10. 4 Что принимать за микрокосмос?
(стр. 269) «Слова Гурджиева:
«Постарайтесь понять, что такое микрокосмос. Если вам удастся это понять, тогда всё остальное, о чём вы теперь спрашиваете, станет ясным».
Мнение Успенского:
«… вопрос решался совсем легко, если мы принимали «микрокосмос» за человека. Конечно. Всё было условным; тем не менее этот подход находился в согласии со всей системой, изучающей мир и человека. Каждое индивидуальное живое существо – собаку, кошку, дерево – можно принять за микрокосмос; сочетание всех живых существ составляет тритокосмос или органическую жизнь на Земле. Эти определения казались мне единственно логически возможными, и я не мог понять, почему Гурджиев возражает против них».
К какому космосу тогда отнести мир «атомов»?
«Если мы хотим графически изобразить взаимоотношение космосов, мы должны принять микрокосмос, то есть человека, за точку. Иными словами, рассматривать его на огромном расстоянии от себя. Тогда его жизнь в тритокосмосе, среди других людей и в центре природы, будет линией, которую он вычерчивает на поверхности земного шара, передвигаясь с места на место. В мезокосмосе, то есть взятая в связи с двадцатичетырёхчасовым движением вокруг свое оси, эта линия станет плоскостью, тогда как взятая в отношении к Солнцу, то есть с учётом движения Земли вокруг Солнца, она станет трёхмерным телом, иными словами, чем-то реальносуществующем, чем-то реализованным. Но так как исходным пунктом – человеком, или микрокосмосом, - было также трехмерное тело, в итоге у нас появляются две трёхмерности.
В этом случае все возможности человека осуществляются в Солнце. Это соответствует тому, что было сказано раньше, а именно, что человек номер семь становится безсмертным в пределах Солнечной системы».
Означает ли это, что с Пралайей Солнечной системы, человек (душа) умирает?
«За пределами Солнца, то есть за пределами Солнечной системы, он не имеет и не может иметь существования; иначе говоря, с точки зрения следующего космоса он не существует».
Может ли его душа за пределами Солнечной системы существовать как планета или звезда, вернее их Сущности?
«Макрокосмос – это такой космос, в котором реализуется возможности тритокосмоса, и человек может существовать в макрокосмосе только в виде атома тритокосмоса. Возможности Земли осуществляются в мегалокосмосе, а возможности Солнца – в протокосмосе».
Куда делись мезокосмос и дейтерокосмос?
«Если микрокосмос, или человек, является трёхмерным телом, тогда тритокосмос, органическая жизнь на Земле, есть четырехмерное тело. Земля обладает пятью измерениями, Солнце – шестью».
Имеется ли здесь в виду, что существует что-то единое, как органическая жизнь, единство которой мы не можем видеть, но видим её отдельные части, как растения, животные, человек и другое?
«Обычная научная точка зрения считает человека трёхмерным телом; органическую жизнь на Земле она полагает скорее феноменом, чем трёхмерным телом; трёхмерными телами для неё являются Солнце и Млечный Путь».
Не является ли органическая жизнь Земли её, ещё не сформировавшейся Сущностью? Тогда Земля – это мезокосмос (по Гурджиеву).
«Неточность этого взгляда становится очевидной, если мы попытаемся постичь существование одного космоса внутри другого, то есть низшего космоса в высшем, меньшего в большем, например, существование человека внутри органической жизни или в отношении к органической жизни. В этом случае органическую жизнь неизбежно приходится принимать за время. Существование во времени есть протяжённость в четвёртом измерении».
Что здесь имеется в виду? Развитие органической жизни происходит постепенно, но человек может видеть всю постепенность одновременно и воспринимать её как время. Так ли это?
«И Землю нельзя считать трёхмерным телом. Она была бы трёхмерной, если бы не двигалась. Её движение вокруг оси делает человека пятимерным существом, тогда как движение вокруг Солнца делает её саму четырёхмерной. Земля – это не шар, а спираль, окружающая Солнце, и само Солнце – не шар, а особого рода веретено внутри этой спирали. И спираль, и веретено, взятые вместе, должны в следующем космосе обладать боковым движением; но каков результат этого движения, мы не знаем, ибо не знаем ни его природы, ни направления».
Чем определяется мерность тела? Его движением? Степенью свободы этого движения? Или тем, что мы видим глазами?
«Далее, семь космосов представляют собой «цикл измерений»; но это не значит, что цепь космосов заканчивается микрокосмосом. Если человек является микрокосмосом, то есть космосом в самом себе, тогда микроскопические клетки, составляющие его тело, находятся почти в таком же отношении к нему, каково его собственное отношение к органической жизни на Земле. Микроскопическая клетка, которая находится на грани различимости в микроскопе, состоит из миллиардов молекул, заключающих в себе следующую ступень, следующий космос. Двигаясь дальше, можно сказать, что следующим космосом будет электрон. Таким образом, мы получили второй микрокосмос – клетку, третий микрокосмос – молекулу и четвёртый микрокосмос – электрон. Эти подразделения – «клетки», «молекулы» и «электроны» - возможно, являются весьма несовершенными, и со временем наука установит другие, но принцип остаётся всё тем же и низшие космосы всегда будут находиться к микрокосмосу в одном и том же отношении.
Наконец, пытаясь собрать воедино все свои мысли на эту тему, я принял человека за микрокосмос. Следующим по отношению к человеку космосом стала «органическая жизнь на Земле», которую я назвал тритокосмосом, хотя и не понимал этого названия и не сумел бы ответить на вопрос, почему органическая жизнь на Земле является «третьем» космосом. Но название не имело значения. После этого всё пришло в согласие с системой Гурджиева. Ниже человека, то есть в качестве следующего малого космоса, находилась «клетка». Это не всякая клетка и не клетка при любых условиях, но достаточно крупная клетка, например эмбрион в человеческом организме. В качестве следующего космоса можно взять клетку ультрамикроскопической величины. Идея двух космосов в микроскопическом мире, то есть идея двух микроскопических индивидов, отличающихся друг от друга в такой же степени, в какой «человек» отличается от «крупной клетки», в бактериологии представляется совершенно очевидной.
Следующим космосом является молекула, а следующим – электрон. Ни «молекула», ни «электрон» не представлялись мне достаточно надёжно определёнными; но за отсутствием других определений приходилось воспользоваться существующими.
Такая последовательность, несомненно, вводила или поддерживала полную несоизмеримость между космосами, то есть сохраняла отношение нуля к безконечности. Позднее эта система сделала возможными многие интересные конструкции».
Является ли данная структура космосов замкнутой?
Свидетельство о публикации №220090401110