 секторов по 30град. – сидерический Зодиак (аккадские "Дневники наблюдений"). С этого времени стало возможным говорить о единых точных градусах и это сделало неизбежным переход от астрологии предзнаменований к гороскопной астрологии – росте популярности в среде состоятельных людей, а не исключительной привилегии царя. Самый ранний гороскоп из находок – 409г до н.э., такова официальная версия. Кстати, шумеры сначала называли планеты "дикими овцами", причём, в клинописных текстах стихия земли практически никогда не упоминается (и считается, что фундаментального понятия 4 стихий вообще не было), в отличии от трёх других (клин=треугольник=три стихии... или всё же три качества?).

 Статус диких овец повысился до божественного (как у светил) и за ними стали наблюдать более пристально, когда более-менее определились с созвездиями на эклиптике. Самые ранние свидетельства относятся к новоассирийскому времени (VIII–VII вв. до н.э.). Вот тогда немаловажную роль в месопотамской астрологии стала играть концепция «места или дома сокровища» (asar или bit ni-sir-ti), или «секретного места», – созвездия в зодиакальном поясе, в котором планета имела безусловно положительное влияние (Куртик Г.Е. Введение Зодиака. 2012). Это стало понятно после расшифровки многочисленных «донесений» и «рапортов» придворных астрологов к ассирийским царям.
 Поскольку градусное деление в это время ещё не окончательно оформилось, то места экзальтаций соотносили с фиксированными звёздами. Вот вариант
Луна - Телец - Плеяды
Венера - Рыбы – Альфарг
Юпитер - Лев - Регул
Меркурий - Дева - Поррима
Сатурн - Весы - Зубен Эльгенуби
Марс - Козерог - Шедди

 Спустя несколько веков, в процессе ассимиляции этих знаний в рамки эллинистической астрологии, проявился новый феномен, связанный с понятием градусов экзальтации (ещё есть вариант индийских градусов). Возникла идея построения Мирового гороскопа – Thema Mundi, то есть карты рождения мира, в котором все планеты занимали бы свои исходные градусы в знаках экзальтаций (ещё есть вариант в знаках владения), несмотря на утопический характер этой затеи – "нарушение миропорядка" Меркурием в Деве, например в ипостаси египетского Себека/Сета. Здесь прослеживается мысль о том, что экзальтация является началом раскрытия сознания в новой форме. В свете заявленной здесь темы – исходным пунктом в циклическом изменении силы-сознания планеты при её движении по Зодиаку.
 Если бы наши предположения исходили из менталитета той эпохи, то мы бы сказали, что все божества требуют жертвоприношений (в обмен на свою благосклонность), а для такого обряда требуется установить благоприятные дни по подобию со светилами, проходящими по особым "местам силы" в начале года. Мы бы тогда обязательно назвали их "тайными местами", ибо не располагали до определённого времени очень нужным знанием. Иначе говоря, эти тайные места экзальтаций планет нельзя так же просто привязать к календарю, как светила. Когда бы мы открыли для себя эти "сокровища" знаний, то непременно попытались установить важнейший день для всего мироздания. Но! Были бы озадачены "проявлением враждебной воли" Меркурия и убедились бы, что невозможно угодить всем богам сразу.

 С неудачной подачи Фирмика Матерна (IV век н.э.), вариант Thema Mundi с планетами в экзальтации стали называть вавилонским, а вариант с планетами во владении – египетским, с упоминанием Петосириса и Нехепсо (II век до н.э), Анубиса и даже самого Гермеса Трисмегиста. В обоих вариантах Асцендент ставили на середину знака Рак, который называли "вратами человеческими", то есть считалось, что души людей приходят, уходят и вновь возвращаются в мир именно через это южное направление (душа-вещь Изумрудной Скрижали), а противоположное в Козероге называли "вратами богов", через которое однажды, достигнув совершенства, они покинут этот мир навсегда (хотя боги и спускались в земной мир по каким-то особенным причинам).
 Такое же представление есть и в ведической культуре (см. Рене Генон "Символы священной науки" 35.Врата солнцестояния). На Круглом Дендерском хорошо видно, что Рак как бы нарочно смещён с круга Зодиака к Плугу (Полярной звезде), символизируя раскрытые врата. Таким образом, мифический Дом Гора (Хатхор, имя божественной супруги Гора в переводе – Дом Гора), оказывается напрямую связанным с вратами людей и богов. Припоминаю, что одним из действенных магических заклинаний для подчинения богов (духов умерших) была угроза запрета на возвращение в Дом Гора. Однако, не стоит дальше углубляться в этот феномен. Достаточно понять, что Thema Mundi возник не на пустом месте.
 На самом деле стоит задуматься над противоречивыми попытками дать внятное определение астрологической экзальтации. С одной стороны, можно встретить выражение "градусы глубокой экзальтации", но ещё чаще звучит что-то противоположное – греческая "гипсома" то есть "возвышение" в значении "величие". В связи с последним были сделаны попытки компьютерных исследований (гелиакических и акронических восходов, смещения от эклиптики по широте). Ясности они не внесли и, хуже того, случались попытки, которые больше походили на дискредитацию астрологии в духе пропаганды науки – навязывание приоритета астрономии (В.Ковригин. Экзальтации.Тайна тайных обителей). Звучит забавно, но представители научного сообщества обычно заявляют, что они понимают астрологию лучше самих астрологов :)

 По-моему, исследователи не туда смотрели. Обратите внимание на удивительный факт – за тысячу лет до научно обоснованного "появления" астрологии у шумеров, у них уже существует представление о том, что для Солнца началом его движения по кругу созвездий является Наёмник/Овен, а для Луны перечисление созвездий в клинописях всегда начиналось с Плеяд, т.е. Тельца. Когда подстраивали начало года к началу месяца, то ориентировались на новолуние в Овне, чтобы серп новой Луны оказался в Тельце (по «гражданско-культовому» календарю 1 нисану). Иначе говоря, места экзальтаций Солнца и Луны уже были выделены как начала циклов светил на эклиптике.
 С научно обоснованным заимствованием астрологии в Египте ситуация тоже странная. Круглый Дендерский Зодиак учёные датируют 52-51гг до н.э. по двум предпологаемым кружкам/затмениям в Овне и Рыбах, одно из которых наблюдалось как полное солнечное затмение... в Междуречии и на Ближнем Востоке (по-моему, это плохо прикрытое утверждение о его вавилонском происхождении). Ещё, косвенно, датировку делают по типу изображения персонажей, характерному для этого исторического периода. Тогда, предположительно, Дендерский храм в Египте подвергся перестройке – была установлена плита-артефакт на крыше (куда ограничен доступ) с круглым Зодиаком, который совершенно не характерен для любого исторического периода Египта, а в общей зале, доступной для прихожан этого храма, есть его традиционный "плоский" вариант. Вероятно, на нём перестройщики просто освежили краски :)

 Если вы в курсе, насколько важное значение имеют мифы для традиционного уклада жизни любой культуры, то должны представлять, насколько древнее происхождение они имеют и насколько сильно влияют на религию (см. Тексты Пирамид ред.Четверухин). Мифы выдвигают ключевой постулат текущего мироустройства с непосредственным участием божественных сущностей и служат материалом для фольклора в виде сказок и притчей. Например, есть папирус Честер Бити №2 с датировкой 1160г до н.э., где повествуется история слепого Правды и его брата Кривды, которую учёные однозначно связывают с заимствованием сюжета из мифа об ослеплении Гора его дядей Сетом. Круглый Дендерский – это вам не сказочка, а разворот многоходового сюжета мифа. Так если его ключевые фигуры указывают места экзальтаций Солнца и Меркурия, а другие персонажи все остальные экзальтации, то это ещё более странно, чем необъяснимый порядок записей созвездий у шумеров.
 Тут уместно задаться вопросом – может быть в Древнем Египте действительно был свой первоисточник системы экзальтаций (полумифический Гермес Трисмегист)? Отсюда, Круглый Дендерский Зодиак вполне мог послужить прототипом Мирового гороскопа в интерпретации древних греков, которые пытались уточнить его до градусов. По меньшей мере, складывается впечатление, что астрология не является строго эмпирическим знанием, а имеет скрытый эзотерический источник. Как будто сначала в сознание людей была внедрена сама идея с указаниями на важные элементы, и только потом, через века наблюдений, "всё стало понятно".

В качестве рабочей гипотезы будет лучше представить Круглый Дендерский Зодиак чем-то вроде учебного пособия для астрологов, которые пытались скомпилировать древние знания Египта и Вавилона на этом каменном барельефе. Тогда можно принять официальную научную датировку и сконцентрироваться на главном.

 Здесь я перехожу к печальному вопросу принципов построения системы. Хочу заметить, что на сегодняшний день, самые жаркие споры разгораются вовсе не из-за борьбы за приоритет, а благодаря высоким интеллектуальным способностям оппонентов в деле интерпретации мест экзальтаций как высших планет, так и септенера. Настолько жаркие, что тут мне на память приходит анекдот от психолога про разницу между настоящим сумасшедшим и обычным невротиком. Первый точно знает, что 2х2=5, а второму известно, что 2х2=4, но именно это его и беспокоит. А меня беспокоит, что телега оказалась впереди лошади. В данном случае, телегой я называю альтернативные правила экзальтации, а её перевёрнутой движущей силой я бы назвал Клавдия Птолемея. Вот на это я и хочу взглянуть подробнее, и в идеале так, чтобы увидеть исходные мысли первых конструкторов системы.
 Можно считать более или менее достоверным, что знаменитый автор Тетрабиблоса родился в Египте в Птолемаисе и жил где-то в 90/100-168/178 годах нашей эры. Иначе говоря, к тому времени Клавдий уже был в курсе самых передовых астрологических трендов начала эпохи Рыб и сумел передать нам свои псевдонаучные представления, то есть стал для нас интерпретатором №1. Этакой исходной точкой в деле построения законченной схемы владений и экзальтаций планет. Однако, одних только цитат из первоисточника будет недостаточно. Необходимо пояснить читателю, какие были представления об окружающем мире в те далёкие времена и дать грамотное толкование в свете наших сегодняшних знаний, ибо, как выразился сам Птолемей, проблема не в несостоятельности науки, а в бессилии тех, кто её практикует.

 По иронии судьбы, в начале нашей эры центром мироздания всё ещё считалась Земля и учёным представлялось, что вокруг неё вращаются на закреплённых сферах все наблюдаемые объекты. Считалось, что каждая планета и светила неразрывно связаны со своими собственными сферами, плюс четыре самые ближние – это сферы четырёх стихий (земля-вода-воздух-огонь) и ещё одна самая дальняя удерживала неподвижные звёзды. Всё это условно-равномерно вращалось на Оси Мира, проходящей через неподвижную Землю, и на которую как бы нанизаны все сферы. А ещё учёные знали, что такое идеальное, доставшееся им от Аристотеля философское представление, не точно соответствует действительному неравномерному движению планет на фоне неподвижных звёзд. Поэтому были введены дополнения с вытекающими из этого математическими понятиями деферента и эпицикла, да и сам Птолемей довёл схему расчёта почти до совершенства, введя так называемые эксцентр и эквант.

 Современная наука констатирует тот факт, что орбитальное движение планет происходит не по окружности, а по эллипсу, у которого есть две фокусные точки – одна всегда занята центральным массивным объектом, а другая "пустая". Плюс к этому, к плоскости своей орбиты внешний лёгкий объект всегда имеет какой-то угол наклона (собственной оси вращения). Из-за этого, видимое с Земли прохождение знаков оказывается неодинаковым – летом Солнце подымается высоко и день длится долго, а зимой всё наоборот. С древних времён это направление на Солнце в зените стали называть южным (проекцию на горизонт), а северное было удобно находить на ночном небе по Полярной звезде. Восток и Запад, сами понимаете, заняли свои места по сторонам горизонта, где Солнце восходило и заходило.
 Античные мудрецы справедливо заметили, что приходящие с этих направлений ветры имеют отличительные характеристики. Южный Notus был горяч, влажен и нёс разряжение (понижал давление), а северный Boreas приносил холод, сухость и обладал уплотняющим действием (повышал давление). Соответственно, восточный Apeliotes был лишён влаги и оказывал высушивающее действие, а западный Zephyrus был наполнен влагой и освежающей прохладой. Тут древние учёные предположили, что сама суть мироздания выражается такими природными свойствами.

 С лёгкой руки Аристотеля, астрологические стихии стали связывать с упомянутыми качествами тепла/холода и влажности/сухости, а прямого соответствия с направлением ветров тут нет и быть не может, ибо не они приносят смену времён года (ещё случается путаница со стихийными треугольниками: огонь/север, земля/юг, воздух/запад, вода/восток). Огонь связали с теплом и сухостью (всё равно что Солнце в зените), а Землю с холодом и сухостью (всё равно что земля под ногами). Воздух с теплом и влажностью (всё равно что насыщенный ветер), а Воду с холодом и влажностью (всё равно что спасение от зноя у моря). Эти понятия удачно наложились на сам Зодиак и как будто что-то прояснили в понимании сути стихий (которые есть четыре фазы в универсальном цикле существования всякой жизненной формы).
 Следующим шагом случилось наложение сторон света на Зодиак, которое удачным уже не назовёшь. Античные учёные очень оригинально подошли к этому вопросу с опорой на эмпирические наблюдения. Ими было замечено что, во время летнего солнцестояния в Раке, Солнце на летнем тропике находится севернее всего, поэтому Рак и восходит севернее всего, и заходит. Это же рассуждение приложимо и к Козерогу: его восход происходит южнее всего, и поэтому Рак стали называть северным знаком, а Козерог – южным (Гемин "Введение в явления" п.2. Аспекты знаков Зодиака). Как раз это и упоминает Птолемей, отчего у меня возникает лёгкий дискомфорт, поскольку это лишь запутывает пояснения. Например, в самом начале цитируемого отрывка из Тетрабиблоса, посвящённого обителям планет:

   < 17.  Об  обителях  некоторых планет. Планеты также связаны  со  знаками
Зодиака  через  так  называемые  и  тому  подобное.  Системы  обителей имеет
следующий  характер.  Поскольку  наиболее  северными  из 12 знаков,  то есть
расположенными к нашему зениту  ближе всего и более всего образующими жар  и
тепло, являются Рак и Лев,  то их  считают  обителями  для самых  крупных  и
влиятельных небесных тел, то есть светил: Льва, мужского  по своей  природе,
относят к Солнцу,  а Рака, женский знак, к Луне. В соответствии с этим стало
принято считать половину  окружности между Львом и Козерогом - солнечной,  а
Водолеем и Раком - лунной; таким  образом, в каждой полуокружности один знак
может быть приписан одной из пяти  планет как ей принадлежащий и  отражающий
связь  в  одном случае  с Солнцем, а в  другом с  Луной, в  соответствии  со
сферами их движения и особенностями  их природы.  Так Сатурну,  в  характере
которого  преобладает холод, в противоположность теплу,  и, который движется
по  наиболее  высокой и  удаленной  от светил орбите,  приписываются  знаки,
расположенные напротив  Рака и Льва, а  именно.  Козерог  и Водолей, причина
чего  заключена  еще  и  в  том,  что эти  знаки  холодные  и зимние,  а  их
диаметральный  аспект несовместим  с  благотворным  влиянием. Юпитеру с  его
умеренной природой и расположением  ниже Сатурна, отводятся два  последующих
знака, ветреные и плодотворные, то  есть Стрелец и Рыбы,  которые  образуют
трин  со светилами,  являющийся гармоничной  и  благотворной  конфигурацией.
Далее, сухому Марсу, чья сфера расположена под Юпитером, также придаются два
знака,  находящиеся  по соседству  с  предыдущими, то есть  Скорпион и Овен,
обладающие  подобной  Марсу  природой и, в соответствии с его  разрушающим и
негармоничным качеством, составляющие  квадратуру  со светилами. Умеренная и
расположенная  следом  за  Марсом  Венера  связывается  с  двумя  следующими
знаками, которые  чрезвычайно плодоносны. Весами и Тельцом, несущими  в себе
гармонию  секстиля; еще одна причина заключается в  том,  что данная планета
никогда не удаляется от Солнца в обоих направлениях более, чем на два знака.
Наконец, Меркурий, который никогда не  удаляется от Солнца более чем на один
знак  в  обоих направлениях и расположен ниже всех планет и,  следовательно,
ближе  всего к  светилам, связан  с двумя оставшимися знаками. Близнецами  и
Девой, находящимися по соседству с обителями светил. >

 В тексте утверждается, что пояснения даны "в соответствии со сферами движения [планет] и особенностями их природы". Современный астролог, в попытке экстраполировать этот подход на Уран, Нептун и Плутон, вынужден назначить дополнительное управление планет знаками, например старшее и младшее для парного владения, как бы позволяя Сатурну, Юпитеру и Марсу по-прежнему, по-птолемеевски владеть двумя знаками, но и "подселяя" им новых жильцов. С этим никто и не спорит, да и сам порядок сфер аналогичен порядку удалённости орбит, вот только подселение происходит сверху вниз :)
 Обратите внимание, что Птолемей не использует деление планет на дневную и ночную группы, но опирается на благотворное и злое влияние, исходящее как от самих планет, так и от аспектной связи знаков. Причём, Птолемей назначает аспект как бы на своё усмотрение – "связь в одном случае с Солнцем, а в другом с Луной". Я бы сказал, что Птолемей действует по умолчанию, мол, и так всё понятно.

 По-видимому, телега оказалась впереди лошади, когда современные астрологи взяли себе за правило угадывать всё новые и новые "умолчания". Например, по делению Зодиака на две половины, определили ось Птолемея и выдвинули идею о том, что, имея более-менее внятные правила владения, можно опереться на эту же ось для нахождения мест экзальтаций планет. Однако, фактически места экзальтаций были определены раньше владений и тут следует задуматься – почему же тогда не была обнаружена эта или другая ось симметрии? Кстати, давайте посмотрим, как Птолемей даёт правила мест экзальтаций планет.

  < 19. Об экзальтациях. Так называемые  экзальтации планет можно  объяснить
следующим образом. Поскольку Солнце, находясь в Овне, переходит в северную и
более  высоко  расположенную полуокружность, а в Весах - в южную  и  нижнюю,
принято   считать   Овен   местом   его   экзальтации,    поскольку    здесь
продолжительность дня и тепло, присущее  его  природе, начинают  возрастать;
Весы  же  в силу противоположных  причин являются местом падения.  Для  того
чтобы Сатурн обладал положением, противоположным Солнцу, что имеет место для
их  обителей,  местом его экзальтации выбираются  Весы, а  местом  падения -
Овен.  Ибо  там,  еще  происходит  увеличение  тепла,  холод уменьшается, и,
наоборот, при уменьшении тепла -  холод набирает силу. Поскольку Луна, придя
в соединение  с Солнцем при его  экзальтации в Овне, вступает затем в первую
фазу и начинает усиливать свой свет,  а также набирать высоту в первом знаке
собственного тригона, то есть Тельце, то он считается местом ее экзальтации,
тогда  как  диаметрально противоположный  знак, Скорпион, -  местом падения.
Юпитер же, порождающий плодотворные северные ветры, достигает самой северной
точки и наибольшего проявления  своей  силы  в  Раке; таким образом, принято
считать этот знак местом его экзальтации, а Козерог - падения. Марс, имеющий
огненную природу,  которая усиливается в Козероге, где он достигает наиболее
южной  точки, естественно,  находится (в отличие  от  Юпитера) в экзальтации
именно в этом  знаке, а местом его падения  является Рак. Венера, влажная по
своей  природе  и  усиливающая  свое  воздействие   в  знаке   Рыб,  который
свидетельствует о приходе полной влаги весны, экзальтирует в  Рыбах, падение
же ее сопряжено с Девой. Напротив, экзальтация Меркурия, поскольку он больше
связан  с  сухостью,  происходит в Деве, знаменующей  приход сухой  осени, а
падение - в знаке Рыб. >

 Птолемей связывает экзальтацию планет в знаках только со временами года (влажная весна, теплое лето, сухая осень, холодная зима), сопоставляя природу планет (сухость/влажность, тепло/холод) и знаков. Этот подход совершенно не годится, если учесть тот факт, что Земля является шаром и когда в северной его части наступает весна, то в южной начинается осень. Это безнадёжная ситуация, связанная с представлением о плоской Земле. Это описание – просто неудачная объяснялка-запоминалка. Если астрологи не хотят потерять надежду на признание научного сообщества, то следует решительно отказаться от этого подхода.
 В качестве альтернативы можно воспользоваться сочинением Порфирия (232/233, Тир — 304/306, Рим) "Введение к Тетрабиблос", который заимствовал у Птолемея аспектный метод нахождения обителей планет и сформулировал собственные правила для экзальтаций септенера:

<6.Возвышения. Устанавливают [в качестве] возвышений звёзд [Знаки Зодиака,
которые являются] тринами их дневных домицилей и те, которые согласующиеся
по природе.  Например, Солнце.  Поскольку Лев является его домицелем,  его
возвышением является  Овен,  который является трином этого [Знака Зодиака]
и он тот,  который является четвероногим,  и  Солнце имеет своё возвышение
около  19-го  градуса.  Сатурн,  поскольку его домицелем является Водолей,
возвышением будут Весы около 20 градуса.  Юпитер,  поскольку его домицелем
являются Рыбы,  его возвышением будет Рак около 15-го градуса.  Для ночных
звёзд, принадлежащих секте Луны, из-за слабости её луча, секстиль домициля
определяет [Знак Зодиака] возвышения.  Пусть,  в таком случае, возвышением
Луны будет секстиль Рака, т.е. Телец около 3-го градуса. Возвышением Марса
является секстиль Скорпиона, т.е. Козерог около 28-го градуса. Возвышением
Венеры является секстиль Тельца, т.е. Рыбы около 26-го градуса. Но [звезда]
Меркурий, поскольку он является общим [для сект]  и его  луч более тусклый
из-за частого захода,  имеет тот же самый домициль и возвышение, т.е. Деву
около 15-го градуса. А Знаки Зодиака, противоположные возвышениям являются
их падениями, в которых они имеют более слабые силы.>

 Правила получились нестрогие и это ещё одна объяснялка-запоминалка, но такая, которую уже можно применить к высшим планетам. По умолчанию, предпочтение отдаётся обителям в мужских знаках для дневных планет и женских для ночных, и хотя есть перестановка для пары Юпитер/Нептун, аспекты всё равно дополняют друг друга: 120°+60°=180°. Для Меркурия был бы возможным только один вариант дополнения: 0°+180°=180°, то есть негармоничный аспект, который Порфирий явно избегает (нужны "те, которые согласующиеся по природе"). Отсюда следует простой вывод – пары у Меркурия нет. И ось Птолемея тут не обозначилась, но появилась незамеченная ни кем ось Порфирия. Взгляните на схемки "по правилу гармоничного аспекта":

Солнце____(дневное)_от Льва_____(мужской)_120°- Овен
Луна______(ночная)__от Рака_____(женский)__60°- Телец
Сатурн____(дневной)_от Водолея__(мужской)_120°- Весы
Уран______(ночной)__от Козерога_(женский)__60°- Скорпион
Юпитер___(дневной)_от Рыб______(женский)_120°- Рак
Нептун____(ночной)__от Стрельца_(мужской)__60°- Водолей
Марс______(ночной)_от Скорпиона_(женский)__60°- Козерог
Плутон____(дневной)_от Овна_____(мужской)_120°- Лев
Венера____(ночная)__от Тельца____(женский)__60°- Рыбы
Прозерпина(дневная)_от Весов____(мужской)_120°- Близнецы
Меркурий__(общий)___от Девы____(женский)___0°- Дева

Для Меркурия дополнением "по остаточному признаку" напрашивается:
Кету (общий) от Раху в Близнецах (мужской) 180°- Стрелец
Обратите внимание – экзальтация имеет признак "рождение", который характерен для Кету (Южный Лунный Узел), символ прошлого и начало цепочки перерождений (кармических накоплений). А владение имеет признак "совершенствование", символ будущего и направляющей силы Раху (кармические пути и задачи).

 Современными астрологами, для вновь открытых и гипотетических планет, уже используются и ось владений (0°Льва-0°Водолея), и ось экзальтаций (0°Тельца-0°Скорпиона), которые ни Птолемей, ни Порфирий своими именами не называли, но дали верное направление нашим сегодняшним мыслям. Такой подход с двойной симметрией мне представляется более подходящим для эпохи Водолея. Так же, на мой взгляд, есть необходимость включить в систему Лунные узлы, то есть фиктивные планеты, которые есть точки на эклиптике, где её пересекает орбита Луны. В индийской астрологии они (Раху и Кету) используются наравне с планетами септенера. Остаётся добавить, что статус и орбита Хирона (полуастероид, полукомета) не вписываются в систему и, предвидя неизбежное, отдаю свой голос за исключение его из рассмотрения.
 В защиту своей позиции я уже представил здесь http://www.proza.ru/2017/12/14/1563 вариант завершённой системы владения и экзальтации планет. Она проста по виду, но имеет теоретическое обоснование на герметических принципах. Она может не понравиться тем, кто ставит гипотетическую Прозерпину в пару с Меркурием (у меня в паре с Венерой вместо выбывшего Хирона). Двойственный Меркурий сам себе формирует пару при участии Лунных узлов.

 В заключительном слове хочу высказать некоторые соображения на будущее.
 Нужно глубже осмыслить понятия экзальтация и владение как фазы циклического развития созидательной силы сознания, идущие в строгой последовательности:
1.Экзальтация/чудо пробуждения от соприкосновения с высшей силой
2.Владение/экстаз совершенствования в сотворчестве с высшей силой
3.Падение/культ символов от следов расставания с высшей силой
4.Изгнание/сны разума вдали от высшей силы

 Не нужно проходить мимо подсказок, которые обнаруживаются на Круглом Дендерском Зодиаке. Например, фигура Сета изображена как стоящая над колоском в руке Девы – графически тут показано, что Меркурий опирается на Спику. В индийской астрологии Зодиак отсчитывается как раз от этой звезды. Тогда можно увидеть в мифологии борьбы Сета и Гора символическое противостояние сидерического и тропического зодиаков. Нам сейчас кажется, что западный подход побеждает индийскую традицию, но окончательная победа никому не нужна. Обе системы отсчёта должны быть востребованы астрологом.

 Градусы экзальтаций (в обеих системах отсчёта) следует проверить и применять как явление резонанса для попадания в них соответствующих планет при рождении человека. Это подобно транзиту планеты по её собственному месту рождения. Можно отследить эффект попадания дружественной или враждебной планеты в каждый градус экзальтации.


Рецензии
ШУМ по поводу ШУМЕРСКОГО КАЛЕНДАРЯ более чем уместен и очень актуален!

Юрий Николаевич Горбачев 2   14.08.2021 17:14     Заявить о нарушении
Да ладно, какая там актуальность.

Астрология Для Писателей   14.08.2021 17:29   Заявить о нарушении