Народная мудрость. Эссе

«Народная» мудрость
Эссе (фрагменты из книги)
             Народная мудрость… это  не совсем правильное определение – коллективного разума не бывает. Поэтому каждая пословица и поговорка – это плод одной неизвестной личности, и эта индивидуальность просматривается в каждом выражении. «Горе не беда, беда – река, а горе – море»,-  сказал один русич, явно переживший не одну беду и познавший горе. Выражение «беда – река» означает, что реку можно перейти вброд, переплыть или преодолеть с помощью  подручных средств.  Поговорка «горе – море» обозначает  непреодолимость  препятствия. Другой с отчаянием сказал: «Пришла беда, отворяй ворота». Не одну беду пережил этот человек и понял, что лучше преодолеть сразу все напасти, чем неожиданно встречать их поодиночке. Третий был краток, потому что неоднократно переживал беду и пришёл к выводу: «Беда одна не ходит».
            В каждой мудрости  можно увидеть индивидуальность,  свою философию, свой взгляд на окружающий мир.
*
          «На дурака вся надежда… а дурак-то поумнел». Сейчас говорят: «Сделано на дурака» или «рассчитано на дурака». Смысл  заключается в том, что можно делать кое-как –  дурак не заметит… И вот  беда: дурак-то  поумнел и уже кое-как не пройдёт.
            Выполняй работу до конца и добросовестно.  И умный будет довольный, и дурак не потребуется.
*
            «Время на время не приходится». Время безостановочно и безвозвратно. Невозможно, например, счастье прошлого перенести в настоящее, а настоящую беду отправить в прошлое.  Счастье уходит – время замедляет свой ход в образовавшихся  от горя пустотах. Время бежит, когда его не замечаешь – ты в движении, без которого невозможна жизнь. Горе внезапно,  оно  тормозит время и жизнь. Время всегда движется в нашей земной жизни прямо,  без повторов и зигзагов и само по себе не тормозится,  не ускоряется, не создает спиралей для истории, а тем более для развития ума.
            Время не накладывается друг на друга – события не повторяются.
*
           «Хотел постричься, а пришлось жениться». Так получается, когда не контролируешь свои желания и поступки. Хочу-хочу, но куда это  занесет,  неизвестно. Из-за  желаний  с трудом  контролируется процесс  и  поучается - «ел бы пирог, да в печи сжег».
            Бесконтрольность желаний приводит к бессмысленности.
*
          «Счастье придет и на печи найдет». Счастье надо заработать,  и тогда оно обязательно придет,  Те, кто не работает для счастья, ленятся или хотят, чтобы им кто-то  его принес -  оно  у них только в голове,  в неосуществимых мечтах, в которых только   желание праздника, а не ежедневного труда, что убеждает: счастье искать бессмысленно – оно нигде не лежит.
          Счастье дарит сознательный труд, творческое познание и любовь ко всем и ко всему, что создано природой и человеком.
*
           «Попал, как кур в ощип». Эта поговорка  житейская, но образ философский.  Кур и кура – это не петух и курица, а обезглавленные тушки куриного мяса. Петушиного мяса не бывает.  Логика: петушился петух, надоел своим «ку-ка-ре-ку» -  опустили в кипяток, чтобы  легко ощипать,  получилась тушка куриного мяса.
Естественный процесс, если человеку хочется кушать.  Но мудрость в том, что беспощадным крикунам и болтунам вчера поверили в их здравомыслие и значимость.  Сегодня сомневаются, а завтра «ощиплют» аргументами и фактами и  поставят на место:  «каждый сверчок знай свой шесток».  Петушок хотел громкого «Я», а превратился в куриное мясо.
            Безосновательная  болтология не  даёт человеку самостоятельности.
*
            «Жить – Богу служить». В первоначальном  понимании видится безоговорочное подчинение Богу всем телом и душой.  Глубокая вера в Бога постепенно переходит в служение  Богу. В этом случае Он  становится  реальностью,   в которой  глубокая Вера есть достаточное для жизни понимание природы.  В каждом человеке  – Его совесть,  в каждой душе – Его Дух,  в каждом творении  -   Его   Любовь.
Бог милостив для тех, кто познает и трудится и всем дает и день, и пищу,  но каждый -  за себя.  И у каждого свой день и своя пища.
           «Не хлебом единым жив человек».  Моя нужда в Боге лежит в  необходимости познавать, а потребность в самостоятельности – в силе Бога, в самом себе,  применять эту силу и познании и   мудрости.
*
          «Вера – гору с места сдвинет». В этих словах не только  вера в Бога, но и  в большей степени  вера в себя, в  Бога в себе. Вера в людей, с которыми совершается дело,  в силу духа свою и чужую. Вера – это стремление к движению и развитию, подкрепленное познанием.
         Вера в Бога исходит от души и сердца, превращаясь в любовь, где знания имеют смысл в законах Божьих. Знания могут отрицать Бога, но Вера придают силы. Вера сильна любовью и знаниями, характером и самостоятельностью человека.
*
            «Грех сладко, человеку падко». Грех противоестественен человеческой природе,    если он сладок, то  под гласным или негласным запретом.  О грехах не говорят, не соблазняя ими и не  выражая  их словом. Пропаганда греха – больше, чем сам грех.
                Соблазненный грехами – сладко падает,  и ему не важно, что он падает, важнее то, что ему сладко.
*
              «Не строй семь церквей, пристрой семь детей». На современный лад можно переиначить мудрую поговорку: «В семи церквях не отмолишь свой грех, пока благотворительностью не займешься».  Церкви могут сохраниться надолго, и  имя строителя, если не сотрется в памяти, то не потеряет смысл и значимость, а вот в душах детей добро останется на века – из поколения в поколение.
              Душа – это хранитель вечности и бесконечности  в том случае, если она  воспринимает   сотворённое  добро.
*
            «Что мужик, то вера, что баба, то устав». Подлинно русская мудрость – мужики живут с верой, а женщины законы правят. Мужики живут по логике, поэтому верят и доверяют. Женщины живут эмоциями… и, чтобы упорядочить их, придумывают правила.
           Эмоции разрушают логику, а вера не нуждается в правилах… и тогда, семья – это «монастырь» с женским уставом и мужской основой – логика не подчиняется уставу.
*
           «Не узнав горя, не узнаешь и радости». Горе и радость – это не два «полюса», не низ и верх одной волны.  Это две разные «вещи сами по себе», в которых свои «полюса» и свои верх и низ,  где  свои  различные друг от друга ощущения.
Горе –  тяжесть, минусовой «полюс»  снизу волны, который способен раздавить душу и сознание, довести  до безумия и физического расстройства.
            Горе не только узнается, но и познается, поэтому есть не только желание, но и стремление от него избавится…и тогда движение к «плюсу», к гребню волны,  к познанию радости.
Радость – душевная легкость, подаренная пониманием,  где имеются свои «полюса»: восторженный «плюс» и утомляющий «минус»,  обозначающий  бездействие ума.
            Во всём, что сопряжено с нашим состоянием, имеются  «полюса», и они обозначают наши  знания и опыт. Без них  наш кругозор ограничен, познавая,  мы прикасаемся  к  бесконечности.   
*
            «Боятся несчастья – и счастья не будет». Нельзя быть смелым и не боятся… смелый потому смелый, что преодолевает страх. Бояться несчастья – бояться неопределенности, т.е. иметь непреодолимый страх… а преодоление страха уже счастье.
Страх перед неопределенностью  или случайностью – главная преграда в движении к развитию мышления. Познание исключает страх, ибо мышление открывает многое, что не дается ощущениям… но есть страх перед познанием, мышлением и открытием того, что можно ощутить только с помощью воображения ( не понимают несамостоятельные люди, что это величайшее счастье – открыть то, что доступно твоему воображению!). Легче собрать информацию, разложить ее по полочкам своих чувств и составить мнение с выдуманными выводами.
             Счастье случайным не бывает – ушедший страх способствует проводить знания или познания к логической последовательности, что является движением к счастью. Несчастный человек ничтожен в двойне – ко всему прочему, он боится самого себя.
*
             «Прежде века не умрешь»,  «Выше головы не прыгнешь»,  «Бог дал – Бог взял». С этим можно согласиться. Славянский «век» – это годы жизни человека, которые у каждого свои. Русский «век»  дополняют  круглой  датой  - сто лет, что является историческим отчётом времени. Бог не оценивает жизнь человека – он забирает душу, если она в нем осталась. Человек без души становится тленом для Природы, в чем его единственная польза. Действия и поступки самостоятельных людей всегда продуманы и исключают случайности. Рабы чужих мыслей и желаний находятся под постоянными ударами  судьбы. Нет смысла преодолевать непреодолимое,  ибо лишаешься здравомыслия.
         Романтическое стремление со здравым осмыслением позволяет  сделать открытия в  преодолении сложных препятствий,  но непреодолимое остается непреодолимым для всех.
*
          «Где беде быть, там ее не миновать». Эта мысль о связи человека с Природой и его осознания себя. Надо знать Природу, чтобы понимать ее стихии – именно там беда, в которую желательно не попадать. Знать себя, чтобы свои поступки  не позволили  попасть в беду.
            В данной мудрости нет безнадежности или роковой случайности – все в руках человека.
*
           «Худое охапками, хорошего щепотками». Плохое не узнать, хорошее не увидеть.   Главное, не захлебнуться в плохом, не утонуть в нем.   А хорошее по крупицам собрать  и творить с  душой терема  любви, добра и праведности.  Преодолеть плохое – научиться понимать его и  осознать себя в нём,  что поможет  почувствовать потребность в хорошем. Это трудное  испытание, когда «худое валит пудами, а хорошее капает золотинками».
            Необъятное терпение требуется, чтобы преодолеть «пуды» худого.  И  с высокой долей вероятности можно  использовать  национальную гордость – такое терпение  доступно лишь  русским.
*
           «Покорись беде, и беда покорится тебе». Покориться – согласиться с бедой. Не стать её рабом, подчинившись,  управлять ею. Поняв её суть, подчинить  беду.
            Суть в том, что нет безнадежности, ибо «терпение и труд – все перетрут», а судьба здесь не причем.
*
            «Бойся, не бойся, а от чести своей не уйдешь». Доблесть и честь не  подвластны страху, и бесстрашие рождено не ими. Честь – она есть, или ее нет. Когда нет чести, человек во власти  судьбы, где нет самостоятельности. В этой мудрости звучит последовательность, столь необходимая для преодоления любой беды. Но надо помнить, что в последовательности  может присутствовать консерватизм.
            Последовательность – это движение мысли и дела, но мысль может устареть, а дело стать ненужным.  Не лучше ли в другом направлении развить мысль, а дело перестроить по иному, не разрушая его?
*
         «В землю б лечь да укрыться, только б этого не видеть». Не видеть мерзость и подлость, вранье и обман -  все признаки зла и ненависти, ненужные и непотребные для жизни. В этих словах отчаяние и нежелание их преодолевать.   Неприятности  и ненужные страсти туманят   сознание человека.  Не выкарабкаться,  не снизойти  до  ничтожества,  не нужного ни Богу ни людям, разобраться и понять,   а понимание  помогает  включить мышление. Выход есть всегда, пока поверишь в себя.
*
         «Не радуйся найденному, не плачь по потерянному». В прямолинейном понимании: найдешь, думай о горе потерявшего… потеряешь, думай о счастье нашедшего. В этих словах звучит мысль о  безвозвратности потери. А если ее можно вернуть? Радоваться будешь, когда вернешь,  и порадуешься, когда тебе вернут. Удачная случайность  на минуты радует, но не приносит счастья -   сознание и совесть не воспримут его.
*
            «Пришла беда – отворяй ворота»,  или « Беда одна не ходит». Почему? Одна беда – этот груз не всякому по силе, а значит,  ослабляет его.  И к  нему тянется другая беда – слабые не в состоянии предотвращать беды,  попросту теряя ориентир, не могут знать,  с какой стороны она придет. Самостоятельные предотвращают случайные беды, которые могут их ослабить,  а придает силы.
             Беда – это эпидемия, только «привитый бедой» с ней совладает.  А для  остальных -  «Едет беда на беде и беду бедой погоняет». Что примечательно на Руси? Беда семь бед несет. Почему? Святая седьмица… Если человек вынесет всё,   то  станет самостоятельным, но при этом  не отказывается сопротивляться бедам,  поэтому  « За семь бед – один ответ». Не отвратил беду, не преодолел беды – сам себе беда.
*
            «Что ни путь, то хромка… что ни шаг,  то спотыжка». Чем больше путь, тем сильнее устают ноги, но спокойнее движение  и реже спотыкаются. Ошибки совершает идущий познать  Мир,  людей дело, Ошибки не важная суть – важнее учиться на них,  и тогда меньше спотыкаешься, реже устаешь, а каждый шаг в пути станет значимым и приносит радость.
*
          «Этого тебе видом не видать, слухом не слыхать»… а сердцем почувствовать, душой воспринимать и  умом  познавать. Без этого «и понюхать не удастся». И «не видать тебе этого, как своих ушей». Это о предчувствии и о сложности познания. Без предчувствия,    без острых чувств и знаний не бывает, как не бывает проницательности без познания.
*
«Концов с концами не свести». Нет смысла заниматься делом, которое не исполнимо, тт есть продуманность дела, должно быть впереди начала дела,  а еще раньше  - идея, которая без продумывания бессмысленна.  Всё в одной связке без концов.
*
        «И Крылья есть, да некуда летать». В этих словах  -  желание, но нет возможности… или мечты высокие, а к делу не применимы. Бессмысленность крыльев для человека, даже образно или символически, однозначна. В этом не может быть восторга или иронии.
*
              «От волка бежал, да на медведя попал». Если знать, что на более сильного попадешь, не лучше ли пересилить страх и с волком на медведя пойти.  Смотришь, проявив изворотливость ума и сноровку, и двумя шкурками обзавестись можно. Логически такое возможно, но с высокомерным хамьем невозможно договориться – ударят по рукам и обманут. Да еще и с тебя три шкуры сдерут. Поэтому не надо бояться сильных и хамов. Требуется понимание их и знание возможного места падения от подлых толчков силы и хамства, чтоб соломки подстелить,  если толчок будет внезапным, и  знать,  каким образом ответить адекватно: «Кабы знать – надо знать без «кабы». 
             Только самостоятельность и стремление к познанию, которые позволяют преодолеть страх,  главный тормоз развития мысли, позволяют  и от волка не побежать, и с медведем  не встретиться,  и без страха пойти  и на волков и на медведей.
*
         «Счастье не батрак, за ворот не притянешь» и за алтын не купишь, и не конь, которого можно зануздать.  И это  не корова, которую подоить можно,  и множество других ситуаций, которые не позволяют счастью с легкостью и естественно прийти к человеку.
                Счастье – это радость жизни, подаренная трудом, преодолением и познанием. Счастье  вечно в памяти и мгновенно в своем восторге, в этом его прелесть.


Рецензии