Памяти В. Дворжецкого

Когда я посмотрела фильм «Капитан Немо» (я тогда ещё была школьницей), главный герой на экране показался мне…инопланетянином. Я смотрела на него и думала: «Какой необыкновенный человек…Какой таинственный взгляд! Этот человек не такой, как все, не от мира сего…». Я смотрела на него и думала: что же придаёт его облику такую необыкновенную притягательную силу? Почему на него хочется смотреть, не отрываясь?  Особенно мне запомнились его необыкновенные глаза…большие глаза, немного навыкате, этот завораживающий, гипнотический взгляд,  который трудно выдержать и от которого невозможно оторваться…Было что-то в этом взгляде таинственное, роковое, необъяснимое…завораживал и звук его голоса с неповторимым тембром, который хотелось слушать…его плавные, осторожные, сдержанные и в то же время сильные, точные, мужественные движения, манеры, мимика,  во всём его облике было что-то магическое…он весь был преисполнен какой-то неповторимой мощной звёздной «гравитацией», неразрешимой загадкой, какой-то неземной тайной, которая наполняла его до краёв…, в этом облике была сила, которая как будто таит в себе что-то страшное, как затаившаяся стихия, которая пока ведёт себя спокойно, но в любое мгновение может вырваться наружу…страшное и в то же время дьявольски обаятельное… Этот таинственный, неповторимый образ тесно связался в моих впечатлениях с образом главного героя этого романа….Другого Немо для меня не было и не могло быть…
Когда я посмотрела «Бег», я была потрясена необыкновенной силой, с которой актёр передал душевное состояние генерала Хлудова, состояние, которое испытывали многие офицеры белой армии. Это был словно облик всей старой, умирающей России, умирающей в страшных муках, агониях и душевных терзаниях…всё это воплотилось силою таланта Дворжецкого…Бледный лоб, воспалённые выпученные глаза, взгляд, порой беспомощно блуждающий, и вдруг остановится и смотрит в одну точку…смотрит прямо тебе в глаза…и кричит, кричит на весь мир: «всё гибнет…всё рушится!» и становится страшно…можно просто сойти с ума от этого образа… другого генерала Хлудова для меня тоже с тех пор уже не было и не могло быть.
Когда я посмотрела «Землю Санникова», я просто наслаждалась обаянием Дворжецкого, блестяще воплотившего на экране образ искателя, первооткрывателя, соединившего в себе неиссякаемое, неисчерпаемое мужество и ранимую человеческую душу…Этот романтический образ как будто вселял надежду, как будто не оставлял никаких сомнений в том, что цель будет достигнута…любой ценой, даже ценой жизни…
Так и остался этот образ в моей памяти – актёр с неповторимой, необъяснимой,
и непостижимой звёздной «гравитацией».

3.09.2020


Рецензии