Булгаков, Михаил. Жизнь настоящего Мастера

            Сцена 1
      Письменный стол, парковая скамья, стулья, на одном из стульев - раскрытый чемодан, на спине стула и вокруг стула висят и разбросаны женские платья и другие детские вещи. На сцену выходит мастер, а белой рубашке с расстегнутым воротом и тёмных брюках. Он садится за стол, что-то пишет в тетради перьевой ручкой.
              Мастер
   (вставая из-за стола, а зрительный зал)
     Надо очень постараться, чтобы тебя кто-то назвал писателем. Ещё сильнее, многократно сильнее,нужно стараться, чтобы самому себя можно было назвать писателем. У того, кто хочет стать мастером, не бывает спокойной жизни. Но моя жена Тася, Татьяна Николаевна Лаппа-Булгакова, которая больше, чем я сам боролась за меня с моим морфинизмом, уходит от меня не из-за беспокойной жизни, а из ревности.К женщине, которой нет в Советской России, она живёт в эмиграции,в Париже.
     На сцену выходит Ассистентка, гневно смотрит на Мастера. Подходит к раскрытому чемодану, бросает в него свои вещи и платья, закрывает чемодан на замки.мастер берет чемодан и выносит его сцену, оставляя за ней и чемодан,и Ассистентку.
              Мастер
      (в зрительный зал)
      "Ну и живи со своей глупой, несбыточной надеждой. Никогда тебе не быть вместе, с твоей княгиней". Я и сам это знаю, с того самого момента, как встретил ее в Москве, возвращаясь на квартиру дяди на Пречистенке, получив назначение сельским врачом, вместо доктора, более опытного, чем я, а потому и отправленного в действующую армию. Шла Первая мировая война, мы, столкнувшись, взглядами гуляли с княгиней Кирой Козловской по Москве. Я остро чувство вал, что я, - не её круга. Но она и есть моя первая Маргарита!
     Мастер садится за письменный стол, что-то пишет в тетради, закрывает тетрадь, берет со стола листок бумаги.
           Мастер
      (не вставая из-за стола,в зрительный зал)
     Особенно тяжело сочинителю, чьи произведения точно будут читать, но они не доходят читателя.(Читает с листа бумаги).
"Борьба с цензурой, какая бы она ни была, и при какой бы власти она ни существовала, мой писательский долг, так же, как и призывы к свободе печати. Я горячий поклонник этой свободы и полагаю, что, если кто-нибудь из писателей задумал бы доказывать, что она ему не нужна, он уподобился бы рыбе, публично уверяющей, что ей не нужна вода..."
   Мастер кладёт листок бумаги на стол, встаёт из-за стола. Звучит женский голос с фонограммы:
    "Ну, что это такое? Ты, Елена, замужем! И чего это к тебе писателишка этот прицепился? В Киеве говорят, что он был бездарным гинекологом. Что ему ещё оставалось делать? Только стать писателем! Я, Лена ваших отношений не одобряю! Иди, Лена, твой Булгаков зовёт к телефону".
       Мастер снимает трубку с телефонного аппарата и говорит а трубку.
         Мастер
     Елена Сергеевна,оденьтесь, пожалуйста, и выйдите на крыльцо.
     На стену выходит Ассистентка, мастер походит к ней, одной рукой берет Ассистентку за руку, подводит её к парковой скамейке.
         Мастер
     (поднеся указательный палец к губам, в зрительный зал)
     Тс-с!(Ассистентке)Здесь они увидели его в первый раз!
     Мастер возвращается и садится за письменный стол. Ассистентка садится на парковую скамью, на тот её край, который ближе к письменному столу Мастера.
          Мастер
       (пишет, откладывая ручку)
     На закате двое вышли на Патриаршие Пруды. Первый был лет тридцати, второй - двадцати четырех лет.Первый был в пенсне, лысоватый, гладко выбритый, одет в дешевенький заграничный костюм.
 На сцену выходит Ассистент, в гимнастёрке, галифе, сапогах, сверху, на нимнастерку, надет пиджак.
           Мастер
      (ассистенту)
       Где пенсне?
            Ассистент
     Нет у меня пенсне. Не достанешь его теперь. А, если бы я его и достал, то не надел бы. Потому что сейчас по нему, по пенсне, получить можно!
            Мастер
     Тогда напишем, по-другому! (Зачеркивает что-то в тетради, пишет, читает).В час заката на Патриарших Прудах появились двое мужчин. Один из них лет тридцати пяти. Лицо имел гладко выбритое, а голову со значительной плешью. Одет в гимнастерку, (Ассистент снимает с себя пиджак и бросает его за сцену), защитные штаны и сапоги. Ножки тоненькие, но с брюшком! (Ассистент выпячивает вперёд свой живот).Другой был лет на десять моложе первого. Был он а блузе, носящей нелепое название толстовка, и а тапочках на ногах. На голове к него была кепка.
     Мастер надевает на голову кепку, выходит из-за стола и садится на скамью, рядом с Ассистенткой.
              Ассистент
    (садясь на скамью, рядом с Мастером)
     Ну и жара! В будке с прохладительными напитками нарзана не было!
              Мастер
     И боржоми тоже не было!
              Ассистентка
     (в зрительный зал)
     У них, у Советов, чего ни хватишься, - ничего нет!
              Ассистент
     Была только теплая фруктовая вода. Страшная жуть!Бр-р-р!
               Мастер
     Фруктовая вода пахла одеколоном и конфетами.
                Ассистентка
     От выпитого напитка друзей прошиб пот. Их затрясло.
               Мастер
        (трясясь)
      Сволочь, эта фруктовая!
              Ассистент
    Иван, я хотел бы, чтобы в твоей поэме, что ты пишешь для нашего журнала, было отражено то, что Иисуса Христа не существовало никогда!
              Ассистентка
     Какая ерунда! Не надо уподобляться пролетарскому поэту Демьяну Бедному, которому так хорошо ответил великий поэт земли Русской Сергей Есенин.(Достает из сумочки листок бумаги, читает).Демьчн, ты сгустки крови у Креста, //Копнул ноздрей, как толстый боров. //Ты только хрюкнул на Христа, //Ефим Лакеевич Придворов.
              Ассистент
     (оглядываясь по сторонам)
     Гражданка, чего вы вмешиваетесь.Я сейчас милицию позову!
     Ассистент достает из кармана галифе свисток и делает вид, что собирается свистеть.
            Ассистентка
     (глядя на свисток в руке исполнителя)
    Не надо свистеть! Сама уйду. Слушать такие глупости, - уши вянут!
     Ассистентка уходит, на скамье остаются Мастер и Ассистент.
             Ассистент
Добавь, Иван, в поэму, что некому было умирать и воскресать, не о ком было Евангелия писать!
              Мастер
     (в зрительный зал, задумчиво)
     Воскресение, это уже после распятия на кресте.А, если Иисус не воскресал, то и предательства Иуды не было, не было разбойников на крестах! Много чего не было бы не родился Он.
            Сцена 2
     На скамье сидят Мастер и Ассистент, в роли Берлиоза. Выходит на сцену,спиной к скамье, исполнитель роли Воланда.
            Ассистент
     Ваня, твоя поэма станет для читателей убедительным отрицанием существования Бога!
             Воланд
      (поворачиваясь к Мастеру и Ассистенту)
     Извинитэ, что, не будучи знаком, вмешиваюсь в ваш разгофор,но он столь интэрэсен, что я не удершался!
     Исполнитель роли Воланда снимает перчатку с правой руки и протягивает руку Ассистенту и Мастеру, те машинально её пожимают.
              Мастер
       (в зрительный зал)
     На Ивана Николаевича Попова, пишущего под псевдонимом Бездомный, иностранец с первых ж слов произвёл отвратительное впечатление! (В зрительный зал). Поляк!
              Ассистент
      (в зрительный зал)
      Скорее швед.
              Воланд
          (Ассистенту)
     Извиниттэ, я не представился, фот моя физитка!
      Протягивает, достав из бокового кармана своего пиджака, визитку Ассистенту.
            Ассистент
     (в зрительный зал, читая с визитки)
     Профессор университета в Цюрихе Воланд. А у вас какая специальность?
             Воланд
     Я специалист по черной магии!
             Ассистент
     Этого не может быть!
             Воланд
      Чего не мошэт быть? Чьто я профессор черной магии?
             Ассистент
     Это как раз может быть! (В зрительный зал).У них там, на загнивающем Западе, какой только дрянью не занимаются тамошние умники! (Воланду). Не может быть, чтобы вас пригласили в Москву, в СССР, - по вашей специальности!
            Воланд
      Пошэму нет? Тут,  в государственной библиотек есть громадный отдел старинных рукописей. В нем раскопали рукописи по магия, демонология. Хотят продавать. Знать настоящий цена. Это сказать могу только я. Я есть консультант! И у меня к вам вопрос, о ваш разгофор.
            Мастер
     Какой вопрос, - провокационный?
            Воланд
     Провокационный? Нет, не надо меня путать с поп Гапон. Я делаю всё прямо и открыто. Чего хочу, то и делать.Скажите, я никому не скажу ваш ответ, вы не верите в Бога?
            Ассистент
       (гордо, в зрительный зал)
     Да, мы - атеисты! И в нашей стране об этом можно говорить открыто!
             Мастер
      (задумчиво, а зрительный зал).
     Только об этом здесь и можно говорить открыто!
              Воланд
    Всё это ошэнь интересно! Изумительно интересно! Но если Его ( поднимает палец вверх) нет, то кто же управляет жизнью на Земле?
             Ассистент
      (встав со скамьи, вытянувшись по стойке смирно).
      У нас, в СССР, жизнью и социалистическим строительством управляет наша горячо любимая коммунистическая партия и наш советский вождь, - товарищ Сталин!
            Воланд
     А разве ваш вождь, - не человек?
            Ассистент
         (удивлённо)
     Человек, конечно, но вооруженный предвидением и самой передовой теорией строительства социализма в отдельно взятой стране.
             Мастер
     ( Ассистенту)
     Миша, будь осторожен!
           Воланд

      Вы сказали о предфидении! Это прафильно! Чтобы управлять, - надо предфидеть! Правда, в русском языке, предвидеть, - означает, - угадать, чьто будет фпереди.Для того чтобы управлять жизнью на Земля, надо не в угадайка играть, а знать, что действительно будет фпереди. Вот вы (Ассистенту) знаете, где я буду жить в Москве?
           Ассистент
     Это не мне знать надо, а вам!
            Воланд
     Прафильно! Вы это знать не можете, и поэтому управлять мною не можете, а я буду жить в Москве в вашей квартире!
            Ассистент
     Этого никак не может быть!
             Воланд
        Почему?
             Ассистент
     Во-первых, у меня только одна комната в коммунальной квартире. Очень тесно!Там вам будет неудобно!
            Воланд
     О, это ничего! Я умею сам делать себе удобства! А во-вторых?
            Ассистент
      А во-вторых, я не люблю чужого присутствия в своей комнате.
           Воланд
     А вы, как это говорят русские, - жадный!
           Мастер
      (в зрительный зал)
     Квартирный вопрос окончательно испортил москвичей, и не только их, в Советском Союзе!
           Ассистент
      Вы не сможете жить в моей квартире,даже, если учесть, что я сегодня вечером, после заседания с литераторами, поеду в Кисловодск.
           Воланд.
     Не поедете ни в Кисловодск, ни в какой-либо другой город Советского Союза. Вы больше никуда не поедете!
        Ассистент и Мастер
      (в один голос)
         Почему?
         Воланд
      Вам отрежют голову.
       Ассистент и  Мастер
       (опять вместе)
         Как отрежут?
         Воланд
      Совсем. Обратно, - не пришить!
            Мастер и Ассистент
         (вместе)
     Кто отрежет? Враги?
            Воланд
     Нет, не фраги! Комсомолка, советский девушка, в такой, - красный косынка!
            Ассистент
          (Мастеру)
     Ваня, профессор-то, того, умом рехнулся. Он думал здесь холодно, приехал, а тут жара несносная. Вот он от жары этой, - и тронулся! Ты посиди, с ним, Ваня, пока за ним, из психушки, не приедут. А мне пора! Я побежал!
           Воланд
     (вслед убегающему Ассистенту, встав со скамьи)
     К турникету, где  Аннушка уже разлила, из разбитой бутылки, постное масло. (Мастеру). Имейте в виду, что Иисус Христос существовал!
           Мастер
          (нервно, с раздражением в голосе)
     Откуда вы знаете? 
           Воланд
     Знаю, потому что сам его видел.  Мог бы, если бы захотел, прикоснуться до него рукой!
     Звучит фонограмма со звуком резко тормозящего трамвая, с визгами, охами, криками женщин. Из-за сены, под ноги Воланду, выкатывается сделанная из папье-маше голова Берлиоза.
           Воланд               
      (подбирая голову)
     Не пропадать же добру, как у вас говорят! (Мастеру). Иван Николаевич, вы узнаете, что такое мания фурибунда, уже сегодня, нет, извините, уже завтра, этой ночью. И мой вам совет, не пишите больше плохие стихи! А лучше вообще стихи не пишите, займитесь другим, более ощутимым и полезным, прежде всего, для вас,делом!
     Воланд с головой Берлиоза под мышкой уходит со сцены. Мастер снимает с головы кепку и садится за письменный стол.
                Сцена 3
            Мастер
     (сидя за столом, в зрительный зал)
    Когда же это случилось? Когда Воланд появился в Москве? Читатели и литературоведы будут гадать. А в одной из ранних редакций моего романа есть конкретная дата. Четырнадцатое июня тысяча девятьсот сорок третьего года! Что за события случатся в Москве. В начале июня сорок третьего года, после которых появится Воланд?
     Мастер кладёт перьевую ручку на стол, встаёт из-за стола и уходит. Уносит с собой кепку и за сценой передаёт её Ассистенту.
     Голос с фонограмм   



 

             














             

             


            
   



 

      


   


Рецензии