Мародеры

Ровно в 8 вечера Яан выпрямился и разжал пальцы обеих рук. Гаечные ключи которыми он до этого прикручивал трубу к бочке упали на слани (стальные листы) с грохотом заставившим всех вздрогнуть и обернуться.
На подобные звуки мы реагируем как солдаты на войне. Сначала идет быстрая реакция, потом разбираемся что это. Иначе нельзя.
Пора пить пиво - утвердительно сказал Яан и посмотрел на Муррея чьи намерения явно расходились с общим мнением и выглядели скорее как желание заставить нас вламывать до утра с продолжением переходящим на следующий рабочий день.
Кто то проставит экипажу пиво? - продолжил Яан тем же тоном ,глядя Муррею прямо в глаза в которых за стеклами очков отразились сразу несколько чувств - неуверенность, раздражение и досада.
- Аа,ммм - промычал Муррей
- Спасибо - ответил Яан - Ребята,переодеваемся и валим в кабак. Муррей платит.
Последнее он мог бы и не говорить так как это добило Муррея окончательно. Изобразив лебедя на взлете в пиджаке бывшим когда то белым Муррей стремительно выскочил из румпельного отделения. Столкнувшись с проблемами или недовольством экипажа он всегда старался не разрешить вопрос, а спрятаться и выждать пока все не разрешится само собой. Когда вставал впрос об оплате Муррею вообще становилось дурно как от морской болезни и если вопрос звучал настойчиво, то из поплохевшего состояния Муррей превращался в что то вроде Адольфа толкающего с трибуны речугу о Дойчланде.
За 15 минут мы успели помыться, переодеться и выскочить на причал поджидая пока Яан пытается вытащить Муррея из его каюты-логова, куда тот забился чтоб не проставляться экипажу.
Если бы Яан не служил в молодости в полиции  у него вряд ли что вышло.
Переодеваться Муррей не стал и остался в том же, бывшем когда то белом костюме,но в глазах было спокойствие.
Мы решили что будем платить по кругу -  огласил Яан под сдержанные улыбки экипажа.
Кабачек был один из тех в которых собираются моряки. Приличная публика как правило чурается таких заведений. Голливуд сделал свое дело. Во всех фильмах моряки это люди которые всегда вместе с плохими парнями. В большинстве западных стран сказать "Я моряк" это все равно что громогласно объявить "я гопник" у нас. Мы не обижаемся.
Несмотря на контингент торговля в баре шла бойко. Моряки не береговые скупердяи сосущие весь вечер стакан коки через трубочку. Кто то перед рейсом "грузился по самую ватерлинию" и бармен еле успевал наполнять бокалы брэнди и виски со льдом.
Увидев освободившиеся у стойки три места мы поспешно оккупировали их и заказали пиво.
В нашей жизни редко случается чтоб можно было так спокойно сидеть и ни о чем не думать, никуда не спешить, чтоб на душе не было постоянного чувства тревоги. Покой просто покой когда ты просто сидишь и смотришь на гриль с цветной подсветкой когда с вращающихся окорочков падают капельки жира и во время падения переливаются всеми цветами радуги. Бар на время становится твоим домом и тебе просто хорошо.
- Когда приедут покупатели - спрашивает Яан обращаясь к Муррею.
- Послезавтра. И я хотел бы успеть до них с системой охлаждения двигателя подруливающего устройства.
Муррей жульничает. Система охлаждения неисправна и замена стоит дорого, поэтому он решил сделать просто. Спрятать бочку с водой под двигателем и завести забор жидкости охлаждения оттуда.
- Ты только не работай подруливающим долго - просит он Яана - У тебя максимум 10 - 15 минут.
- Попробую - отвечает Яан.
- Только бы не сорвалось - вздыхает Муррей потом рассчитаюсь с вами, забьюсь к себе в Корнуолл и ищи ты меня с ветром.
О да!  Алекс - обращается он ко мне - Один из покупателей просил меня узнать у тебя что все время бормочет его русская жена. Я вот записал.
- Е...ный олень - произносит он стараясь правильно выговаривать буквы.
- По английски это "fucking dirk" - перевожу я и мы с Яаном падаем на стойку от смеха.
- Может лучше сказать ему что я не знаю - предлагаю я.
- Да, наверно - соглашается Муррей - мне он нужен "в теплом" и благодушном состоянии. Манеры у него однако....такое чувство что он до сих пор в шлеме с рогами и мечем под мышкой.
- Викинги - говорю я
- Какие нафиг викинги - заводится Яан - А ты знаешь что...
Мы с Мурреем застываем и ждем историю. Яан уникум.Спорить с ним невозможно так как он читает все и в каждый рейс набирает пачку журналов " Discovery" в книжной лавке. Он аргументирует жестко, цифрами, когда, где и сколько и абстрактные аргументы с ним не проходят.
- Так вот - говорит Яан - все согласны что исландцы это потомки викингов?
- Да
- Тогда объясните мне почему группа крови исландцев не совпадает с группой крови норвегов? А совпадает с группами крови на острове Готланд и станах Балтии.
Мы молчим и Яан продолжает.
Норвежская группа крови встречается лишь на восточном побережье Англии в районе Блайса. Кстати там до недавнего времени жили старые люди которые говорили на норвежском языке. Если посмотреть на карту течений, то норвеги никогда не могли оторваться от своих берегов, а только спуститься вниз через Скагеррак на Анлию.
Мигранты с Балтийских стран скапливались на острове Готланд. Остров перенаселялся, почему собственно младшие сыновья оставались без наследства и пускались мародерить. Но! В проливах между Данией и Швецией их ждали еще более воинственные люди готовые защищать свое и поэтому тихонько проскочив через Каттегат и Скагеррак молодые люди с течением оказывались на северной оконечности Англии. Естественно что долго и безнаказанно они там не могли находиться и далее с течением отправлялись в океан где после долгого пути оказывались в Исландии. Но! В Исландии которая тоже постепенно заселялась были тоже свои старые хитрые люди которые говорили молодым :
- Тут Исландия, ледяная страна...а вот там где садится солнце есть Гренландия, зеленая страна, а тааам.....
Естественно, что молодые викинги быстренько прыгали на свои драккары и отправлялись туда. А вот потом угодив в Гренландию они оказывались в месте откуда уже не выбраться. Ни в сторону Америки, потому что дорогу преграждали айсберги, ни назад в Исландию так как течение было против.
И всего то - протянул разочарованно Муррей
Всего -то -ответил Яан и продолжил - В Рочестере было их временное деревянное сооружение, но норвегов быстро оттуда выкурили.
Англия вообще подвергалась нападениям со всех сторон и самыми страшными завоевателями были Даны.
Мы удивленно посмотрели на Яана. Честно говоря зная современную Данию в мозгу как то плохо укладывалось, что эти милые люди были агрессорами.
Даны атаковали Англию 365 раз в году и более. С западной стороны напирали ирландцы, а с юга держали оборону остатки испанских легионов римлян постепенно оставляя захваченные когда то территории. Был и еще один враг-  саксы которые шли с междуречья Рейна и Эльбы. И вот тут интересно. В те времена люди никогда не отправлялись через море напрямую. Плавание происходило только вдоль берегов. Фризские острова до сих пор населены людьми говорящими на полуанглийском полунемецком языке, так что остальная Голландия их едва понимает. От Фризских островов до Англии самая короткая дистанция, опять же чтоб не спускаться вниз и не встречаться с другими весьма агрессивными людьми. Погода в Северном море вы сами знаете весьма неустойчивая и многие перегруженные ладьи просто шли ко дну на обратном пути. Учитывая мелководность  северного моря все это должно лежать буквально под ногами.
- Это как? - спросил Муррей
- Дайте пожалуйста лист бумаги - попросил Яан бармена - смотри.
Вытащив из кармана ручку он стал набрасывать европейское побережье и участок Англии.
Какая красивая девушка- думал я , глядя на высокую блондинку помогавшую бармену разносить пиво от стойки к столикам. Почему меня такие никогда не любили? Интересно , а как выглядит тот чудак которого любит она? Наверно это самодовольный индюк которых полно здесь. Жизнь дала мне море, но с любовью женщин обнесла по полной.
Наверно поймав мой взгляд она подошла незаметно сзади и положила мне руки на виски.
- О Боже- что могут сделать с мужчиной женские руки....почему мы все время спешим, чего то добиваемся, а вот оно счастье наверно. Жить вместе с такой девушкой, растить детей и всегда быть рядом.
Я совершенно перестал слушать о чем говорил Яан превратившись в большого кота которого гладит хозяйка.
- Ты будешь что нибудь пить?  - спросила она, хотя я сидел у стойки и мог заказать бармену просто напрямик.
- Наверно сидр, ледяной сидр.
- Будь как дома - сказала она ставя передо мной стакан - Извини, мне надо работать.
Она ушла, а я грустно смотрел ей вслед.
Яан и Муррей продолжали разговор и я снова оказался втянутым в него.
Вот здесь - сказал Яан, очерчивая круг - недалеко от фризских островов есть отмель. Раньше она была островом, а сейчас показывается лишь на короткое время во время отлива. По легенде тут был похоронен один из сакских королей. Зная их обряды на нем должны быть такие куски золота которые не говоря об исторической ценности должны весить столько, что на остаток жизни можно было бы вычеркнуть слово работа из лексикона.
- А как туда можно попасть? - спросил Муррей - обычное судно я так понимаю туда подойти не сможет
- Обычное нет, а вот голландская рыбацкая лодка с плоским днищем под парусом запросто.
- Слушай Яан, а может ...вспыхнули глаза Муррея
- Может - ответил Яан - продашь свою развалину и поговорим предметно.
Наш разговор прервала звонкая оплеуха и грохот стульев. Резко обернувшись мы увидели наших филиппинцев стоящих плечём к плечу и ножами в руках. Напротив стояли какие то славяне речи которых я не понимал.
Через секунду мы уже бежали к ним чтоб остановить стычку.
Мало кто знает что такое филиппинский ножевой бой. Мой маленький учитель Лорензо Четвертый брал в руку короткую палку и говорил:
- "Это мой нож"
Серия обманных движений и на моем теле образовывалась куча синяков от его ударов, а он качал головой:
- Плохо, очень плохо. Такой большой человек, но тебя убить сможет даже ребенок.
Мозг работает быстро, очень быстро. Однажды я был в автокатастрофе, в меня врезался автобус. Стекла медленно летели передо мной и также медленно в салон вдавливался бампер, мне казалось что я быстрее и пытался отстегнуть ремень безопасности чтоб выскочить из машины, но мои руки и тело двигались также медленно. Я уже мысленно нарисовал в своем сознании сцену поножовщины, а сам был лишь на полпути к месту стычки.
Резкий гонг и вопль "стоп" словно резкий мороз заставили всех застыть и обернуться.
У стойки стоял бармен и улыбался.
- Господа! - сказал он громко , чтоб все слышали - Зачем превращать мой бар в руины и потратить остаток вечера в госпитале или полиции?  Я предлагаю разобраться непосредственно тем двум джентльменам у которых возник конфликт вне стен моего бара.
Казалось его слова возимели действие.
- И что предложишь? -  спросил кто -то.
Пользуясь наступившей тишиной бармен продолжил.
- У меня есть два куска трюмной резины, нет не как полицейские дубинки, но удар ими очень ощутимый. Мы завязываем джентльменам глаза, они берут эти резиновые обрезки и входят в круг. Время на дуэль пятнадцать минут.
- Мало!!! - крикнул кто то.
- Поверьте, вполне достаточно - ответил бармен - делайте ставки, господа!
- Вот ссукин сын - пробормотал Яан - даже в такой ситуации делать бабло...
Все высыпали на улицу.
Бармен у которого в придачу ко всему оказался кусок мела и веревка нарисовал круг, задирам завязали глаза и дали в руки резиновые обрезки одинаковой длины.
Начали!!! - крикнул бармен.
Теоретически выигрыш должен был быть на стороне высокого славянина. Вместе с резиновой палкой радиус его действия был довольно обширный и поэтому большинство зрителей сделали ставки на него.
Мы с Яаном поставили на "филина" только из солидарности.
Верзила взяв палку как меч за один конец двинулся прямо как косарь делая размашистые движения из стороны в сторону.
Филиппинец остался на месте, только присел и открыл рот.
- Он что приссал?  - со смехом сказал кто то.
- Нет - сказал Яан - когда они ищут "зайцев" в Африке в темном трюме они делают также. Открывают рот, а потом говорят "Там кто то есть". Ошибок не было.
В момент когда верзила был совсем близко и оставалась буквально пара шагов чтоб наткнуться на филиппинца, тот неожиданно вскочил и метнулся вправо. Резко развернувшись словно метатель молота он нанес хлесткий удар по почкам верзилы.
Тот буквально изогнулся в обратную сторону и вскрикнул, что делать совсем не стоило. Еще два хлестких удара по бокам в районе поясницы заставили его конвульсивно глотать воздух.
Он развернулся в сторону откуда наносились удары и размахивая резиной наискосок сверху вниз бросился на противника, но тот опять был у него за спиной. Следующий удар был по тыльной стороне ног, от которого верзила рухнул на колени и завершающий пришелся по затылку.
Толпа взвыла.
Бармен подошел к верзиле и потрогал шею.
- Жив! - сказал он и добавил - Победитель повязку не снимает.
-Хэйди, принеси виски.
Когда девушка принесла стакан виски на подносе бармен взял его и протянул победителю
- На выпей!
К общему удивлению рука победителя прошла мимо стакана.
- Ну что? - спросил бармен - все видели что бой был честный?
- Да - ответили зрители.
- Ну а теперь приятная часть - радостно огласил бармен - господа кто поставил на филиппинца получают свой выигрыш, мы пьем по стаканчику вискаря за счет заведения и я закрываю бар.

- Ну что ж... с пользой провели вечер - улыбнулся Яан когда мы втроем возвращались на судно.
Никто ему не ответил.
Мне было грустно, что я так и не спросил телефон у девушки.
Муррей молчал потому что по природной жадности не сделал ставку на филиппинца.

Утро следующего дня вызвало у Муррея еще больше разочарований. Вместо предполагаемого викинга которому Муррей как цыган в старые времена собирался впарить дутую лошадь, появились два старичка с молоточками.
Особо не теряя времени на разговоры и кофепития они быстро переоделись в комбинезоны и отправились осматривать судно.
Несмотря на навязчивую вежливость Муррея от его услуг в качестве сопровождающего они отказались.
Время от времени кто то из них приходил на мостик и просил открыть помещение на палубе или люк балластного танка.
К обеду Муррей уже носился по мостику из стороны в сторону как непрогадившийся барбос.
- Да сколько они тут лазать будут!!! - возмущался он
Мы с Яаном старались не отвечать на подобные вопросы и тихо забились в угол чтоб не попасть под раздачу .

Время тянулось неимоверно долго. Удрать с мостика под благовидным предлогом не получалось так как Муррей сразу же начинал метать глазами из под кепки молнии сконцентрированные очками, что придавало им более жуткий вид. Попытки пригвоздить его к столу чашкой кофе тоже не прокатывали. Когда почти к конце рабочего дня старички вошли на мостик о чем то переговариваясь по норвежски Муррей был уже как конь победитель после скачки, потный, с пеной в уголках рта, съехавшей на затылок кепкой и очками на самом кончике носа.
- Скажите Сэр, а вы знали что у Вас неисправности с системой охлаждения двигателя подруливающего устройства? - спросил один из инспекторов.
- Нет! - сделал изумленный вид Муррей - У меня все хорошо! Впервые слышу!
- У вас там приделана бочка - сказал второй инспектор - и забор охлаждающей жидкости идет оттуда.
- Да что вы говорите! - изумился Муррей и продолжил в тон - Может отужинаете с нами?
- Нет, спасибо, нам пора ехать - отказались инспектора - сегодня вечером мы вышлем отчет покупателю.
В принципе нам как наемникам должно было быть все равно на проблемы Муррея, но плохое настроение передается как электричество по проводам
и мы тихо разошлись по каютам ожидая следующих событий.

Покупатель не стал тратить время на встречу с Мурреем, очевидно понаслышке зная о его взрывном характере он прислал е-мэйл.
На серию воплей донесшихся из каюты судовладельца, а затем эхом по коридорам командирской палубы, экипаж выскочил из кают и с расширенными глазами наблюдали как Муррей выкрикивая что то на языке отдаленно напоминающем английский швырнул на палубу кепку и принялся со всей силы вбивать ее ногами в палубу.
- Что он...говорит? - спросил я Яана.
- Хрен его знает - ответил тот пожимая плечами - В той области между Нью Каслом и Шотландией где он родился говорят так будто жуют сено вместе с коровами.
Выждав когда Муррей устанет и успокоится Яан спросил - Так что все таки случилось?
- Он предлагает такую цену, что наверно если отправить пароход на гвозди получишь больше.
Муррей вздохнул.
- Знаешь Яан, однажды мне рассказали хорошую шутку. Студент покупает яица, а потом их варит и продает по той же цене. Его спрашивают: "А что ты с этого имеешь?"
- Яичный бульон - отвечает студент.
- Ну это все таки лучше чем ничего - ответил Яан.
- Слушай Яан - обратился Муррей - помнишь в баре мы говорили о пути саксов? А не встряхнуться ли нам немного после того как сделка будет закончена?

Прошло два месяца первый из которых я провел рассчитываясь с долгами и ипотекой, второй в безуспешных поисках работы. В один из дней когда я совсем перестал улыбаться позвонил Яан.
- Нам нужен хороший старпом - всело сказал он - Как ты по поводу поменять железный пароход на плоскодонку под парусом?
Да!!!! - счастливо закричал я и через два дня боинг нес меня в Амстердам.
Я не спрашивал "почему" и это правильно. Чем меньше вопросов ты задаешь работодателю тем лучше получается.
Прокорячившись два часа в эконом классе самолета и потом еще столько же в поезде я наконец-то оказался в Харлингене, почти на севере Голландии. Милейший городок о котором почти не знают туристы.
Вечером сидя в небольшом ресторанчике Яан объяснил почему мы здесь.
- Я долго думал какое судно будет для нас наиболее подходящим и пришел к выводу, что только на голландском боте с плоским дном и небольшой осадкой мы сможем пройти практически везде по любому мелководью.
Так вот. Мало кто задумывался какими путями ходили саксы, а при том уровне навигации и судостроения все их пути проходили вдоль берегов.
Они все время держались в пределах видимости. Лишь только в одном случае они шли к англии напрямую. Об этом нам свидетельствуют захоронения в Саттон Ху.
Итак возвращаемся к плоскодонке. Многие острова с того времени также как и остров Ломза ушли под воду. На месте Ломза возникли Гудвинские пески.
Некоторые острова по которым проходил путь саксов также ушли под воду, но во время отлива часть из них выходит из воды. Вот их то мы и собираемся изучать. Я уверен что на одном или нескольких из них саксы делали остановку и мы сможем найти следы их пребывания.
Изрядно выпившие мы сцепившись втроем еле добрались до отеля и я даже не мог вспомнить как попал в мой номер.
Поиски рыбацкой шаланды не заняли много времени. После обеда закончив формальности мы вышли в море. Сначала мы радовались свежей волне набегавшей на наш бот, но через четыре часа и мне и Муррею стало откровенно плохо и старый морской способ съесть что нибудь соленое абсолютно не помогал. Плоскодонка подлетала на волне и со всего маха ударялась об воду. К вечеру Яан растолкал меня, а к ночи когда мы сменили курс я попробовал поднять на вахту Муррея.
Лишь только к часу ночи он недовольный сел за руль и рассеянно выслушал инструктаж по вахте.
Мне снился красивый сон. Большое поле с рощей в конце, мы идем с девушкой из бара вдвоем и о чем то разговариваем. Было хорошо и спокойно. Неожиданно меня начало трясти с такой силой за плечо что я сначала не понял что происходит. Открыв глаза и все еще не понимая что происходит я увидел Муррея с перекошенным лицом и трясущимися губами.
- Смотрите! Смотрите! -орал он и показывал на нос баркаса и вверх на мачту.
Я не из пугливых, но увиденное меня действительно поразило. На ноках мачты и рея ярко горели синие огоньки, а на носу прорисовывалась сгорбленная фигура старика. Он смотрел на нас и на осунувшемся то ли лице то ли черепе ярко светились два глаза такие же яркие как огни на мачте и рее.
Через несколько минут он стал растворяться пока не осталась тоненькая ниточка силуэта, а потом окончательно исчез.
Некоторое время мы молчали.
- А бот то с душком - наконец произнес Яан.
- Что значит "с душком" - спросил Муррей с нотками раздражения в голосе.
- Огни которые мы видели на мачте и рее называются "Огни святого Эльма" и появляются когда атмосфера сильно наэлектризована, а вот старичек на носу судна у немцев называется Клабаутерманн, иже судовой дух и появляется он тогда когда судну предстоят большие неприятности - ответил Яан.
Скорее всего дядю Скрутша из мультика явно рисовали с Муррея.
Сдвинув кепку на нос и прикрякнув он сказал знаменитую фразу:
- Не поворачивать же назад из-за суеверий когда вбухано столько бабла!
Следующие дни прошли относительно спокойно. Мы с Яаном  взяли вахты на себя, а Муррей с удовольствием занялся поварскими обязанностями.
Когда первый раз он нас обрадовал фразой "Я приготовлю вам стью" мы обрадовались. Я так вообще возликовал так как стью,иже солянку, люблю с детства, но получив набор травы погруженной в воду мы с Яаном кое как сдержали мину разочарования и даже похвалили Муррея. Но когда на следующий день воодушевленный Муррей снова огласил "Я приготовлю вам стью" мы с Яаном решительно запротестовали и предпочли лапшу с мясными консервами под стоны Муррея, что пища должна быть экологической и здоровой.
День за днем мы идем вдоль цепи Фризских островов по маршруту который проложил Яан. Некоторые из них необитаемые, что трудно представить в современном мире и почти в центре Европы.
С погодой нам пока что везет. Для северного моря это весьма необычно.
Яан хорошо подготовился к экспедиции и нанес на карту острова которые когда то были на поверхности. Сейчас он весь в расчетах. Мы выжидаем отлив и идем к очередной цели. Когда появляется очередной песок мы вытаскиваем на него баркас и исследуем остров с миноискателем и сканером. Иногда нам попадаются железки непонятного происхождения и ни на что не похожие. Мы оставляем их на месте.
Муррей уже явно упал духом и стонет что он уже в очередной раз выбросил деньги на ветер, но от продолжения поисков пока не отказывается.
Сегодня мы выжидали почти до ночи. Яан сказал что именно ночью будет самый большой отлив когда покажется отмель. Днем она будет под водой.
Мы подошли и по показаниям эхолота встали прямо над отмелью. Когда вода уйдет бот опустится прямо на песок.
Мы бросили якорь и легли на палубу глядя на звездное небо, чистое и без облаков.
- Как я люблю этот покой - сказал Яан - ничто не тревожит, нет суеты, мыслей о том что будет завтра...
Через некоторое время бот накренился и с легким скрежетом песка под днищем чуть съехал вниз.
Мы осторожно ступили на песок боясь оказаться в вязкой жиже, но он был достаточно прочным и выдерживал наш вес.
Образовавшийся остров был достаточно небольшой. Яан взял сканнер и пошел точно таким же зигзагом как ищут человека за бортом.
-Я уже вытаскивал миноискатель когда Яан крикнул:
- Тут что то есть!
Меньше чем через минуту я и Муррей с лопатами стояли рядом с Яаном.
- Вот тут - показал Яан.
В вырытой нами яме еще стояла вода когда лопата Муррея ударилась о что то твердое.
Мы рыли как бешеные.
Тащи багры - крикнул Яан Муррею.
По форме наша находка напоминала большой ящик. Вставив багры с одного края мы с силой налегли на них и на поверхность вышла часть крышки большого сундука.
Упереться было практически не на что. Хорошо что на баркасе были доски как будто кто то их специально приготовил для нас. Подрыв еще песок чтоб получился пологий угол мы вытолкнули сундук на песок.
Замок скорее всего сгнил, но дерево долгое время находившееся под водой стало как камень.
Муррей сбегал за монтировкой и с силой открыл крышку. Страшный запах от которого меня чуть не стошнило ударил в нос.
Яан направил внутрь луч карманного фонарика и мы остолбенели.
Внутри сундука находилась женщина. Спутанные волосы и неестественно скорчившееся тело говорили о том что скорее всего ее заперли в сундук заживо. На голове скосившись в сторону была диадема.
Муррей преодолевая страх и брезгливость протянул к ней руку и когда слегка потянул ее тело рассыпалось. Остались лишь длинные белые волосы.
- Что это было ? - спросил Муррей
- Воскование - ответил Яан - не все трупы разлагаются. Многие из тех что находятся без доступа воздуха становятся как воск.Чаще всего это происходит в болотистой местности.
- Давайте погрузим этот суедук пока есть время- сказал Муррей - только без этого.
Он показал на волосы.
Пока мы готовили слинги он сбегал за совком и веником, подмел внутренности сундука и высыпал тут же в яму.
- Смотрите! - крикнул Муррей - А тут еще что то есть.
В руках у него было что то похожее на стальной цилиндр.
- Только не открывай его! - предупредил Яан, а то мы и это потеряем.

Нам едва хватило времени чтоб втолкать сундук на борт бота. Вода уже прибывала. Я быстро собрал якорный канат и положил якорь на борт.
Бот начал понемногу подниматься и скрести днищем по песку, потом всплыл.
Оглянувшись на остаток песка бывшего когда то островом мы увидели нечто странное и жутковатое.
- На месте наших раскопок горел такой же синий огонек как мы видели на мачте и рядом склонив голову стоял огромный силуэт в чем то похожем на старинные доспехи и мечем в руках.

Далее. Я чувствовал себя явно не в своей тарелке. Я не любитель нарушать законы, но мы похоже давно переступили ту черту которая отличает законопослушного гражданина от преступника. О нашей находке надо было сообщить властям, но жадность Муррея возобладала над разумом.
Яан тоже был не против хорошей суммы чтоб кинуть якорь на берегу. И все пошло не так.
К причалу мы подошли ночью где нас уже ожидал знакомый Яана с мобильным краном. Предварительно завернутый в брезент сундук мы погрузили в кузов грузовичка и отогнали его в ангар чтоб он не маячил на глазах.
- А что делать дальше ? - спросил Муррей.
- Еще один такой вопрос и моя доля составит 60 процентов - рассмеялся Яан - в Амстердаме есть один квартал в котором люди понимают в брюлликах и старинных вещах. Вот с них и начнем. И они эти люди еще ценны тем, что не задают много вопросов вроде "Откуда?" и "Где взяли?"
Конечно сумма будет поменьше официальной, но тут уж не попишешь.
- С чего начнем? - спросил Муррей
- С того чтоб привести тебя в приличный вид - ответил Яан
- И это необходимо - добавил он тоном не терпящим возражений - иначе с тобой никто в приличном обществе не захочет иметь никаких дел.
Я люблю Амстердам, но поход с Мурреем по магазинам был похож на пытку горохом на котором долго стоишь голыми пятками. Он все время тянул нас в распродажные магазины и упорно отказывался войти в бутик.
После приобретения костюма мы с трудом удержали его от покупки новой кепки.
Яан критически осмотрел его. Покачал головой и сказал:
- Без салона красоты нам не обойтись
перехватив за шкварник готовившегося сбежать Муррея мы под конвоем оттащили его до кресла парикмахера и сели у выхода перекрыв шанс на спасение бегством.
Самокрутки из его карманов тоже пришлось выкинуть и купить сигары.
На его перекошенное от злобы и жадности лицо мы уже практически не обращали внимания.
- Ну вот - наконец то ты похож на солидного джентльмена - сказал Яан
То что ответил Муррей было далеко от приличного английского языка.
Идти с Мурреем преобразившимся в джентльмена в пивную было как то неудобно поэтому пошли в ресторан, что после получения чека окончательно испортило ему вечер.

"Один квартал" мы прочесывали уже не один день. Все это напоминало детскую игру в стрелки. Все дружно качали головами и показывали пальцем "вам туда" пока один из ювелиров присмотревшись ко мне не заговорил по русски.
- Ви можете бить со мной совершенно откровенны - сказал он - что ви можете предложить?
Я не стал с ним играть в прятки и испросив "добро" у Муррея с Яаном изложил суть вопроса.
- Хорошо - сказал ювелир - я возьму у вас и диадему и мореный дуб, но мне хотелось бы все посмотреть.
Договорившись о времени встречи мы расстались.
- Кажется мне пора учить русский - улыбнулся Яан.

Осматривая наши находки ювелир долго цокал языком и качал головой.
- Ви знаете,сейчас у меня нет нужной суммы, но я ее таки соберу сегодня к вечеру. Ви мне верите?
А что нам еще оставалось?

При виде такого количества денег Муррею чуть не стало плохо, но помня что от количества бабла не умирают он сдержался и остался жить.

Вернувшись в гостиницу мы взяли трехместный номер. С одной стороны это было безопаснее с другой с такой суммой нас точно стопорнули бы на границе и с деньгами надо было что то делать. Компьютеризация это и хорошо и плохо. Хорошо когда у тебя есть деньги, но плохо когда в налоговой сразу засветятся твои приобретения и возникнет масса вопросов "Откуда дровишки?"
Ужин мы заказали в номер и выпили довольно мало. Чисто символически "за успех предприятия"
Муррей - обратился Яан - Теперь твоя очередь. Я думаю надо как то перекачать эти деньги в офшор. Пока эта сумма у нас на руках мы имеем определенный риск.
Муррей что то утвердительно буркнул и достал из саквояжа уже знакомый нам цилиндр.
- Ты что? - спросил Яан
- Я уже открывал - ответил Муррей - так, грамотка какая-то.
- Не рассыпается - добавил он и достал из цилиндра сверток какого то непонятно серого цвета.
Натянув на нос очки Муррей забурчал водя пальцем:
- Умер хуммер киргалда берехт
- Не трави душу. Это не английский - вздохнул Яан и заснул.

Ночью Муррей проснулся от жуткой вони. Кто то смрадно дышал ему в лицо, но в настоящий момент его насторожило не это.
Замок щелкал, скорее всего кто то проводил электронной картой, но дверь не открывалась и лишь потому, что перед сном Муррей соорудил из гладильной доски и палки для штор сооружение, которое прочно клинило ее.
Он быстро вскочил и подбежал к Яану.
- Яан - прошептал он в самое ухо - у нас не прошенные гости.
Потом также тихо разбудил меня.
Было ясно, что в открытую никто дверь в номер высаживать не станет, а вот с балкона можно было ожидать все что угодно.
К сожалению мы поняли это слишком поздно. В приоткрытую дверь балкона влетело что то длинное и шлепнулось на пол.
Я щелкнул выключателем ночника и в его бледном свете мы увидели сначала что то переливающееся и медленно меняющее свою форму.
- Змея - прошептал Яан и в его голосе чувствовалось столько ужаса и отвращения, что я сам почувствовал как в животе образовался ком и стал медленно подниматься вверх к горлу.
Гадина медленно поворачивала свою головку останавливаясь взглядом то на мне, то на Яане, то на Муррее.
И тут снова появился тот мерзкий запах который был там на острове. Мы все это почувствовали довольно явно.
Змея застыла, глядя куда то в неопределенном направлении между нами, а потом изогнувшись назад как пружина сделала резкий бросок и ударившись об стену конвульсивно забилась будто сломленная невидимой силой.
Мы не искали объяснений, сокрее всего нас ждали и с балкона и в коридоре.
Мы быстро подхватили свою одежду и осторожно подошли к двери в коридор.
Яан аккуратно вытащил гладильную доску, Муррей с саквояжем встал за ним, а я стал замыкающим.
Расчет был только на внезапность. Яан резко распахнул дверь и прыгнул вперед . Лучше бы он этого не делал.
Кто то кто стоял за углом обладал очень хорошей реакцией и так ловко поддал Яана по затылку, что мы только увидели как мелькнула рука, а Яан полетел к противоположной стенке с еще большим ускорением.
Муррей видя это совершенно неожиданно присел на корточки, бросил саквояж вверх, а сам в таком положении, шустро как утка, сделал пару мелких шажков и со всей силы влепил между ног мужику который пытался поймать саквояж. Тот только ойкнул и загнулся пополам.
На него кинулись еще двое пытаясь его скрутить, но он так лихо брыкался как мустанг, что я воспользовавшись замешательством подбежал к Яану и успел поставить его на колени и тут ...мои глаза встретились со спокойным взглядом моей любви из бара.
Привет Малыш! - сказала она и навела ствол с глушителем.
Мы с Яаном застыли в позе рыбаков в фонтане и в это время Муррей который все еще продолжал брыкаться влепил одному из преследователей такого хорошего пинка, что будь он форвардом мяч бы влетел в ворота снеся вратаря и сетку в придачу.
Падая грабитель схватился за девушку, а револьвер в ее руке сделал два раза "пшик" отчего от стены коридора отлетели осколки и больно поцарапали мне ухо.
- Б-дь! - взыл я, а Яан подхватив саквояж уже бежал по корридору мелькая белым носком и ногой в одном ботинке.
Муррей получив хороший удар в нос от второго соперника вцепился в его руку и как в счастливом детстве показал что значат импланты.
Громкий вой боли прокатился под сводами коридора, ручки дверей задвигались и мы как нашкодившие коты пустились наутек в разные стороны.
вслед нам раздалось еще два раза "пшик", но попасть в галлопирующего Муррея было весьма сложно, а в поле моей курти образовалась дыра,которая меня сильно расстроила так как куртка была новая.
Прыгая по ступенькам вниз мы увидели как в закрывающихся дверях мелькнул белый носок Яана. Когда мы наконец его догнали и сели прислонившись спиной к мусорным контейнерам я едва переводил дух и совершенно потерял ориентацию в пространстве, хотя честно говоря Амстердам за исключением исторических достопримечательностей я знал плохо.
- Ну и как тебе первая брачная ночь? - спросил Яан поглядывая на меня как скворец успешно стыривший ягоду из коктейля.
- Сука - выдохнул я.
- Все они такие - сказал Муррей - за бабло готовы душу продать.
Яан иронически посмотрел на него, но комментировать не стал. Молча встал и открыл крышку мусорного бака.
- Ты что то там оставил? - спросил Муррей - или ищешь ухо Ван-Гога?
- Всего лишь ищу ботинок или ботинки - ответил Яан
Порывшись в баке он вместе с прочим хламом извлек оттуда здоровенный фалоиммитатор.
- Тебя что сегодня мало поимели? - съехидничал Муррей
- Да так...думал использовать это как резиновую дубинку - ответил Яан
Я представил Яана идущего с огромным фалоиммитатором в руках по городу и рассмеялся.
Обуви не нашлось, но нашелся подходящий черный носок который Яан натянул поверх белого.
Поплутав по городу мы наконец выбрались к окраине и нашли довольно укромное место под мостом, где похоже уже кто то ночевал ранее и оставил одеяло и дырявый матрас.
Растянув одеяло на двоих Муррей и Яан заснули, а я остался сторожить взяв как журавль камень в руку и мужественно борясь со сном.

Утро следующего дня было серым. Промозглый туман тянулся над рекой время от времени показывая между перемещающимися клубами шпили города. Настроение было под стать погоде.
Яан и Муррей посовещавшись решили отправить меня в ближайший маркет купить обувь Яану и что то перекусить.
Чтоб не потеряться я включил GPS, ввел нашу позицию в телефон и отправился на поиски.
К счастью на электронной карте имеется все что необходимо путешественнику и найдя ближайший магазин "Zeeman" я направился к нему стараясь распределить время в пути так чтоб оказаться у его дверей к моменту открытия.
К счастью нога у Яана была не мой сорок пятый и вопрос с обувью был решен довольно быстро. Набрав полный пакет хот догов и спрайта в примеченном мной турецком магазине я отправился в обратный путь.
Спустившись под мост я застал Муррея и яана оживленно дискутирующими.
- Выход есть - оживленно жестикулируя будто нарезая картофель говорил Яан - но это твой соотечественник и говорить тебе.
- Мне ? - удивился Муррей
- А кому же еще?
-Вы о чем? - спросил я.
- Тема такая - продолжил Яан - Деньги в офшор нам сразу не скинуть, поэтому я предлагаю состыковаться с одной мутной личностью , которая тоже не любит налоги и стать акционерами с контрольным пакетом.
Перехватив мой удивленный взгляд он пояснил.
- Это некий Смит, он занимается тем что покупает старые суда, немного с годик их эксплуатирует, а потом продает на острова, на карибы или еще куда. суть дела в том , что купчая оформляется на "заявленную" сумму.
Не на ту которая оплачена фактически, а именно на "заявленную". Также происходит с продажей. Таким образом мы можем постепенно перекачать наши деньги в офшорный банк и потом жить спокойно.
- Оооо - опять пароходы!! - простонал Муррей
- А куда от них денешься? - ответил Яан - это тот бизнес в котором мы хорошо понимаем.Или ты хочешь снова обратиться к тому ювелиру и качественно побегать?
Поморщившись на спрайт Яан заглотил пару хот догов, брезгливо запил и сел примерить новую обувь.

 Смит вопреки моему представлению оказался не маленьким жирным воробушком с пугливыми глазками, а огромным детиной с наглой мордой и раком в желудке, благодаря которому ему было все пофиг. Он делал деньги любыми способами и жил на полную катушку как гусар в царской гвардии предпочитая вколоться так чтоб "метро" уехало в голову, а потом унесло его в космос, чем корячиться на койке в хосписе вымаливая болеутоляющее.
выпуская сигарный дым в лицо Муррею и сощурив глазки как китайский муэдзин он внимательно выслушал сбивчивую полупрожеванную речь Муррея и коротко резюмировал:
- Идет.
Нарисовавшийся как заяц из цилиндра нотариус шустро оформил наше соглашение и мы вышли на улицу довольные собой и не обремененные грузом из саквояжа.
- А он нас не надует ? - спросил я.
- Он джентльмен ! - ответил Муррей гордо
- Ага - саркастически подтвердил Яан.
Некоторое время мы шли молча.
- Странно, что он выбрал место для офиса в Куинсхэде - сказал я - глядя на женщин в витринах. Днем в них в основном торчали старухи лет за 50.
- Муррей, а не тряхнуть ли нам старину со стариной? - спросил Яан - кстати у тебя расстегнута ширинка.
- Мертвый филин из дупла не выпадет - пробурчал Муррей недовольно.
- Ладно, давай тогда сожрем что нибудь из твоего пакета. У тебя там еще остались хот доги?
Это не хот доги  - ответил Муррей и открыл пакет. Там на самом дне лежал цилиндр из сундука...
- Твою мать! - выразительно произнес Яан.

Чтоб не светиться дальше в городе и не поиметь дополнительных неприятностей мы решили купить билеты на паром на этот вечер и отправиться в Англию.
Забившись в стекляшку недалеко от центральной станции мы заняли столик в углу у стены с которого нам хорошо была видна улица, входная дверь и все проходящие рядом.
Казалось все было спокойно. Если нас и искали, то скорее всего не прочесывая город, а сидя у компьютера и ожидая когда наши имена выплывут в базе одного из отелей. Конечно, появиться в списке пассажиров парома тоже был риск, но лишь тогда когда он будет передан на check-in за пару часов до посадки.
Мы выжидали практически до последнего момента и так как вещей с нами не было прибыли практически перед концом регистрации.
Перед входом в вокзал Муррей горестно вздохнул, вытащил сверток из цилиндра, завернул его в полиэтиленовый пакет, а цилиндр аккуратно поставил рядом с урной. Мы мысленно одобрили этот поступок иначе бы он звенел на всех рамках и вызывал ненужные вопросы у секьюрити и таможни.
Когда паром отошел от причала мы облегченно вздохнули.

Мы не успели толком не выспаться ни отдохнуть за короткий переход. Пока двое дремали один из нас всегда был настороже.
Ранним утром паром уже швартовался в Феликстоу. Яан и тут оказался на высоте так как это был не обычный пассажирский паром, а "рошка" более предназначенная для перевозки техники и лишь в меньшей степени для пассажиров. Пассажирский паром встает всем бортом к гейтам для пассажиров, откуда они попадают в морской вокзал. Рошка всегда швартуется кормой и первой опускает аппарель для техники. Таким образом у нас было два выхода - или сойти по трапу или выйти на причал по аппарели.
Мы медленно подходили задним ходом к причала когда Яан толкнул меня токтем в бок и сказал :
-  Ооо, тебя встречает жена!
Я с тревогой посмотрел на причал и увидел как двое уже знакомых персонажей направились к аппарели, а третий вместе с девушкой пошли к трапу.
Адреналин уже пошел в нашу кровь, а мы стояли как вкопанные пока еще не зная и не представляя дальнейшее развитие событий.
Аппарель уже почти опустилась к причалу. Двое преследователей подошли к ней вплотную. чтоб сразу войти на нее.
- Я его вижу! - сказал Муррей
Мы на него вопросительно посмотрели.
- Кого ??? - сейчас мы смотрели в направлении его взгляда.
Я так ничего и не понял. я видел только как трос с одной стороны аппарели стал стремительно раскручиваться будто лопнули стальные каболки, потом раздался громкий хлопок и аппарель стремительно полетела вниз.
Докеры и матросы с парома бросились к ней. Там где стояли двое преследователей никого не было. Звук сирены скорой помощи и спасательной службы. Сутолока.
Краем глаза я видел как девушка и ее напарник тоже побежали туда.
- Бежим!!! - подтолкнул нас Яан - Пока они не сообразили быстро в иммиграционную службу.
По счастью, остановленная нами машина секьюрити довезла нас до офиса.
Эмиграционный офицер больше мурыжил мой паспорт, но имея гарантами Муррея и Яана пропустил.
- Так кого ты там увидел? - спросил Яан Муррея пока мы ожидали такси.
- Не поверите! - ответил Муррей - того сакса. Это он разрубил трос.
Яан сделал серьезное лицо, а повернувшись ко мне сделал жест означающий что кукушка у Муррея слетела полностью.

Последовавшие с Мурреем изменения ввели нас в явное беспокойство. Не без труда уговорив его взять свиток мы отправились к спецу который мог бы как то перевести старинные письмена.
Надо сказать что спец обитал в лабиринте лишь одному ему известного бардака и пах не хуже мумии фараона.
Сначала он долго на нас таращился и тряс перхотью на пиджак, потом таки согласился огласить написанное не вламывая нас полиции.
- Дословно я не переведу, но суть такая - огласил он - это старинное проклятье вызывающее душу из того места где она пребывает на вечные скитания в этом мире неприкаянной.
Более он ничего сказать не мог.
- Дааа - протянул Яан выкладывая хорошую сумму за перевод и молчание.
Муррей смотрел на нас и его глаза через очки казались как у больного ребенка. Большие и ничего не понимающие.
- Может быть если зашла речь о проклятьях попробуем обратиться к тем, которые "разведу беду руками"? - предположил я.
Яан критически посмотрел на меня, так как был прирожденным атеистом, но согласился.
В салоне который мы нашли по газете нам ничего сказать не смогли, но посоветовали подходящую бабулю, которая по словам кооператива магов была конкретным спецом.
Я по сложившемуся представлению ожидал увидеть что-то вроде бабы Яги, но бабка оказалась вполне модерновой и выражалась конкретно не наводя муть Юпитера на Сатурн.
От свитка она шарахнулась как черт от ладана, но магическое действие купюр оказалось самой мощной магией.
Благо у бабки с полицией как и у нас в настоящий момент любви не было, то мы выложили ей все, все как произошло.
Описать все что она проделывала весьма сложно, но вердикт был таков:
- Женщина, которую вы нашли была колдуньей. Это заклятие предназначалось для человека который убил ее семью. Судя по всему она была закрыта в сундук и зарыта заживо вместе с заклятьем.
Суть магии в том, чтоб душа где бы она не пребывала была вызвана в этот мир на вечные странствия без покоя, то есть маяться. Успокоится она только тогда когда уйдет вместе с человеком который читал заклятье. А кто то из вас читал это?
Мы с Яаном переглянулись.
- Муррей - ответил Яан - помнишь в номере "умер хуммер" и не один раз. Он имеет дурацкую привычку бормотать то что читает.
- А вы можете это как то снять? - обратился он к колдунье.
Та только рассмеялась.
- Извините джентльмены, но тут высший пилотаж, а мой уровень не выше учебного самолета. К сожалению я вам ничем помочь не смогу.

Я увидел Муррея почти через год. Свои финансовые обязательства по отношению ко мне он оформил через банк и беспокоить его не было особой необходимости. Надо сказать он был в довольно благодушном состоянии и осторожно помышлял об очередной афере в сфере судоходства.
- Ну как ты? - спросил я его.
Он сначала не понял, а потом улыбнулся поняв смысл моего вопроса.
- Да ничего, так приходит, пованивает.
- И ты так ничего и не предпринял? - спросил я
- А что предпринимать? - ответил он - Я столько натворил в своей жизни, что на лучшее мне вряд ли приходится рассчитывать. А своего черта я знаю в лицо. Нам вместе будет явно не скучно.


Рецензии