Народная мудрость. Эссе
Эссе (фрагменты из книги)
Народная мудрость… это не совсем правильное определение – коллективного разума не бывает. Поэтому каждая пословица и поговорка – это плод одной неизвестной личности, и эта индивидуальность просматривается в каждом выражении. «Горе не беда, беда – река, а горе – море»,- сказал один русич, явно переживший не одну беду и познавший горе. Выражение «беда – река» означает, что реку можно перейти вброд, переплыть или преодолеть с помощью подручных средств. Поговорка «горе – море» обозначает непреодолимость препятствия. Другой с отчаянием сказал: «Пришла беда, отворяй ворота». Не одну беду пережил этот человек и понял, что лучше преодолеть сразу все напасти, чем неожиданно встречать их поодиночке. Третий был краток, потому что неоднократно переживал беду и пришёл к выводу: «Беда одна не ходит».
В каждой мудрости можно увидеть индивидуальность, свою философию, свой взгляд на окружающий мир.
*
«На дурака вся надежда… а дурак-то поумнел». Сейчас говорят: «Сделано на дурака» или «рассчитано на дурака». Смысл заключается в том, что можно делать кое-как – дурак не заметит… И вот беда: дурак-то поумнел и уже кое-как не пройдёт.
Выполняй работу до конца и добросовестно. И умный будет довольный, и дурак не потребуется.
*
«Время на время не приходится». Время безостановочно и безвозвратно. Невозможно, например, счастье прошлого перенести в настоящее, а настоящую беду отправить в прошлое. Счастье уходит – время замедляет свой ход в образовавшихся от горя пустотах. Время бежит, когда его не замечаешь – ты в движении, без которого невозможна жизнь. Горе внезапно, оно тормозит время и жизнь. Время всегда движется в нашей земной жизни прямо, без повторов и зигзагов и само по себе не тормозится, не ускоряется, не создает спиралей для истории, а тем более для развития ума.
Время не накладывается друг на друга – события не повторяются.
*
«Хотел постричься, а пришлось жениться». Так получается, когда не контролируешь свои желания и поступки. Хочу-хочу, но куда это занесет, неизвестно. Из-за желаний с трудом контролируется процесс и поучается - «ел бы пирог, да в печи сжег».
Бесконтрольность желаний приводит к бессмысленности.
*
«Счастье придет и на печи найдет». Счастье надо заработать, и тогда оно обязательно придет, Те, кто не работает для счастья, ленятся или хотят, чтобы им кто-то его принес - оно у них только в голове, в неосуществимых мечтах, в которых только желание праздника, а не ежедневного труда, что убеждает: счастье искать бессмысленно – оно нигде не лежит.
Счастье дарит сознательный труд, творческое познание и любовь ко всем и ко всему, что создано природой и человеком.
*
«Попал, как кур в ощип». Эта поговорка житейская, но образ философский. Кур и кура – это не петух и курица, а обезглавленные тушки куриного мяса. Петушиного мяса не бывает. Логика: петушился петух, надоел своим «ку-ка-ре-ку» - опустили в кипяток, чтобы легко ощипать, получилась тушка куриного мяса.
Естественный процесс, если человеку хочется кушать. Но мудрость в том, что беспощадным крикунам и болтунам вчера поверили в их здравомыслие и значимость. Сегодня сомневаются, а завтра «ощиплют» аргументами и фактами и поставят на место: «каждый сверчок знай свой шесток». Петушок хотел громкого «Я», а превратился в куриное мясо.
Безосновательная болтология не даёт человеку самостоятельности.
*
«Жить – Богу служить». В первоначальном понимании видится безоговорочное подчинение Богу всем телом и душой. Глубокая вера в Бога постепенно переходит в служение Богу. В этом случае Он становится реальностью, в которой глубокая Вера есть достаточное для жизни понимание природы. В каждом человеке – Его совесть, в каждой душе – Его Дух, в каждом творении - Его Любовь.
Бог милостив для тех, кто познает и трудится и всем дает и день, и пищу, но каждый - за себя. И у каждого свой день и своя пища.
«Не хлебом единым жив человек». Моя нужда в Боге лежит в необходимости познавать, а потребность в самостоятельности – в силе Бога, в самом себе, применять эту силу и познании и мудрости.
*
«Вера – гору с места сдвинет». В этих словах не только вера в Бога, но и в большей степени вера в себя, в Бога в себе. Вера в людей, с которыми совершается дело, в силу духа свою и чужую. Вера – это стремление к движению и развитию, подкрепленное познанием.
Вера в Бога исходит от души и сердца, превращаясь в любовь, где знания имеют смысл в законах Божьих. Знания могут отрицать Бога, но Вера придают силы. Вера сильна любовью и знаниями, характером и самостоятельностью человека.
*
«Грех сладко, человеку падко». Грех противоестественен человеческой природе, если он сладок, то под гласным или негласным запретом. О грехах не говорят, не соблазняя ими и не выражая их словом. Пропаганда греха – больше, чем сам грех.
Соблазненный грехами – сладко падает, и ему не важно, что он падает, важнее то, что ему сладко.
*
«Не строй семь церквей, пристрой семь детей». На современный лад можно переиначить мудрую поговорку: «В семи церквях не отмолишь свой грех, пока благотворительностью не займешься». Церкви могут сохраниться надолго, и имя строителя, если не сотрется в памяти, то не потеряет смысл и значимость, а вот в душах детей добро останется на века – из поколения в поколение.
Душа – это хранитель вечности и бесконечности в том случае, если она воспринимает сотворённое добро.
*
«Что мужик, то вера, что баба, то устав». Подлинно русская мудрость – мужики живут с верой, а женщины законы правят. Мужики живут по логике, поэтому верят и доверяют. Женщины живут эмоциями… и, чтобы упорядочить их, придумывают правила.
Эмоции разрушают логику, а вера не нуждается в правилах… и тогда, семья – это «монастырь» с женским уставом и мужской основой – логика не подчиняется уставу.
*
«Не узнав горя, не узнаешь и радости». Горе и радость – это не два «полюса», не низ и верх одной волны. Это две разные «вещи сами по себе», в которых свои «полюса» и свои верх и низ, где свои различные друг от друга ощущения.
Горе – тяжесть, минусовой «полюс» снизу волны, который способен раздавить душу и сознание, довести до безумия и физического расстройства.
Горе не только узнается, но и познается, поэтому есть не только желание, но и стремление от него избавится…и тогда движение к «плюсу», к гребню волны, к познанию радости.
Радость – душевная легкость, подаренная пониманием, где имеются свои «полюса»: восторженный «плюс» и утомляющий «минус», обозначающий бездействие ума.
Во всём, что сопряжено с нашим состоянием, имеются «полюса», и они обозначают наши знания и опыт. Без них наш кругозор ограничен, познавая, мы прикасаемся к бесконечности.
*
«Боятся несчастья – и счастья не будет». Нельзя быть смелым и не боятся… смелый потому смелый, что преодолевает страх. Бояться несчастья – бояться неопределенности, т.е. иметь непреодолимый страх… а преодоление страха уже счастье.
Страх перед неопределенностью или случайностью – главная преграда в движении к развитию мышления. Познание исключает страх, ибо мышление открывает многое, что не дается ощущениям… но есть страх перед познанием, мышлением и открытием того, что можно ощутить только с помощью воображения ( не понимают несамостоятельные люди, что это величайшее счастье – открыть то, что доступно твоему воображению!). Легче собрать информацию, разложить ее по полочкам своих чувств и составить мнение с выдуманными выводами.
Счастье случайным не бывает – ушедший страх способствует проводить знания или познания к логической последовательности, что является движением к счастью. Несчастный человек ничтожен в двойне – ко всему прочему, он боится самого себя.
*
«Прежде века не умрешь», «Выше головы не прыгнешь», «Бог дал – Бог взял». С этим можно согласиться. Славянский «век» – это годы жизни человека, которые у каждого свои. Русский «век» дополняют круглой датой - сто лет, что является историческим отчётом времени. Бог не оценивает жизнь человека – он забирает душу, если она в нем осталась. Человек без души становится тленом для Природы, в чем его единственная польза. Действия и поступки самостоятельных людей всегда продуманы и исключают случайности. Рабы чужих мыслей и желаний находятся под постоянными ударами судьбы. Нет смысла преодолевать непреодолимое, ибо лишаешься здравомыслия.
Романтическое стремление со здравым осмыслением позволяет сделать открытия в преодолении сложных препятствий, но непреодолимое остается непреодолимым для всех.
*
«Где беде быть, там ее не миновать». Эта мысль о связи человека с Природой и его осознания себя. Надо знать Природу, чтобы понимать ее стихии – именно там беда, в которую желательно не попадать. Знать себя, чтобы свои поступки не позволили попасть в беду.
В данной мудрости нет безнадежности или роковой случайности – все в руках человека.
*
«Худое охапками, хорошего щепотками». Плохое не узнать, хорошее не увидеть. Главное, не захлебнуться в плохом, не утонуть в нем. А хорошее по крупицам собрать и творить с душой терема любви, добра и праведности. Преодолеть плохое – научиться понимать его и осознать себя в нём, что поможет почувствовать потребность в хорошем. Это трудное испытание, когда «худое валит пудами, а хорошее капает золотинками».
Необъятное терпение требуется, чтобы преодолеть «пуды» худого. И с высокой долей вероятности можно использовать национальную гордость – такое терпение доступно лишь русским.
*
«Покорись беде, и беда покорится тебе». Покориться – согласиться с бедой. Не стать её рабом, подчинившись, управлять ею. Поняв её суть, подчинить беду.
Суть в том, что нет безнадежности, ибо «терпение и труд – все перетрут», а судьба здесь не причем.
*
«Бойся, не бойся, а от чести своей не уйдешь». Доблесть и честь не подвластны страху, и бесстрашие рождено не ими. Честь – она есть, или ее нет. Когда нет чести, человек во власти судьбы, где нет самостоятельности. В этой мудрости звучит последовательность, столь необходимая для преодоления любой беды. Но надо помнить, что в последовательности может присутствовать консерватизм.
Последовательность – это движение мысли и дела, но мысль может устареть, а дело стать ненужным. Не лучше ли в другом направлении развить мысль, а дело перестроить по иному, не разрушая его?
*
«В землю б лечь да укрыться, только б этого не видеть». Не видеть мерзость и подлость, вранье и обман - все признаки зла и ненависти, ненужные и непотребные для жизни. В этих словах отчаяние и нежелание их преодолевать. Неприятности и ненужные страсти туманят сознание человека. Не выкарабкаться, не снизойти до ничтожества, не нужного ни Богу ни людям, разобраться и понять, а понимание помогает включить мышление. Выход есть всегда, пока поверишь в себя.
*
«Не радуйся найденному, не плачь по потерянному». В прямолинейном понимании: найдешь, думай о горе потерявшего… потеряешь, думай о счастье нашедшего. В этих словах звучит мысль о безвозвратности потери. А если ее можно вернуть? Радоваться будешь, когда вернешь, и порадуешься, когда тебе вернут. Удачная случайность на минуты радует, но не приносит счастья - сознание и совесть не воспримут его.
*
«Пришла беда – отворяй ворота», или « Беда одна не ходит». Почему? Одна беда – этот груз не всякому по силе, а значит, ослабляет его. И к нему тянется другая беда – слабые не в состоянии предотвращать беды, попросту теряя ориентир, не могут знать, с какой стороны она придет. Самостоятельные предотвращают случайные беды, которые могут их ослабить, а придает силы.
Беда – это эпидемия, только «привитый бедой» с ней совладает. А для остальных - «Едет беда на беде и беду бедой погоняет». Что примечательно на Руси? Беда семь бед несет. Почему? Святая седьмица… Если человек вынесет всё, то станет самостоятельным, но при этом не отказывается сопротивляться бедам, поэтому « За семь бед – один ответ». Не отвратил беду, не преодолел беды – сам себе беда.
*
«Что ни путь, то хромка… что ни шаг, то спотыжка». Чем больше путь, тем сильнее устают ноги, но спокойнее движение и реже спотыкаются. Ошибки совершает идущий познать Мир, людей дело, Ошибки не важная суть – важнее учиться на них, и тогда меньше спотыкаешься, реже устаешь, а каждый шаг в пути станет значимым и приносит радость.
*
«Этого тебе видом не видать, слухом не слыхать»… а сердцем почувствовать, душой воспринимать и умом познавать. Без этого «и понюхать не удастся». И «не видать тебе этого, как своих ушей». Это о предчувствии и о сложности познания. Без предчувствия, без острых чувств и знаний не бывает, как не бывает проницательности без познания.
*
«Концов с концами не свести». Нет смысла заниматься делом, которое не исполнимо, тт есть продуманность дела, должно быть впереди начала дела, а еще раньше - идея, которая без продумывания бессмысленна. Всё в одной связке без концов.
*
«И Крылья есть, да некуда летать». В этих словах - желание, но нет возможности… или мечты высокие, а к делу не применимы. Бессмысленность крыльев для человека, даже образно или символически, однозначна. В этом не может быть восторга или иронии.
*
«От волка бежал, да на медведя попал». Если знать, что на более сильного попадешь, не лучше ли пересилить страх и с волком на медведя пойти. Смотришь, проявив изворотливость ума и сноровку, и двумя шкурками обзавестись можно. Логически такое возможно, но с высокомерным хамьем невозможно договориться – ударят по рукам и обманут. Да еще и с тебя три шкуры сдерут. Поэтому не надо бояться сильных и хамов. Требуется понимание их и знание возможного места падения от подлых толчков силы и хамства, чтоб соломки подстелить, если толчок будет внезапным, и знать, каким образом ответить адекватно: «Кабы знать – надо знать без «кабы».
Только самостоятельность и стремление к познанию, которые позволяют преодолеть страх, главный тормоз развития мысли, позволяют и от волка не побежать, и с медведем не встретиться, и без страха пойти и на волков и на медведей.
*
«Счастье не батрак, за ворот не притянешь» и за алтын не купишь, и не конь, которого можно зануздать. И это не корова, которую подоить можно, и множество других ситуаций, которые не позволяют счастью с легкостью и естественно прийти к человеку.
Счастье – это радость жизни, подаренная трудом, преодолением и познанием. Счастье вечно в памяти и мгновенно в своем восторге, в этом его прелесть.
Свидетельство о публикации №220090401407