Как обрести смирение
Лучший, или единственный верный, путь к смирению есть послушание и отречение от своей воли. Без сего можно развить в себе сатанинскую гордыню, смиренничая в слове и положении тела (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 162).
Навыкайте, главное, все доброе относить ко Господу, как к причине... и Его благодарить... Это начало смирения! (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 82).
Никого не осуждайте, всех почитайте святыми, а себя одну грешною (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 8).
Чтобы мы усвоили себе смирение, попущаются нам различные напасти, напасти от демонов, от человеков, от многообразных лишений, от извращенного и отравленного грехом нашего естества (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 433).
...Питаясь святою пищею смирения, можно пребывать в святом дому терпения. Когда же недостанет этой пищи, то душа выходит из дому терпения (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 320).
Для стяжания... смирения понудь себя и напрягись принять в любительные объятия свои всякие неудовольствия и прискорбности, как сестер родных, и всячески убегать славы и почестей, желая паче быть от всякого уничижаемым и незнаемым и ни от кого не получать попечения и утешения, кроме Единого Бога (прп. Никодим Святогорец, 70, 260—261).
...Бог ничего... так не любит и так не желает видеть в нас, как искреннее сознание своей ничтожности и полное убеждение и чувство, что всякое в нас добро, в нашем естестве и нашей жизни, присходит от Него единого, как источника всякого блага, и что от нас не может произойти ничего истинно доброго, ни помысл добрый, ни доброе дело (прп. Никодим Святогорец, 70, 260—261).
Этою жертвою спасались, спасаются и будут спасаться все цари, вельможи, благородные, низкородные, мудрые, неученые, богатые, бедные, нищие, воры, обидчики, лихоимцы, развратники, убийцы и всякий род грешников. Глубина смирения — сей спасительной жертвы — должна быть измеряема мерою грехов, т. е. по мере грехов, какие наделал человек, да будет у него и смирение с сокрушением, но и самые праведники, и преподобные, и чистые сердцем, и все спасенные спасаются не иным чем, как этою жертвою. И милостыня, и вера, и удаление от мира, и самый великий подвиг мученичества, и всякие другие жертвы возжигаются от воспламенения сей жертвы, т. е. сокрушения сердечного. Это такая жертва, для которой нет греха, побеждающего человеколюбие Божие. Для сей единой жертвы (чтобы была и сохранялась) бывают болезни, скорби, тесноты, самое падение, страсти душевные и сопутствующие им страсти телесные, — все для того, чтобы всяким богобоязненным приносима была Богу сия жертва. Кто стяжет сию жертву сокрушения со смирением, тому некуда пасть, потому что он имеет себя ниже всех. И Бог сошел на землю и смирил Себя даже до смерти не для чего другого, как для того, чтобы в верующих в Него созидать сердце сокрушенное и смиренное (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 271).
...Что есть смиренномудрие? То, чтобы познать и сознавать свою человеческую немощь. Но чтобы познал и сознал кто человеческую немощь, сие бывает не иначе, как от просвещения, свыше Христом Господом посылаемого тем, которые веруют в Него. И другим каким-либо способом познать самого себя и сознать свою немощь нет никакой возможности (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 163).
...<Бог> радуется, видя, что мы усердно стремимся к бесчестию, чтобы потрясти, уязвить и уничтожить суетное наше тщеславие (прп. Иоанн Лествичник, 57, 171).
Каждый молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение» — должен знать, что он просит Бога, дабы Он послал ему кого-нибудь оскорбить его. Итак, когда кто-либо оскорбляет его, то он и сам должен досадить себе и уничижить себя мысленно, чтобы в то время, когда другой смиряет его извне, он сам смирял себя внутренне (прп. авва Дорофей, 29, 122).
Унижай себя, и увидишь в себе славу Божию. Ибо где произрастает смирение, там источается Божия слава. Если будешь стараться пребывать в явном уничижении, то Бог соделает, что от всех людей будешь прославляем; если же в сердце своем будешь иметь смирение, то в сердце твоем покажет тебе Бог славу Свою (прп. Исаак Сирин, 58, 301)
Без оскорблений ум не может пребыть в смирении, а без смиренномудрия не может чисто заняться молитвою к Богу (прп. Исаак Сирин, 58, 155).
...Но когда не оскорбится, если припишут ему другие, и с кротостию сердца, благодушием перенесет обиды, причиненные другими (прп. авва Пиаммон, 56, 505).
Надобно знать, что вообще тот мужественнее, кто свою волю подчиняет воле брата, нежели тот, кто бывает упорным в защищении и удержании своих мнений (прп. авва Иосиф, 56, 463).
...Нужно, чтобы сначала с искренним расположением сердца мы изъявляли нашим братиям истинное смирение, заботясь, чтобы ни в чем не обидеть или не оскорбить...(прп. Иоанн Кассиан, 56, 163).
Писание и диавола называет нечистым за то, что с самого начала отверг он это благое сокровище смиренномудрия и возлюбил гордость (прп. Исихий Иерусалимский, 90, 180).
Не иначе ведь можно сделаться смиренным, как любовию к божественному и презрением к настоящему (свт. Иоанн Златоуст, 53, 12).
Ради тебя Бог смирил Себя; а ты и ради себя не смиряешься, но превозносишься (прп. Макарий Египетский, 89, 259).
Любишь ли чистоту, <смирением> приобретешь чистое сердце; и на всякую высоту взойдешь ты смирением (прп. Ефрем Сирин, 33, 119).
...Во всех делах своих приобрети себе смиренномудрие, которое есть матерь послушания (прп. Ефрем Сирин, 31, 140).
Не только взор пусть будет поникшим долу, но и сердце да не превозносится над другим (прп. Ефрем Сирин, 30, 205).
...Тот велик перед Богом, кто смиренномудренно уступает ближнему, и не стыдясь принимает на себя обвинения, даже и несправедливые, чтобы через это даровать Церкви Божией великую выгоду — мир (свт. Василий Великий, 11, 101).
Это закон христианской победы: кто согласился иметь меньше, тот увенчивается... (свт. Василий Великий, 11, 29).
...Кто преуспел в высшем смирении, тот, слыша укоризны, поелику сам себя сознает еще более достойным унижения, не смутится душою оттого, что бесчестят его словами. Но если назовут его бедным, — знает, что он действительно нищ во всем и скуден, и всякий день имеет нужду в подаянии от Господа. Если назовут его человеком низкого происхождения и неизвестным в свете, у него давно напечатлено в сердце, что он создан из персти (свт. Василий Великий, 5, 328—329).
Если кто скажет тебе жесткое слово, не воздымай на него сердца своего, но поспеши положить ему поклон, прежде чем родится в сердце твоем неудовольствие на него (или чувство обиды), потому что вслед за этим быстро приходит гнев (прп. авва Исаия, 89, 297).
Приобучай язык твой произносить слова, служащие к миру, и вселится в тебя смирение (прп. авва Исаия, 59, 209).
Смирение состоит в том, чтобы отсекать свою волю перед ближним в разуме (прп. авва Исаия, 59, 136).
Знай, что смирение есть не иное что, как... всех людей почитать лучшими себя (прп. Антоний Великий, 89, 111).
Люби труды, всем себя подчиняй, уста свои держи заключенными — и достигнешь смирения; смирение же привлечет отпущение всех грехов твоих (прп. Антоний Великий, 89, 111).
Не завидуй тому, кто идет вверх; но лучше всех людей считай высшими себя, чтобы с тобою был Сам Бог (прп. Антоний Великий, 89, 110).
Старайся проходить следующие, мною тебе предлагаемые, подвиги: труд, нищету, странничество, лишения (ничего неимение) и молчание. Они сделают тебя смиренным, а смирение принесет тебе отпущение грехов (прп. Антоний Великий, 89, 108).
Кто не гордится в счастье — приобретает славу смирения... (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 322).
Свидетельство о публикации №220090300972