Наизусть. Охота на слова

НАИЗУСТЬ, нареч. На память, не смотря в текст. Выучить н. Читать стихи н. Н. знаю твои фокусы (перен.: очень хорошо, во всех подробностях). Толковый словарь Ожегова и Шведовой

Сравним с тем, что оставил нам в своём словаре Владимир Даль.

НАИЗУСТЬ нареч. на память, затвердив; || устно, словесно, речью, не письменно; || наобум, наугад, намах. Плохое ученье, твердить наизусть. Писать нельзя, получи ответ наизусть. Он все врет наизусть. Наизустное ученье, вдолбежку, тверженье на память. Пишет наизусть, а говорит наизуст. Толковый словарь живого великорусского языка

Вот за что я со студенческих лет люблю создание Владимира Даля, его словарь  даёт больше пояснений, уточнений, близких по значению слов, то есть синонимов. А ещё массу пословиц и поговорок.

В слове НАИЗУСТЬ сразу две приставки: НА и ИЗ, образованные из предлогов. Слов с такими же приставками немного. Наизволок, наизготовку, наизнанку, наизусть, наискосок и наискось. Это наречия. Их  следует отличать от существительных с предлогом на: на излёте, на измор, на износ, на износе, на исходе. Они звучат совсем как наречия, но между предлогом на и корнем, начинающимся на ис- (из-) можно поставить прилагательное или местоимение: на полный износ, на нашем излёте.

Во времена Владимира Даля наречий с наиз- было больше. Кстати, согласная з  стала оглушаться по реформе 1918 года. После этой реформы русский язык наполнился восами, расами, чересами, исами и бесами вместо воз-, раз-, чрез-, через-, из- и без-. Вот кратко об этом правиле: написание приставок на з/с: теперь все они (кроме собственно с-) кончались на  с  перед любой глухой согласной и на з перед звонкими согласными и перед гласными (разбить, разораться, разступиться ; разбить, разораться, но расступиться).

Я приведу гнёзда слов  с наиз- из словаря Владимира Даля. Я не считаю зазорным употреблять просторечные и диалектные слова с ясным смыслом, если они делают речь точнее и ярче. Не все слова образованы из двух приставок. Например, в слове ИЗБА утеряна связь с изначальными формами. По сути ИЗБА – это собранное из борового леса. Скорее всего для краткости назван так перевозной дом, штаб такой боевой единицы, как курень. И ещё обращаю внимание, что некоторые существительные с предлогами во времена Даля относились к наречиям.

НАИЗБНЫЙ, на избе, в кровле или на ней находящийся. Толковый словарь живого великорусского языка

НАИЗВОЗНИЧАТЬ сто рублей, наездить, нажить извозом. наизвозничаться, поизвозничать вдоволь. Толковый словарь живого великорусского языка

НАИЗВОЛИТЬСЯ, напиться, натянуться, наклюкаться. Отдать что кому на извол м. на волю, как хочет. Толковый словарь живого великорусского языка

НАИЗВОЛОК снять что, поставить доску наизволок, чуть в гору, легким спуском, наклонно, косвенно, откосом. Толковый словарь живого великорусского языка

НАИЗВОРОТ нареч. навыворот и наоборот; наизнанку, наничку; напротив, вопреки, превратно, обратно, извращенно. Надел рубаху наизворот. Кладите бревно наизворот, комлем супротив вершины. Все можно перетолковать наизворот. Наизворот дороги, речки, на повороте, на колене. Толковый словарь живого великорусского языка

НАИЗДОХЕ нареч. при последнем издыханьи, при смерти, при кончине, умирая. Толковый словарь живого великорусского языка

НАИЗЛЕТЕ нареч. о пуле, ядре, стреле: наистоме, при конце полета своего, теряя последнюю силу. На косолете, да еще сверх того наизлете, ядро легко дает отбоя, рикошет. Толковый словарь живого великорусского языка

НАИЗМАХЕ нареч. на излете, при истощении последних сил, особ. коловратного движенья. Машину остановили, а колесо, уж наизмахе, работнику руку перешибло.
 Наизмашь нареч. противоположно наотмашь: ударяя прямо, с подъема руки, а не прочь от себя: как бьют молотом. Хохлы наизмашь молотят, а русские наотмашь. Толковый словарь живого великорусского языка

НАИЗМОЛЕ, наизмылке, наизносе и пр. слова такого же образованья (отглагольное существительное на из, выражающие окончательность действия, с предлогом на) можно принимать за наречия; они понятны, по знач. глаг., и означают, что дело или вещь на исходе, оканчивается, издерживается. Толковый словарь живого великорусского языка

НАИЗНОВЬ нареч. кур. снова, сызнова, сначала. Читай наизновь. Толковый словарь живого великорусского языка

НАИЗРЕДКЕ, наизредка, изредка, редко, нечасто, по времени. Толковый словарь живого великорусского языка

НАИЗРОЕ нареч. о пчелах, при самом вылете из роя. Толковый словарь живого великорусского языка

НАИЗЪЯНИТЬ много, причинить большой изъян, убыток, порчу. Дожди эти много наизъянили. Толковый словарь живого великорусского языка

Итак, вернёмся к слову наизусть. Начиная с первого класса, наша учительница убеждала нас, что если требует она выучить что-то наизусть, надо выучить обязательно, да так, чтобы от зубов отскакивало.

Меня она всегда почему-то спрашивала в самом начале урока. «Иди отвечай!» А что отвечать? «Рассказывай стихотворение». А я не знаю,  какое. Хорошо, что Вовка Фролов напросился: «А можно, я спою». Вовка уже учился во втором классе, потом болел долго, и его посадили к нам. И Вовка запел. Я этой песни не знал, но слушал его, подглядывал в книгу, и вскоре был готов хоть рассказать наизусть, хоть спеть наизусть, но меня не спросили. А пел Вовка песню на слова Михаила Исаковского «Вишня».

В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой;
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.

Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу.

Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.

Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине,
И, отведав сочных, спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.

А не вспомнят — экая досада,—
Я об этом вовсе не тужу:
Не хотят — не вспоминай, не надо,—
Все равно я вишню посажу!»

Оказалось, что и через 65 лет я помню эти стихи. В прошлом году купил в Челябинске на развале «Родную речь» для второго класса по макету 1953 года. Мы учились точно по такому учебнику, сверил с тем, что нашёл в глобальной сети. Оказывается, последнее четверостишие мы не учили. А написано стихотворение  в 1940 году за несколько месяцев  до начала Великой Отечественной войны.

А потом был в моей школьной жизни ещё случай, когда я не смог вспомнить правило, которое нам задали выучить наизусть дома. Я даже учебник не открывал. Я наизусть в школьные годы ничего не учил, запоминал с одного – двух раз. А тут меня спросили первым. И поставили двойку, а потом оставили учить правило после уроков. Я его уже наизусть знал. Но всё равно оставили и не только меня. Учительница ушла и наказала её дождаться. И мы ждали, наверное, долго. Я взял сумку и ушёл домой.

 А следующий день начался с разборок. Оказывается, следом за мною и другие ушли. Я готов был правило рассказать: «Безударные гласные А, О, Е, И, Я в корне слова нужно проверять ударением. Для этого слово нужно изменить так, чтобы на это слово падало ударение». Но вопрос стоял по-другому: почему я ушёл. Про безударные гласные никто и не вспоминал. После настойчивых требований я заявил, что школа не кормит и не поит, я захотел есть и ушёл домой обедать. Моя фраза «Школа не кормит и не поит» стала для нашей учительницы крылатой. До окончания четвёртого класса я много раз слышал её по поводу и без повода, а ещё несколько раз фразу интерпретировали до неузнаваемости. Уже утверждалось, что я когда-то сказал «Улица поит и кормит». Конечно, это несправедливо. Я давно эту несправедливость простил, но забыть не могу.

В школе начался новый учебный год. В год коронабесия после неожиданно длинных каникул младшие школьник в России вдруг стали получать бесплатно горячие завтраки. Такого не было, когда я учился. А когда работал учителем в школе, горячие завтраки были, но за плату, освобождались от платы самые бедные, дети из неполных и многодетных семей. Я услышал об этом первого сентября 2020 года, это было ответом на ту несправедливость, которая была в отношении меня, когда мне исполнилось восемь лет и когда я дома не выучил наизусть то правило, которое помню до сегодняшнего дня.


Рецензии