Лунатик, Грибной человек и барабашка. В стиле Н. Н

Глава 1. Лунатик
      В августе мы с классом отправились в Карелию. Ехали поездом. С юга на север. Интересно было наблюдать, как менялась природа. Я сразу вспомнил уроки физической географии. После высохшей от жары степи нас порадовала  лесостепь, потом — широколиственные  леса, потом смешанные и, наконец, тайга с множеством хвойных деревьев. Это была Карелия. Природа необыкновенной красоты! Величественные деревья и много синих озер. Я не отрывался от окна, а Мишка успевал везде: и по вагону побегать, и в игры поиграть, и в окно посмотреть и, конечно, покушать.
      Поездка не обошлась без приключений. Вадим занимал верхнюю полку и почти все время спал. Причем сон у него был такой крепкий, что «хоть из пушки пали». Поезд иногда дергался на поворотах и, после одного из толчков, Вадька свалился вниз. Но так удачно, что ничего себе не повредил. Завернутый в простыню, как в кокон, он попытался встать, опять упал и так несколько раз, причем проделывал это с закрытыми глазами. Ребята, смеясь, размотали простыню и разбудили Вадима. Он смотрел на всех растерянным взглядом, не понимая, как оказался на полу. Славик сказал с усмешкой:
 - Ты — как «Ванька-встанька»!
 - Нет! Он - «Вадька-встанька»! Так вернее будет! -  заметил Мишка. 
А взрослые перепугались и сразу переместили Вадьку на нижнюю полку. Зинаида Павловна сказала, что Вадима укачивает и смеяться над ним нехорошо. Ребята согласно закивали головами, но только для вида, так как наш «Вадька-встанька» ухитрился скатиться и с нижней полки, а потом, не открывая глаз, лег на свое место и продолжил спать. Мы, конечно, засмеялись, а Славик сказал с умным видом:
 - Может он сомнамбула!
Мы с Мишкой переглянулись и пожали плечами. Славик, видя наше недоумение, пояснил:
 - Сомнамбула — это лунатик,  человек, который ходит во сне с закрытыми глазами.
Мишка хмыкнул:
 - Так наш человек не ходит, а падает! Я буду называть его «Вадюшка- падушка», - и Мишка написал эти слова на тетрадном листе, а потом, довольный, положил листок рядом с Вадимом.
Славик прочитал и воинственно ответил:
 - Как тебе четверку поставили по русскому языку! У тебя грамотность хромает на обе ноги! Слово «подушка» пишется через букву «о» и по смыслу означает «положить под ушко»!
 - Ну и что! А я новое слово придумал - «падушка», от глагола «падать»! А у тебя фантазия даже не хромает, а вообще отсутствует! Скучный ты человек! О! Я придумал хохму! - воскликнул Мишка, уже забыв про спор со Славиком. А мы привыкли к их постоянному соперничеству.
 - Поделись! - сказал я, но Мишка только подмигнул, вытащил шнурок из кеда и привязал к нему скрученный кусочек бумажки. Потом он подошел к спящему и стал поднимать и опускать руку со шнурком над лицом Вадима. Бумажка касалась кожи и создавалось ощущение, будто на нее садится комар. Вадька отмахивался, гримасничал, вертелся и что-то бурчал, но не просыпался. Мы хохотали, зажимая рты руками, чтобы не прерывать представление, устроенное Мишкой. Мой друг проделывал все ловко и аккуратно, но, в какой то момент, поезд опять дернулся и Мишка, не удержав равновесие, врезался лбом в верхнюю полку. Потирая ушибленное место, он плюхнулся на соседнюю нижнюю полку, а я задал глупый вопрос, сочувствуя другу:
 - Больно?
Конечно, ему было больно! Но Мишка скривил лицо в гримасе, будто прислушивался к своим ощущениям, и ответил:
 - Не очень. Неожиданно все получилось! Не успел, понимаешь, отскочить! Но шишкой я обеспечен!
 - А мы будем тебя называть «Мишка - шишка!» - съехидничал Славик.
Но мой друг не обратил на его слова никакого внимания. Он увидел и показал нам красное пятно на простыне, которой накрывался Вадим, потом перевел взгляд на столик и воскликнул:
 - Оказывается Вадька, падая, уронил и раздавил помидор! Можно этим воспользоваться. Я уже придумал!...

      На крупной станции поезд стоял долго. Вадим проснулся, сел и спросил с надеждой в голосе:
 - Мы уже приехали?
 - Если бы приехали, то тебя бы давно подняли! Соня ты наш! - ответил Мишка и, театрально вытаращив глаза, показал пальцем на пятно, - Смотри! У тебя кровь!
Мишка думал, что Вадька начнет, как обычно, паниковать и получится спектакль с импровизацией, но тот просто упал в обморок. Очередная хохма не удалась. Пришлось звать Зинаиду Павловну...

Глава 2. Грибной человек
      Вот мы и на месте. Нас привезли на базу отдыха, которая находилась в лесу. Это было здорово! Везде лес и сопки, а на них тоже лес! Нас разместили в бревенчатых домиках с большими окнами. В каждом - по четыре человека. В нашем — я, Мишка, Славик и Вадим. В домике все было небольших размеров: прихожая со шкафом для одежды, туалет, душ и спальня, в которой кроме кроватей стоял стол, стулья и даже холодильник. Мы побросали вещи и, прихватив с собой плетеное лукошко, побежали по лесу. А там, как в сказке, грибов и ягод видимо-невидимо! Я знал только поганку и мухомор. Мишка сразу заявил:
 - Я в грибах разбираюсь. Читал и картинки видел. Легко отличу все съедобные грибы от несъедобных.
Славик молчал. Было видно, что он не знаток грибов. У Славика всегда была такая тактика: он предпочитал отмалчиваться, но только не показывать свое незнание. Вадим же сразу проявил интерес и стал приставать к Мишке с вопросами:
 - А какие ты названия грибов знаешь?
 - Да их много! Белые — боровики, подберезовики, подосиновики, сыроежки...
Вадька его перебил:
 - Это я знаю! Подберезовики назвали так потому, что они растут под березами, а подосиновики — под осинами. А сыроежки почему? Их наверное едят сырыми?
 - Нет, конечно. Их солят, но готовятся они быстрее других грибов. Сырыми грибы вообще нельзя есть, а то можно отравиться!
 - А вот лисички... Это любимое лакомство лисиц или они растут рядом с лисами?
Мишка остановился и так посмотрел на Вадьку, что тот смутился и затараторил:
 - Конечно, рядом с лисами расти невозможно, так как лисы все время двигаются, а грибы двигаться не могут, хотя у них тоже есть ножки. Но у грибов ножки неподвижные в отличие от лап лисиц, которые постоянно двигаются. А если бы грибы могли перемещаться с места на место, как лисицы, то... было бы здорово... наверное. Да?  Нет! Тогда нам бы пришлось за ними бегать, а если они разбегутся в разные стороны? Что тогда делать?
Мы засмеялись, представив грибы, бегающие по лесу.
 - Ну ты, Вадька, фантазер! - сказал, хохоча, Мишка.
А Вадим серьезно продолжал свои размышления:
 - Я вот думаю, может лисички так назвали потому, что они рыжие?
На что мой друг ответил:
 - Наконец ты начал думать! Но рыжие — это рыжики. А еще есть зеленушки, краснушки, свинушки...
 - Здорово! Свинушки! Их наверняка любят свиньи! Я угадал?
 - Нет! У них шляпка похожа на свинячий пятачок...  И отстань от меня со своими вопросами! Иначе залеплю тебе прямо в твой пятак! Понял?  Я хочу собирать грибы, а если тебе интересно, то сам почитай! ...

      Мы насобирали полное лукошко. Со слов моего друга, там были и подберезовики, и опята, и даже белые. Потом нам попались кусты с черными ягодами. 
 - Я знаю! Это черника!  - опять заявил Мишка.
Ребята стали собирать ягоды. Но мой внутренний голос нашептывал, что в незнакомом месте нужно быть осторожными. Недалеко от нас какая-то женщина тоже собирала грибы и я сказал ребятам:
 - Лучше, все-таки, спросить у местных...
 
      Женщина посмотрела, покачала головой и сказала, что из собранных нами грибов только двенадцать штук — съедобные, а остальные — ложные. Она объяснила, как их отличать. Оказывается, у ложных грибов шляпка с внутренней стороны — рыхлая, как у поганки. А про ягоды она сказала:
 - Выбрось! Это Волчья ягода! Она сизая. А черника — темная, почти черная. Потому и называется — черника. Она на вкус — кислая, но очень полезная. Дома перетрите с сахаром и поставьте в холодильник. Зимой – сплошные витамины!
Мишка, конечно, огорчился, когда оказалось, что его теоретические знания далеки от практического опыта. Но быстро успокоился:
 - Грибы — это не моя стихия! Буду собирать чернику, сделаю полезную вкуснятину.
Но мы с ребятами решили закрепить полученную информацию и продолжили поиск грибов. Теперь каждый найденный и срезанный экземпляр изучали, показывая друг другу. Если сомневались, то гриб выбрасывали. А Вадька ходил и причитал:
 - Росли вы грибочки, росли, а пришли злые люди и нарушили вашу счастливую жизнь.
 - Откуда ты знаешь, что у них жизнь была счастливая? Может для грибов счастье — это оказаться найденными и съеденными нами, совсем не злыми людьми, - шутил Мишка.
 - А я говорю о тех грибах, которые мы выбрасываем! Мне их жалко! Может они все-таки съедобные!
 - Ну, тогда возьми эти грибы с собой. Будешь у нас «Грибным человеком».
 - Это как?
 - Очень просто! Раньше была такая должность «Грибной человек». Богатые хозяева нанимали людей, которые пробовали найденные грибы, чтобы уже знать наверняка!
 - Их ели прямо в лесу? Сырыми? - с ужасом в голосе произнес Вадька.
 - Я же тебе говорил, что грибы сырыми есть нельзя! Их пробовали солеными или жареными, или в супе.
 - А потом?
 - Потом смотрели: если человек остался живой — то самим можно есть, а если отравился, то...
 - Умер?
 - Чаще всего «Грибные люди» умирали. Вот и думай теперь, что лучше: сразу выбросить или помучиться!
Я смотрел на бледное лицо Вадима, не выдержал и вмешался:
 - Мишка! Хватит его пугать! А то опять в обморок грохнется, как в поезде!
 - Ладно! Ты, Вадька, в голову не бери! Это было давно, а сейчас грибы собирают по науке и надобность в «Грибном человеке» отпала.
 - Я вообще их есть не буду: ни жареные, ни соленые! - сердито ответил Вадим.
 - Правильно! Собирай лучше вместе со мной чернику!
На этом история о «Грибном человеке» не закончилась. Ночью мы проснулись от криков Вадима. Включили свет. Вадька сидел на кровати с выражением испуга и удивления на лице. Славка сразу сделал вывод:
 - Ему приснился кошмар. Не иначе, как «Грибной человек»!
 - Я был этим человеком! Ползал по земле на коленках и поедал грибы! Все подряд! Сырые! У них был банановой вкус! Я его чувствовал! И понял, что меня обманывают! Я ем не грибы, а бананы и стал возмущаться...
 - Хорошо возмущался! Громко! Всех разбудил!, - съехидничал Мишка.
 - Перестань! Если бы ты вчера не рассказывал про «Грибного человека», то  ему бы не приснился кошмар! - сказал сердито Славик.
 - Подумаешь, какой нежный! Я много чего рассказываю, что же теперь во всех его кошмарах буду виноват?
 - На самом деле ничего страшного не произошло. Получается, что во сне ты ел бананы, которые были в виде грибов? Правильно?  - спросил я Вадима.
Тут Вадька задумался, потом засунул пальцы в рот и вытащил оттуда, прилипшую к зубам, жевательную резинку с банановым вкусом.
Мы с Мишкой переглянулись и он подколол Вадьку:
 - Ну и «каша» у тебя в голове! Только жвачку положи обратно в рот, а то вдруг во сне придется есть какую-нибудь гадость, а так эта гадость будет со вкусом банана! Все. Я ложусь спать...

 
Глава 3. Барабашка
      Погода стояла прохладная, а по сравнению с нашим южным летом даже холодная. Приходилось надевать куртки, когда выходили в лес, а спать под теплыми одеялами. Мой друг собирал чернику. Выпросил в столовой банки из-под майонеза и сахар. Но там оказался только рафинад, т.е. сахар кусочками. Но Мишка оптимистично заявил:
 - Ничего! Подавлю ягоды и сахар растворится в соке.
Моего друга хвалили за хозяйственность. Мишка ходил гордый, а в холодильнике уже стояло несколько маленьких баночек с протертой черникой.

      Мы жили по распорядку дня. Вставали в семь часов утра. В десять часов вечера — отбой.  Все выключали свет и ложились спать. Взрослые нас проверяли. А я люблю читать перед сном! Ничего не могу с собой поделать — привычка! И вот я, ночью, под одеялом, читал книгу под названием «Семья вурдалака» Алексея Толстого. Светил себе фонариком. Но читать под одеялом неудобно, потому что душно и тяжело дышать. Пришлось растянуть удовольствие на несколько ночей.
      История про вурдалаков оказалась страшной. Каждый раз, закончив чтение, я должен был положить книгу и фонарик на прикроватную тумбочку, но в комнате было темно и мне очень не хотелось вылезать из-под одеяла. Приходилось бороться со страхом, который сжимал сердце и гулко барабанил в голове. Но даже когда книга и фонарик оказывались на тумбочке и я, накрывшись одеялом, лежал с зажмуренными глазами, то долго не мог выровнять свое дыхание. Потом, лежа на боку, я высовывал из-под одеяла лицо, открывал глаза, почему-то прикрыв ухо, и вглядывался в темноту. По стенам двигались тени от деревьев, которые росли рядом с домом. Я это понимал и, успокаивая самого себя, засыпал. Но каждую ночь мне слышались посторонние звуки и казалось, что скребутся мыши, потом раздавались тихие стоны, скрипы и шуршание...

      Я не выдержал и рассказал ребятам о том, что слышал по ночам. Кроме меня и Славика этот факт никого не обеспокоил. Мишка спал крепко, а Вадим тем более! Славик меня поддержал:
 - Я тоже слышал эти звуки. Мне кажется, что у нас живет барабашка!
 - Это еще кто такая? Бабушка барашка? - пошутил Мишка, который не верил ни в какие потусторонние силы.
 - Барабашка — это домовой. Он бродит по ночам, а чтобы его задобрить, нужно положить на видное место что-нибудь сладкое. Домовые это любят и тогда барабашка не принесет нам никакого вреда. Мишка, если ты не против, мы можем сегодня положить в блюдце несколько кусочков сахара и проверить, что произойдет ночью.
 - Мне сахара не жалко. Я еще попрошу. Только как мы будем следить? Не спать ночью?
 - Наоборот. Нужно расслабиться и спокойно спать, а утром, если сахара не будет, значит домовой его съел.
 - Ерунда все это! Но ради эксперимента я положу пять кусочков сахара.

      Утром блюдце оказалось пустым. Все спали спокойно. Мне показалось странным, что чувствительный Вадим никак не отреагировал на барабашку. А вот Славик был доволен, что его предположение подтвердилось. Мишка удивился, но спорить не стал и опять положил сахар. Так продолжалось еще три ночи. Мишка начал ворчать, что весь его сахар уйдет не на чернику, а на какого-то невидимого барабашку.
      Но четвертая ночь внесла подозрения в существование домового. Перед сном Мишка выпил много воды и ночью ему приспичило в туалет. Он  поднялся с кровати и, не включая свет, пошел по комнате на ощупь. Коснувшись не холодной твердой стены, а чего-то мягкого, которое тут же выскользнуло из-под его рук, Мишка окончательно проснулся. Он нашел выключатель и зажег свет. Все спали в своих кроватях. Я и Славик были накрыты одеялами по самую макушку, а Вадька улыбался, что-то мурлыкая во сне. Мишка осмотрел все помещения, заглянул под кровати, в шкафы и даже в холодильник. Он никого не обнаружил, выключил свет и лег спать.
      Все, что произошло с Мишкой ночью, он рассказал только мне, утром, по большому секрету. Еще Мишка поделился своими соображениями, как нам выловить этого барабашку.
      Ночью мы с другом притворились спящими. Мишка даже похрапывал для полной убедительности, а у меня под одеялом лежал фонарик. В блюдце, под столом, лежали пять кусочков сахара. Время шло. Очень хотелось спать, но мы усиленно вглядывались в темноту и прислушиваясь к звукам ночи.  Вдруг скрипнула половица. Я напрягся и увидел тень на стене. Тень присела. Раздалось тихое шуршание. Я быстро вскочил с кровати с включенным фонариком в руках. В луче света, сжавшись под столом, сидел Славик, держа в руке пакетик с рафинадом. В это время Мишка нажал на выключатель и сказал:
 - Я так и знал, что никакого барабашки не существует! Но не знал, что ты, Славка, такой любитель сладкого! Можно было просто взять сахар в столовой, а не устраивать этот цирк! Хорошо, что Вадька крепко спит, а то бы ему опять кошмары снились.
Вадька действительно крепко спал. Я пытался  понять, зачем Славик все это придумал, и высказал свое мнение:
 - Ты, наверное решил нас напугать? Для интереса?
 - Конечно! И у меня это получилось! - ответил довольный Славик, вылезая из-под стола, - А вот некоторые утверждали, что у меня фантазия отсутствует! - и он многозначительно посмотрел на Мишку.
Мишка также многозначительно посмотрел на Славика и, выдержав паузу, протянул ему руку. Я радовался, наблюдая это примирение враждующих сторон. После рукопожатия мой друг сказал:
 - Это ты здорово придумал!  Беру обратно свои слова про отсутствие фантазии. Даже меня переплюнул! Только зачем тебе сахар?
 - Это не мне. Сахар — для ежика.
 - Какого ежика? - одновременно спросили мы с Мишкой не скрывая своего удивления.
 - Я обнаружил рядом с нашим домом жилище ежика. Он гуляет по ночам. Вечером я оставляю ему сахар, а утром — сахара уже нет. Ежики любят сладкое.
 - Ты нам его покажешь? - спросил Мишка.
 - Конечно. Утром. И обязательно покажу Вадьке. Он будет в восторге!...


      Обратная дорога домой прошла без особых приключений. Вадим больше не падал. Мишка со Славиком соревновались в своих придумках, но больше не ссорились. И мы все, вчетвером, везли с собой витамины на зиму — банки с черникой, перетертой с сахаром. 



   


Рецензии