40 отдельный восстановительный ж. д батальон

Воспоминания
 командира 40 отдельного восстановительного ж.д. батальона
 подполковника Табарчук Александра Митрофановича
11 отдельной ж.д. бригады.
Командовал батальоном с 18.02.1942 г. по 20.11.1946 г.
Частично отредактировано.
Минер.
     Командир отделения минно-подрывного взвода 40 отдельного восстановительного ж.д. батальона, 11 отдельной ж.д. бригады, старший сержант Александр Петрович Тихомиров. Настоящий Герой Великой Отечественной войны, имеет боевые награды.
     Александр Петрович в настоящее время живет в г. Череповец,  Вологодской обл., работает металлургом на Череповецком металлургическом заводе. Ходит на протезе. Ногу потерял на фронте при разминировании ж.д. на территории Латвии. Тихомиров А.П. выносил с минного поля раненого товарища, и зацепил немецкую мину, она взорвалась. Получил серьезное ранение ноги, и уже в госпитале её ампутировали.
     Большим мужеством и отвагой выделялся в батальоне Александр Петрович. Ему обычно поручались самые ответственные задания по разминированию Лично им было обезврежено большое количество мин разных образцов и систем.
      Так однажды при разминировании разрушенного врагом ж.д. моста, внимание минеров было обращено на сохранившийся один из двух береговых устоев. Возник вопрос, почему немцы его не взорвали? Появилось подозрение, что это неспроста. При тщательном обследовании за устоем, был обнаружен глубокий минный колодец с миной замедленного действия. Вместо взрывчатки там были заложены авиабомбы. Детонирующий шнур с капсюлем-детонатором и часовой механизм были закреплены за одну из авиабомб. ( часто немцы использовали часовой механизм с замедлением от 1 до 21 суток, т.е. на 504 часа Прим. ИМЗ).
     Колодец оказался узким и глубоким. Извлечь взрыватель обычным способом было невозможно, а обстановка требовала сделать это немедленно. Тогда старший сержант Тихомиров А.П., прикрепив к гимнастерке электофонарь, опустился в колодец вниз головой. За ноги его держали товарищи. С большим риском для жизни Александр Петрович извлек капсюль-детонатор, также были извлечены из колодца и все авиабомбы.
     Это был настоящий подвиг минера, опустится в колодец,  не зная, когда часовой механизм сработает. ( и не зная, имеются ли в мине элементы не извлекаемости Прим. ИМЗ) Такое мог совершить только человек исключительно смелый и самоотверженный.
     Я привел только один момент из боевой деятельности старшего сержанта Тихомирова А.П., а таких моментов было много. Во время войны героизм наших солдат был массовый, не щадя ни сил, ни самой жизни, скромные труженики войны восстанавливали железные дороги, которые так необходимы были фронту.

 Первый поезд в Ленинград.

     18 января 1943 г., после упорных кровопролитных боев, войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда, и очистили от врагов восьмикилометровую полосу земли вдоль южного побережья Ладожского озера.
     ГКО страны постановили построить новую ж.д. линию Поляны-Шлиссельбург, с мостовым переходом через Неву. Эта линия должна соединить блокадный Ленинград напрямую с Большой землей.
     Строительство ж.д. линии выполнялось силами 9 и 11 отдельных ж.д. бригад, спецформированиями НКПС, местным населением  ( под руководством УВВР -2, Управления военно-восстановительных работ № 2 Прим. ИМЗ)  и было закончено за 15 суток. 2 февраля по дороге прошел пробный поезд.
     40 отдельный восстановительный ж.д. батальон, ( командир батальона майор Табарчук Александр Митрофанович с 18.02.1942 г. по 20.11.1946 г. Прим. ИМЗ) входящий в состав 11 отдельной ж.д. бригады ( командир бригады полковник Дебольский Геннадий Павлович с 15.01.1942 г. по 10.05.1946 г. Прим. ИМЗ) получил задание построить 4,3 км этой, названной тогда «Дорогой Победы».
     3 февраля частям ЖДВ и спецформированиям НКПС было объявлено, что в ночь с 6 на 7 февраля по «Дороге Победы» пройдет в Ленинград первый сквозной поезд с продовольствием для населения города. Мы конечно обрадовались, но к этому событию отнеслись особо внимательно, так как понимали всю ответственность за безопасное прохождения поезда на своем участке.
      Особенно волновались за проход поезда по мосту через Неву. Немецкие захватчики все время бомбили и обстреливали артиллерией ж.д. участки и сам мост. Первый поезд повел машинист Северной ж.д. Иван Пироженко и заместитель начальника Северной ж.д. Виролайнен.
     С этим поездом поехали в Ленинград представители строителей дороги, в том числе начальник УВВР-2 Зубков И.Г. и командир 11 ождбр полковник Дебольский Г.П. Делегации были по 5-7 человек от каждой воинской части и спецформирований НКПС.  Делегацию от 40 овждб возглавлял я, время стерло из памяти фамилии, кто был со мной в составе делегации.
     Управление УВВР-2 выдало нам всем командировочные предписания, свое я потом передал в музей. Часам к 17.00 6 февраля мы собрались на ст. Междуречье, где уже стоял поезд, готовый к отправке в Ленинград. Для делегаций прицепили в хвосте эшелона двухосный классный вагон.
     Нельзя забыть то волнение и переживания, которые обуревали нас в то время. Линия Поляны-Шлиссельбург проходила в непосредственной близости от переднего края нашей обороны, и на всем протяжении подвергалась артиллерийскому и минометному обстрелам противника. Особенно интенсивным налетам подвергалась станция Шлиссельбург, мост через Неву и перегон от 9-го до 20-го км, который железнодорожники прозвали «Коридором смерти». Фронт здесь проходил в 3-5 км от ж.д. линии.
      Со ст. Междуречье поезд вышел с наступлением темноты. Поэтому, благодаря принятым мерам предосторожности, поезд проследовал «Коридор смерти» благополучно, и на рассвете прибыл на ст. Шлиссельбург. Далее поезд проследовал по старой линии в Ленинград. Никто из нас в ту ночь не спал, все от переживаний были на взводе.
     Поезд прибыл на Финляндский вокзал. Не многие ленинградцы могли присутствовать на волнующей встрече первого поезда, но это было радостное событие для всех жителей блокадного города, которые были оповещены об этом событии по радио. Встретили поезд с музыкой, лозунгами и знаменами. На перроне вокзала была сооружена импровизированная трибуна, которую окружили ленинградцы и прибывшие с поездом строители дороги. Народу было много.
     Председатель Ленинградского горисполкома тов. Попков П.С. открыл митинг. Выступавшие рабочие заводов и фабрик говорили о героизме воинов, прорвавших блокаду, о трудовом подвиге строителей железной дороги. Не забуду выступления одной женщины – кто она, не знаю. Она говорила свою речь проникновенно и плакала от радости, горячо благодарила строителей.
      На митинге выступил член Политбюро ЦК КПСС, 1-й секретарь Ленинградского обкома КПСС  Жданов А.А., который отметил боевые дела войск прорвавших блокаду и произнес теплые слова в адрес строителей. От строителей дороги слово имел Начальник УВВР-2 тов. Зубков И.Г. Он заверил ленинградцев, что воины железнодорожники, готовы вновь выполнить любой приказ Родины по восстановлению железных дорог.
     Много отличившихся строителей дороги были представлены к наградам. Более 30 орденов и медалей украсило грудь бойцов и командиров 40 овждб. Я был награжден знаком «Почетный железнодорожник».

   Бывший командир 40 овждб подполковник в отставке Табарчук А.М.
г.Запорожье  18.02.1975 г.

Архив Историко-Мемориального Зала ЖДВ сентябрь 2020 г. В.Петропавловский
    
      


Рецензии