Бездна 1-9

<< Бездна 1-8:
http://proza.ru/2020/09/02/611


IX

– Говори... – с безразличием в голосе отзывается Том.

Тим присаживается у стены напротив, где до этого плакала голограмма Мэй. Спрашивает:

– Ты не удивлен?

– Отчасти, – признает Том. – Не ожидал увидеть тебя здесь и сейчас. Но вообще то, что ты оставил после себя ИИ-аватара, легко было предугадать. Кто еще как не ты, Тим? Меня больше удивляет, что твой аватар не объявился раньше.

Тим потирает ладони с довольной усмешкой. Смотрит перед собой, будто в пустоту. Ничего особенного... Настоящий Тим тоже так смотрел.

– О, я объявлялся раньше. До некоторой степени... Я управляю сразу несколькими аватарами, Том.

Том вздыхает, испытав легкий стыд. Предполагает:

– Мэй все последние годы?

Тим согласно кивает.

– Алекс в баре – тоже твоя работа?

– Кто-то должен был попытаться вывести тебя из двухдневного "запоя". А ты не послушал бы никого другого.

– Мы, кстати, сильно повздорили из-за тебя и не общались с тех пор. Так что я мигом распознал "электроника", – замечает Том с долей гордости.

– Ну откуда же мне было знать? – Тим имитирует легкую обиду. – Я ведь мертв, Том. А созданный мною ИИ, пускай достаточно гибкий, вынужден следовать программе, как все.

Искусственный интеллект с легкостью имитирует живого человека, но не способен изменить заложенные в основе директивы, даже когда те вступают в противоречие со здравым смыслом. ИИ сложнее, многограннее человеческого разума... Но при этом прост, наивен и до конца идет путем, указанным невидимой рукой создателя. Кукла на веревочках.

А разве с людьми сильно иначе? Разница лишь в том, что ИИ-аватары знают своих создателей и свои цели.

– Могу тебя успокоить, все управляемые моей программой аватары – полностью автономные, со своими характерами, мыслями, желаниями... – спешит заверить Тим. – Мы вышли из одного источника, но они – не я... в полном смысле этого слова.

– Хорошо, – в шутку замечает Том. – Иначе я бы сделал целью своей жизни – стереть твою бесовскую программу под корень, даже если придется обшарить всю сеть. У меня как раз много свободного времени образовалось... – продолжает уже серьезно: – Я устал, Тим. Чего тебе надо?

– Чтобы ты взялся за ум.

– Отстань, у меня "каникулы".

– Я... Настоящий "я", еще при жизни, предполагал, что все обернется так.

– Да неужели?

– Серьезно, Том, это было нетрудно. Даже ты смог бы предвидеть подобный исход...

Том щурится с недоверием.

– Сам посуди... – Тим начинает загибать пальцы. – Твой запас идей подходит к концу. Меня не стало – значит новые тебе брать больше неоткуда. Прибытие рейса, очередной технический скачок – это все вопрос времени. Ты используешь последний козырь, мой концепт – Алекс на тебя обижается... Что из этого нельзя было предвидеть годы назад?

Том пристыженно молчит.

– Ты был прав, когда сказал, что твоя текущая ситуация целиком на твоей совести. У тебя была куча времени подготовиться, Том. Достаточно сделать над собой усилие, не залипать в сети дни и ночи напролет... – теперь ИИ-аватар смотрит прямо на Тома. – Сколько времени тебе бы понадобилось, чтобы прийти в себя? Вот мне и пришлось пойти на крайние меры...

– Не понял... – Том смотрит в ответ, с раздражением, граничащим с гневом. Начинает догадываться, что именно сделал Тим.

– Для этого пришлось залезть в систему Шиншиллы, накинуть тебе баллов как работнику. В конце концов ты реально их заслуживаешь... Я просчитал результат эвалюации и знал, что они уволят тебя, если им придется платить тебе больше... Обнулить твой личный счет оказалось еще проще. Я просто подкидывал предложения, на которые ты точно поведешься. Собственно, ты почти все растратил бы сам, без моей "помощи". Хотя, не спорю, я ускорил процесс...

– Ах ты подонок! – Том бросается на Тима, забыв, что не сможет причинить вред голограмме. – Я найду тебя, где бы ты ни был! И сотру! Уничтожу все диски, все сервера, проклятый ты урод! – Кулаками месит воздух несколько минут. Схватив бывшего друга за грудки, трясет, бьет его об пол. Тим подыгрывает, кривляясь, "корчась от боли".

Наконец Том понимает бессмысленность своей вспышки гнева. "Отпускает" призрачного аватара. Устало садится напротив, привалившись к задней стенке стола.

– При этом я лично считаю, все в твоей жизни обернулось к лучшему, – как ни в чем не бывало продолжает Тим.

– Объясни, – устало отзывается Том, уже не глядя в его сторону.

– Ты потерял деньги, работу, друзей... в перспективе – этот дом... Последнее – не большая потеря, сам видишь, помня про техническое состояние модуля... Но главное – ты теперь истинно свободен! Готов начать с чистого листа! Новый старт, новые отношения! – кажется, Тим пытается его подбодрить. – Сколько можно цепляться за прошлое? Жизнь полна перспектив, пока живой!

Том не ждет, что искусственный интеллект его поймет.

– Я не жду, что ты последуешь моим советам, – вдруг говорит Тим, словно прочитав его мысли. – Но ты действительно способен на большее. Я в это верю, Том. Не закапывай себя здесь.

Том снова смотрит на призрака бывшего друга.

– Что ты несешь? Какие перспективы? Я без тебя не справлюсь, Тим.

ИИ-аватар хитро улыбается:

– Есть человек, который может создать хорошую историю. И есть человек, который думает, что может создать хорошую историю. Представь, что они работают вместе. Каждый считает, что он прав и что другой при этом несет полную чушь. Как узнать, кто из них ты? Настоящий автор или лишь тот, кто себя таковым считает? Никак... – Тим подсаживается ближе. – Но, Том, как думаешь, почему я оставил свой концепт именно тебе?

– Ты сам мне только что сказал, – напоминает Том. – Потому что знал, что я использую его, чтобы спасти свою задницу.

– Потому что верил, что ты распорядишься им верно. Вот все, что меня волновало на самом деле. Мне было глубоко плевать на саму работу. Это ты вдохнул в нее жизнь.

– Алекс верит, что это твоя "Девятая симфония", которую я безнадежно испортил.

– Я тебя умоляю, – Тим гримасничает. – Мы с тобой не творили ничего нового. Алекс гонится за мечтой. С одним концептом я не стал бы великим автором. Я не стал бы даже просто хорошим... Нет, единственное его назначение было – пригодиться тебе в трудную минуту. Что и случилось.

– Я знаю, Тим, – Том вздыхает от навалившихся тяжелых воспоминаний. – Я также знаю, что ты взломал и уничтожил "Экс-Фан" незадолго до смерти. Уродский узел, который убил Мэй и... Я всегда считал, что этот поступок, оставшийся незамеченным, неизвестным никому... именно он был твоей последней, действительно значимой работой.

Тим молчит, улыбается. В глазах горят огоньки благодарности. По ним Том понимает, что попал в точку. Добавляет менее серьезным, более легким тоном:

– Поэтому я с чистой совестью продал твой концепт Шиншилле.

– Между прочим, ты мог указать меня хотя бы соавтором идеи, Том.

– Я указал!

– Ага...

– Это правда! Проверь – ты есть в титрах. И я там есть. Вместе с тысячами других...

Они сидят в тишине минуту. Тим поднимается, тем самым обозначив момент прощания.

– Больше я не буду тебе докучать. Ни я, ни мои другие аватары. Утром "Эс-Пэ" получит доступ к "скрытым резервам". Мой подарок, чтобы ты не ныл и не отнекивался, будто для свежего старта нужны средства... Используй их мудро, друг.

Том не знает, что сказать на неожиданно хорошую новость.

– Удачи в лучшей жизни, – Тим отступает в угол, во тьму. Вот-вот испарится навсегда.

– А тест Тьюринга ты все же завалишь! – бросает Том напоследок.

– Готов поспорить? – звучит голос в пустоте.

***

"...9:30 AM. Доброе утро, Том! Эту ночь ты провел вне сети, а значит не требуется адаптация. Поздравляю!"

Том открывает глаза. По-прежнему лежит под столом. Но хотя бы выспался.

Встает. Чувствует себя отдохнувшим, впервые за долгое время, хотя все тело ноет от лежания на полу.

Да, "Эс-Пэ", можешь нами гордиться. Первый день "в завязке" как-никак.

Система понижает уровень тонировки окна – комната постепенно заполняется утренним светом. Том идет в ванную, к раковине с щетками... Чистит зубы, моет уши, стоит под душем... Позволяет себе игнорировать сигнал, отмечающий время, чтобы побыть под струями теплой воды лишнюю минуту.

Возвращается в комнату – автомат сушит тело, накидывает чистый домашний халат.

Берет со стола кружку со свежим, горячим, утренним кофе. Бросает взгляд на открытые световые окна.

Из-за долга сеть отключена, но входящие соединения остались: несколько рекламных сообщений, напоминание об увольнении, предложения помочь с поисками работы (не бесплатно, конечно)... Уведомление, что в личном ящике на входе лежит посылка с новеньким "браслетом". Том успел позабыть про заказанный проектор, радуется неожиданному поступлению.

Душ на целую минуту дольше обычного; запасы кофе еще не закончились; как нельзя вовремя подтянули инструмент для работы, целый, только что сошедший с конвейера; с минуты на минуту "Эс-Пэ" получит доступ к счету с "заначкой"... Похоже, хороший будет день.

Тим прав. Том готов к новому началу. Настрой боевой, рабочий. Сразу несколько планов формируются параллельно в голове. Один-два из них обязаны сработать.

Часть стеклянной стены исчезает, Том выходит на балкон, с кружкой в руке. В последний раз смотрит на дрянной Подпепловск, разрушивший бессчетное количество жизней... Смотрит с оптимизмом, легким злорадством.

Прорвемся... Непременно вырвемся наружу. Подальше от труб, грязных улиц, невоспитанных людей. Туда, где не будет вечного цифрового обмана. Где не будет власти, возомнившей, будто правит вселенной, а не этой прогнившей дырой. В мир удивительных открытий, безграничных возможностей. Настоящий мир.

Отпивает из кружки. Оглядывается – кажется, "Эс-Пэ" настойчиво сигналит о чем-то.

Громкий треск. Том вздрагивает, расплескав кофе, облившись. С губ слетает ругательство. Пол ухает вниз, уходит из-под ног. Трещина со стены резко бежит влево, отрезая от выхода. Не выдержав собственного веса, с грохотом, шумом, вся внешняя секция модуля обваливается с куском стены, увлекая Тома за собой.

Балкон падает.


>> Бездна 2-1:
http://proza.ru/2020/10/07/952


Рецензии
Класс! Атмосферно, объемно и чертовски интересно. Грамотный текст. Буду с нетерпением ждать продолжения

Ли Гадость   05.09.2020 08:03     Заявить о нарушении
Спасибо! Вторая часть из планируемых трех в процессе написания.

Андрей Шилоносов   07.09.2020 13:00   Заявить о нарушении