Где учился тов. Сталин 11

                Л е н и н



   Владимир Ильич Ульянов родился в 1870 году в Симбирске (ныне Ульяновск), в семье инспектора народных училищ Симбирской губернии Ильи Николаевича Ульянова  — сына бывшего крепостного крестьянина села Андросово Сергачского уезда Нижегородской губернии Николая Ульянова (вариант написания фамилии: Ульянина), женатого на Анне Смирновой — дочери астраханского мещанина (по версии советской писательницы М. С. Шагинян, происходившей из рода крещёных калмыков.
   Памятная стелла стоит на вьезде в село Андросово. На мемориальной доске написано: "Здесь, в с. Андросово в 1769 году родился и жил до 1791 года дед Ленина - Н. В. Ульянов". На этой земле, произошёл род, давший впоследствии миру Владимира Ильича Ленина. В списках за 1791-1792 годы значился Николай Васильевич, сын ульянин, б е г л ы й крестьянин из Нижегородской губернии, сергачского уезда, села Андросове крепостной барина Брехова.
   *Родной Малоярославец. Однажды я попадаю в русскую баню, которой владел Николай Леоненко, и которая располагается возле стен Черноостровского монастыря. Овраг глубокий, поросший кустарником, крапивой, лебедой и густой травой. А на краю этого живописного оврага стоит скромная деревянная банька. Соловьиные трели украшают наши банные процедуры и неторопливые беседы на глобальные и житейские темы. Со временем я узнаю, что мои новые друзья, заядлые спорщики - с т а р о в е р ы. Один - главный редактор районной газеты Анатолий N, бывший член бюро РК КПСС, другой - историк Сергей NN (кандидат и/наук), главный редактор городской газеты. Ленин-Сталин-Хрущев-Брежнев и тд, как же без этого?..
   - Илья Николаевич Ульянов. Он родился в 1831 году от астраханского мещанина Николая Васильевича Ульянина и законной жены его Анны Алексеевны, дочери астраханского мещанина Алексея  Лукьяновича Смирнова. Это было время усмирения польского восстания в Российской империи, во время правления  Николая Первого, и объявленной им войны против с т а р о в е р о в – людей, отошедших от официальной православной  русской церкви в силу своего  поклонения Христу – царю бедных - и ограничивавших себя во всем ради спасения, а не Христу – царю богатых и пресыщенных и тем уже  грешных, - блистает своими знаниями выпускник Историко-архивного института NN.
   Журналист N подхватывает историка:
   - Во ВГИК этому плебеев (это обо мне) не учат. Что может знать православный баран?.. С т а р о о б р я д ч е с т в о в России  и в то время  не было единой организацией, разделившись на два направления – признающих священников поповцев и не признающих их б е с п о п о в ц е в, которые  к тому же разбились на множество сект. Беспоповцы держались сплоченее, но у них не было своих  епископов и некому было рукополагать священников. И при Александре Первом старообрядцы терпели  разные притеснения и ограничения – им не дозволялось получать ордена, занимать выборные должности даже в тех местах, где жили в основном старообрядцы – в той же Астрахани или в Симбирске.
   Коля Леоненко поддает пару, и наши жаркие споры продолжаются под колокольный звон монастыря и соловьиные трели.
   - Но Николай Первый после декабрьских событий в 1825 году еще ухудшил положение раскольников, издав указ, запрещающий им принимать беглых священников.
В Заволжье начался разгром с т а р о о б р я д ч е с к и х монастырей, где «исправляли» беглых священников из новой веры в старую. Но на помощь поповцам пришла Европа. В с т а р о о б р я д ч е с т в о перешел босно-сараевский митрополит Амвросий, ставший Митрополитом белокриницким в  селе Белая Криница на Буковине в А в с т р и и. «Австрийское согласие» стало второй  Православной Церковью в России. И у нее были собственные митрополиты, епископы, священники. В 1846 году, когда Илье Ульянову исполнилось пятнадцать лет, число последователей Белокриницкой церкви только в Москве и Московской губернии составляло 120 тысяч человек, - я с интересом слушаю Историка.
   Далее следуем в дом Журналиста, где Красный угол забит иконами. Не знал я, что это икона старого обряда. Под иконами не принято на Руси не только употреблять мат, но и спорить, тем более под русскую водочку и пиво. На следующий день я иду в читальный зал, чтобы пополнить свой скромный багаж богословских знаний. 
   * Проиграв в войне р а с к о л ь н и к а м, российский император на самом деле проиграл Европе. И было бы удивительно, если бы она не помогла с т а р о в е р а м в России – ведь именно в это время Англия начала осуществлять план внедрения своего капитала в российскую экономику, разоряя национальные предприятия. Рухнула даже «Нарвская мануфактурная компания» графа, министра иностранных дел  Нессельроде, шефа  жандармов Бенкендорфа и придворного банкира  Штиглица.
   На смену дворянским и чиновничьим компаниям  пришли неграмотные мужики из с т а р о в е р о в. Англичане укомплектовали их примитивные домашние мануфактуры самым современным оборудованием, английскими техниками и управляющими. Уже приехал в Россию молодой агент манчестерской фирмы «Ди Джерси и Ко» Людовик Кноп. Он разорял предприятия русских дворян и крупных чиновников и создавал сверхблагоприятные условия для старообрядческой общины. Его  фаворитом стал второстепенный русский купец-с т а р о о б р я д е ц Савва Васильевич Морозов. В 1846 году Кноп оборудовал ему первоклассный прядильный завод. К этому времени манчестерец уже имел долю в 122 российских фабриках. Сделав свое дело, в 1847 году «Ди Джерси» прекратила свое существование под видом банкротства.
   *Суббота у русских - банный день. Помимо классических березовых и дубовых веников, сухого пара, водки и пива, главенствуют разговоры ни о чем, о политике, прозе и поэзии. Вологодский Агроном цитирует любимого Николая Рубцова:
 
   Я умру в крещенские морозы
   Я умру, когда трещат березы...

   Мне Рубцов нравится постольку-поскольку, мне дороже рязанский Сергей Есенин.
   
"Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать" - это я произношу в пику фанатов Севера.
   
   - Тарковский ваш и Шукшин ваш - плебеи, - произносит с нотками высокомерия Журналист, глядя на мой православный крест. - Слушай, что тебе скажет кандидат исторических наук.
   Сережу NN долго уговаривать не надо, он был не только в теме, но и верным приверженцем учения протопопа А в в а к у м а.
   - В конце 1790-х - начале 1800-х  в Астрахань пришел крепостной крестьянин Николай Васильевич Ульянин, судя по материнской фамилии – незаконнорожденный сын крепостной крестьянки, рожденный в 1770 году. Придя в город Астрахань на Волге, он  направился к с т а р о в е р а м и нашел у них полную поддержку. По некоторым данным, ему покровительствовали сами  а р м я н с к и е купцы Алабовы, а деньги делают все, и к 38 годам он оказался свободным и приписанным к сословию мещан в Астрахани, - и все эти знания передаются под треск веника из веток колючего можжевельника.
   Из словаря Брокгауза и Ефрона я уже знаю:
   "Поскольку данных об отце Ильи Николаевича Ульянова очень мало, и документы или отсутствуют, или  намеренно уничтожены, то остается догадываться, как сумел крепостной крестьянин выбиться в мещанское сословие и дать счастье своей семье, да еще такое, что уже его сын закончил гимназию и университет  - и при том с отличием оба учебных заведения. А было это в царствование Николая Первого, при котором произошла реформа образования и детей мещанского сословия и в гимназии, и в университеты принимать было строго з а п р е щ е н о. Как же удалось детям вчерашнего крепостного Ульянина  так высоко подняться по социальной лестнице, вопреки строгим сословным законам?"..
   - Дорогой Борис, для того, чтобы понять, как  в одночасье продвигались вверх по социальной лестнице в России  совершенно бесправные крепостные люди, надо знать, какое место занимало с т а р о о б р я д ч е с т в о в России в девятнадцатом веке.  Тогда Москва стала идеологическим  и  политическим центром с т а р о о б р я д ч е с т в а. Московский национальный торговый, промышленный, банковый и текстильный, металлургический и финансовый капитал представлял собой к 1914—1917 гг. громадную экономическую силу», - Редактор парится по традиции старого обряда - к р а п и в о й. 
   * Погружаясь в тему, узнаю: "Сегодня  исследователи пытаются уточнить масштабы экономического могущества старообрядчества. Некоторые полагают, что с т а р о в е р ы владели 60-ю или даже 75-ю процентами капиталов дореволюционной России.  Другие избегают конкретных цифр, но подтверждают, что старообрядческое предпринимательство в начале XX века стало вершителем судеб многих наиболее современных и технологичных отраслей русской промышленности. Верхушка с т а р о в е р и я была одним из самых энергичных и деятельных отрядов российского капитализма".
   Однажды Журналист признается мне:
   - Мать моя имеет происхождение из дворян, - я изумленно смотрю на него: член бюро РК КПСС из столбовых дворян? - А дед мой пил водку с Калининым, - это наш малоярославецкий пикфактор - с кем ты водку пил.

                п р о д о л ж е н и е  с л е д у е т
http://proza.ru/2020/09/04/16

фото/инфа - Инет


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.