Картинки детства. Первоклассница

    

                Это был очередной переезд для нашей семьи и первый переезд, который я уже хорошо помнила. Шло лето 1953 года.
                Мы ехали на грузовой машине в село Акша, районный центр Читинской области, куда в очередной раз перевели работать отца. За время многочисленных переездов сборы были отработаны –  в два больших деревянных ящика складывали мелкие вещи, в машину грузили комод, кровати, этажерки, большой фикус. И в путь…   
                Запомнилось, как при подъезде к Акше мы ехали по достаточно узкой дороге, с одной стороны была отвесная скала, а с другой – совсем рядом с дорогой обрыв, а внизу течет Онон. Было даже страшновато.
                Поселили нас сначала в местной гостинице, в Заезжем доме, где пришлось ждать несколько дней, пока освободится  дом для нас. Маме с бабушкой было не привыкать. На такой случай была готова чугунная плита с конфорками и труба.   Вырыли во дворе ямку, положили сверху плиту, поставили трубу и можно кормить семью.
                Наш дом стоял почти на краю села. Буквально через несколько дворов начинался склон сопки. Внизу теснились березки, выше попадались сосны, и все это было густо перемешано с кустами багульника. (Сколько раз во сне мне хотелось дойти до этого дома, подняться на сопку и еще раз вдохнуть неповторимый запах багульника?!!) Наискосок от нашего дома, тоже на углу улицы был дом моей подружки и одноклассницы Нины Михайловой, с огромной черемухой во дворе. 

                Наступило первое сентября. Мне, как и положено, купили коричневую шерстяную форму, мама пошила белый и черный фартуки, купили портфель и другие школьные принадлежности.
                В Акше, как в районном центре была школа-десятилетка, в то время как в других селах района были школы на семь, а то и на четыре класса.
                В первый день нас с Ниной отвели в эту школу.  Как обычно, была линейка с поздравлениями от десятиклассников. Первоклашкам вручили цветы и карандаши с тетрадью для рисования. На первом уроке нам рассказали, как надо вести себя в школе, потом мы порисовали и пошли домой. (В эту школу я вернусь только через семь лет, в восьмой класс, проучусь там полгода и навсегда покину Забайкалье.) В тот же день к родителям пришла учительница, и договорилась, что я буду учиться в другой школе поменьше и  поближе к нашему дому, а то большая переполнена. Как оказалось, Нина тоже пошла в эту же школу.
                Уж не знаю почему, но на следующий день в новую школу меня отправили одну. Дорогу я знала, добежала  быстро. Пришла довольно рано. Захожу в фойе, в него выходят двери классов. Одна из них распахнута, и я вижу не застеленные постели и девочек в домашней одежде. Первая мысль: –  Что это, больница?! Я перепугалась и побежала обратно домой. Дома успокоили, и теперь уже мама повела меня в школу. Как оказалось, дети приехавшие учиться из других сел жили в интернате, который не успели полностью подготовить, и нескольких человек временно поселили в этой школе. Когда мы с мамой пришли, уже было много детей, они ходили хороводом и пели песню. Меня тоже включили в хоровод, и все встало на свое место.
                Началась моя школьная жизнь. Читать и писать я уже умела. Конечно, пришлось потрудиться, чтобы палочки, крючочки и кружочки как можно больше походили на те, что в прописях, и мне одной из первых разрешили писать пером чернилами. Сначала мы писали карандашами, потом уже перьевыми ручками, макая их в чернильницу. Весь первый класс мы писали в тетрадях в три линейки. Нынешние дети и не знают, что это такое. Был специальный урок чистописания. Мы привыкали не просто выводить красивые буквы, но и учитывать где нажим, а где ‘’волосяная’’ линия. Может не у всех получалось одинаково красиво, но никто не писал, как сегодня пишут многие школьники, ‘’как курица лапой’’.
                Читала я бегло, но был однажды забавный маленький эпизод. Мои родители  родом с Украины и дома часто мелькали украинские словечки, поэтому, когда мне в тексте встретилось слово ‘’вишня’’,
я спокойно прочитала ‘’вышня’’. Для меня это было одно и то же. За что заработала замечание учительницы и четверку за ответ. Учиться было легко, и иногда, когда приходилось пропускать уроки во время болезни, приходила мысль: зачем изучать материал неделю, когда можно справиться за день-два. Не помню, чтобы над уроками со мной сидели родители. Единственно, когда однажды я много пропустила, отец мне объяснил что-то по математике.
                Кроме Нины, из тех одноклассников мне запомнились сестры-близняшки, Люся и Света Сердюк. С ними же я потом снова училась в восьмом классе. А из необычного для сегодняшнего времени мне вспоминается, как мама сшила мне налокотники, чтобы меньше протирались рукава у формы. Правда, я их быстро перестала носить, и с дырками на рукавах была вечная проблема. Как весной всем классом ходили на сопку собирать для аптеки березовые почки. Как в первую годовщину смерти И.В. Сталина мама мне сделала из лент черно-красную розочку и отправила с ней в школу (отец тогда работал на партийной работе). Больше никто из класса никак это не отметил.
                Первый класс я окончила со своей первой похвальной грамотой, а во второй класс пошла уже в другую школу после очередного переезда нашей семьи.

03.09.20


Рецензии