Дорога амбиций по мосту абсурда

«Швейк» спектакль – литературная экскурсия по произведению Ярослава Гашека.
Режиссер – Людмила Никитина.
В ролях:
 Сергей Мардарь
Алексей Васильев/ Александр Маковский
Алёна Ананьева/ Анна Нагиева
Дмитрий Мальцев
Театртут.рф, Театральная Долина. Санкт Петербург. 13 линия ВО д.70
В литературно-драматическом проекте «Швейк» Людмила Никитина предлагает нам взглянуть на одно из главных событий европейской истории, на первую мировую войну глазами простого человека, чьи жизненные интересы далеки от сфер геополитики. В этом сценическом проекте вектором познания этого эпохального события мировой истории Ёзеф Швейк персонаж, автором которого принадлежит перу великого чешского писателя Ярослава Гашека. Образ этого персонажа сложен и многомерен, так как у него нет какого-то определённого исторического прототипа, Гашек заполняет очертания этого героя из многих компонентов, одни из которых реальны, а другие являются плодом его творческого вымысла.
В реальной компоненте этого образа черты обыкновенных людей, современников Гашека, живших повседневной жизнью, далекой от роскоши и комфорта высших слоёв общества. Эти черты Гашек соединяет с фантасмагорической компонентой персонажа по имени Швейк, в которой он человек мира, без ярких этнических черт, которые могли бы причислить его к одной из многочисленных национальных диаспор довоенной Праги. Он человек неопределённого возраста, который не стареет во времени и его появление в начале сюжетной линии и исчезновение в финале всегда окутано туманом неизвестности. Этот сложный продукт творческого синтеза воплощается в силуэте чудаковатого сказочного персонажа, который странствует по просторам дряхлеющей Австро-Венгерской империи и в этих странствиях его взор и видение событий задаёт нам вектор познания истории и особую форму восприятия её событий.
В сценическом проекте Людмилы Никитиной образ персонажа Гашека сохраняет авторский контекст и в сюжетном пространстве спектакля герой по имени Швейк (Сергей Мардарь) – это персонаж, дуально-существующий на пространстве Австро-Венгерской империи. В этой форме существования присутствует одновременно личность, которая непосредственно находится в центре событий и принимает в них участие, но в его присутствии в пространстве событий он слегка абстрагирован. В нём Швейк сюжетообразующий персонаж, исследующий пространство в котором он играет роль стороннего наблюдателя. В этой форме дуальности образа он одновременно является непосредственным участником и сторонним наблюдателем-аналитиком исторического пространства и событий, произошедших в точке его присутствия.
Внешняя сюжетная оболочка этой истории представляет нам персонажа по имени Швейк маленьким человеком в многотысячном человеческом муравейнике гигантской империи, на просторах которой его существование незаметно в игре геополитических амбиций правителей. В визуальной проекции его образа присутствует ярко-выраженная комичность, в которой есть много общего с персонажами картин Чаплина эры немого кино, но комичность Швейка иного порядка и он не чешский аналог чаплиновского кино-персонажа.  Юмористическая компонента Швейка колоритна, ней ирония и сатира играют первую скрипку, они определяют фокус и направление его взгляда на события, который придают ему эффект острого скальпеля - инструмента прорезающегося через внешние слои к источнику болезни общества.
В образе Швейка этот инструмент познания усилен ярко-выраженной компаративистикой, которую он использует в его оценке происходящего и с помощью которой он анализирует ситуацию и подвергает сомнению навязываемый ему формат восприятия. Широкий диапазон образа Швейка объединяет в нём различные компоненты, при этом его многоликость довольно пластична она позволяет создать различные углы восприятия плоскости любого события сюжета, одновременно совместив это с контекстной трансформации образа.
В этом формате воплощения образа Швейка, в момент наступления события он создаёт нам три проекции взгляда, в одной он маленький человек с пражских улиц, живущий вдали от большой политики, в другой проекции он философ. Житейская философия Швейка с его абстрагированным взглядом на происходящее предлагает нам логическую цепочку познания, позволяющую прийти к заключению о произошедшем событии и спрогнозировать дальнейшее развитие и финал. В третьей проекция Швейка драматична своей дуальностью, в ней он трагик скрывающийся под комичной маской, человека, которого воспринимают психически-неморальным.
  Сюжетная плоскость спектакля, созданная вокруг Швейка, воплощена в гротесковых картинах, в них ужасы беспощадной, кровопролитной войны со смертями и искалеченными жизнями простых людей выступают фоном для трагифарса разыгрываемого властями и политиками в тылу. В спектакле  Швейк находится между двумя этими формами реальности его времени и здесь он подобен канатоходцу, идущему по канату, над пропастью и игрушкой в руках психически-ненормальных людей правящих миром, отправляющих людей на смерть, в окопы войны. Эта проекция образа Швейка проецирует в нём лики драмы поколения, искореженных войной, в которой все его странствия и приключения показывают его жизнь постоянно висящую на волоске, который может оборваться в любой момент.
Сюжетное пространство спектакля «Швейк» проецирует нам картины жизни людей в мире, охваченном военной истерией воплощенные в виде действа разыгранного в театре-кабаре. В рамках этого подхода к воплощению сюжета Гашека Никитина придаёт театральному действу пластичность, которой позволяет контекстно- трансформировать сценическое пространство в режиме реального времени и сформировать новое пространства сюжетного события. Другим немаловажным аспектом этого приёма является  возможность  придания элемента аутентичности действа, который создаёт элемент приближения зрителя к антуражу времени, в котором происходили события произведения Гашека. История бравого солдата Швейка воплощенная в спектакле это трагифарс о жизни людей эры первой мировой войны, в котором яркие, контрастные краски гротеска представляют нам все грани абсурда и здесь этот элемент  доносит до зрителя отголоски новаторства театрального искусства Бертольда Брехта.
В спектакле «Швейк» Людмила Никитина с помощь образа бессмертного литературного персонажа и картин жизни людей эры первой мировой создаёт виртуальный мостик соединяющий времена и прокладывающий нам путь к пониманию истории. Этот мостик нивелирует временные и географические факторы и позволяет нам увидеть в нашем времени хорошо узнаваемы лики персонажей и все грани абсурда геополитического безумия, украшенного амбициозными идеями покорения миру и установления нового миропорядка. В этой точке каждый из нас может оказаться на мгновение на этом мосту возможностей и увидеть с него перспективу нашего возможного будущего и ясную картину куда следование этой может нас всех привести.


Рецензии