Счастливый фунтик, или история одной гири

   В клинское историческое общество часто обращаются жители нашего города с просьбами определить назначение какого-либо старинного предмета или же уточнить время его бытования. На этот раз принесли чугунную гирьку, которая верой и правдой служит нескольким поколениям одной семьи в качестве груза при квашении капусты.

                «Нетрадиционный» вид коллекционирования
   В наследство от прошлых веков нам досталась масса торговых атрибутов, главными из которых являются весы и гири. И если первые не отличались особым разнообразием (в основном, на Руси бытовали «пуды» – весы с переменной точкой опоры и неподвижной гирей, и «скалвы» – весы равноплечие), то множество форм и назначений последних не так-то просто перечислить. До революции точность «как в аптеке» обеспечивали бронзовые гирьки-стаканчики, вес которых составлял от 1 до 48 золотников. Набор таких гирек – «Русский разбивной разновес» – удобно складывался стопкой в футляр с откидной крышкой.
   Для крупных торговых операций применялись гири-тяжеловесы конусовидной, шарообразной или же цилиндрической формы весом от дробных частей фунта до нескольких пудов. Большинство «купеческих» гирь – чугунные, но изредка встречаются гири, выполненные из меди и её сплавов. На их орлёной поверхности можно прочесть имена заводчиков и фабрикантов: мастерская «Юреневъ въ С-Петербургъ», фабрика въсовъ и гирь Торговаго Дома Арндтъ, Дмитрiевъ, инженеръ Вершовъ въ Москвъ, тульскiй чугунолитейный заводъ «Я.Р. Алпатовъ съ сыновьями».
   Помимо различных металлов, для производства гирь была испробована целая уйма материалов: начиная от стекла и камня и заканчивая бетоном. Не изготавливали гири разве что из золота (хотя Паниковский с нами вряд ли бы согласился).
   В период первой пятилетки на Волховской фарфоро-фаянсовой фабрике (до революции М.С. Кузнецова) с целью экономии дефицитного чугуна наладили выпуск гирек из керамики, а с 1936 г. – из фарфора. Несмотря на необычный выбор материала, глиняные гирьки «прижились» и бытовали в течение нескольких десятилетий, а в некоторых российских НИИ применяются и в наши дни. Благодаря такому многообразию типов, форм и материалов, сложилось новое направление коллекционирования – фунтофилия.

                Родственница атлетического снаряда
   Обратимся к героине нашего рассказа – пятифунтовой гирьке. На первый взгляд, эта дальняя родственница атлетической гири ничем не выделяется в ряду своих сородичей. Аналогичные гири появились в самом конце XVIII столетия. Указ императора Павла I о мерах и весах от 29 апреля 1797 г. предписывал отливать чугунные гири новой формы – сферической или шаровидной, для уменьшения их истирания: «Гирямъ слъдуетъ быть почти сферическимъ или шаровиднымъ, какъ форма менъе всъхъ подверженная къ тренiю; вещество, изъ котораго должно ихъ выливать, преимущественно полагается чугунъ, въ разсужденiи его твердости, а для збереженiя отъ действiя воздуха и слъдственно ржавчины, таковыя гири имъють быть покрыты горячимъ масломъ».
   Тем не менее, до настоящего контроля за «честным весом» потребовалось ещё много лет. В гирях XIX века для решения этой проблемы предусмотрели подгоночную полость: время от времени гири выверяли, и, обнаружив нехватку, заполняли данную пустоту свинцом до необходимого веса. После всех манипуляций отверстие закрывали медной «пробкой», на которой проставляли клеймо с указанием места и времени поверки. Такой оттиск имеет и «клинская» гиря: на фоне заржавленного чугуна зелёным цветом выделяется небольшой кружок с нанесённой на нём маркировкой.
   Большую часть поверхности клейма занимает упрощённый вензель Николая II – буква Н. Она появилась на поверочных оттисках в 1906 г., сменив собой стилизованное изображение имперского двуглавого орла. По обеим сторонам от вензеля расположены цифры, указывающие на год последней поверки – 1912; в центре – 7– кодовое обозначение поверочной палатки.

                В поверочной палатке свои порядки
   Поверочные палатки в Российской империи стали открывать с 1900 г. Первые из них были основаны в крупнейших городах: Санкт-Петербурге, Москве и Варшаве. 7-я Поверочная палатка открыта в Туле 16 сентября 1901 г. по инициативе Д.И. Менделеева, который с 1893 г. и до конца жизни являлся управляющим Главной палатой мер и весов. Необходимо заметить, что тульская палатка, пережив несколько войн и революций, работает и в наши дни. Сегодня это Тульский центр стандартизации, метрологии и сертификации.
   В царские времена перед поверочными палатками стояли две основные задачи: контроль точности показаний измерительных приборов, а также недопущение использования «воровских» (то есть, неточных) мер и весов. Особый догляд был за «хлебными» мерами сыпучих тел (четь, осьмина, четверик и гарнец) и «винными» мерами жидкости (ведро, четверть, штоф, косушка и шкалик), которые имелись у торговцев. Кроме того, немаловажным было ознакомление населения с положениями закона о мерах и весах, особенно с ответственностью за его нарушения.
   О масштабах государственной поверки говорят данные за 1903 г.: больше всего гирь поверялось в 6-й (нижегородской), 7-й (тульской) и 10-й (муромской) поверочных палатках. В этих городах было сосредоточено заводское и кустарное производство гирь. В зоне обслуживания 7-ой Поверочной палатки находилось около 14 тысяч торгово-промышленных заведений Тульской и Калужской губерний. Особенно выделялись Людиновский, Думинический, Мальцевский заводы, сахарный и винокуренный заводы графов Бобринских, а также завод Р. Гиль при станции Колпна. Вероятно, последнее из этих предприятий и стало причиной появления в Клину тульской гири.

                Иностранный след на Клинской земле
   Согласно справочнику «Фабрично-заводские предприятия Российской империи», цементно-известково-кирпичный завод Ричарда Гиль был основан в 1869 г. На производстве с годовым объёмом в 500000 рублей трудилось 292 рабочих. Завод располагался близ станции Колпна (в наше время – город Щекино) Крапивенского уезда Тульской губернии.
   Бельгиец по рождению, Московский купец 2-ой гильдии Ричард Гиль – основатель «Товарищества каменноугольных копий и химических заводов», в которое также входили его брат (?) английский подданный Р. Р. Мак-Гиль, барон Ф.И. Кноп и банкир И.К. Прове – в свою очередь, компаньоны Товарищества Высоковской мануфактуры.
   Английский подданный Роберт Робертович (на русский лад Роман Романович) Мак-Гиль (1824-1893 гг.) состоял компаньоном нескольких российских и английских промышленных предприятий. В Москве Мак-Гиль владел механическим, чугунолитейным и цементным заводами. К 1898 г. стараниями его вдовы Джейн (Евгении Ивановны) в Высоковске были построены казармы, больница и фабричное училище.
   Действительный статский советник Теодор Людвигович (Фёдор Иванович) Кнопф (1848-1931 гг.) – «ситцевый король» России: его семья держала под контролем 122 текстильные фабрики. В Москве шутили: «Где церковь, там и поп, где фабрика, там и Кноп». Его отец Иоганн Людвиг – выходец из германского Бремена, начал продавать в России английские паровые машины, две из которых в 1876 г. поставлены на Высоковскую мануфактуру.
   Коммерции советник Иоганн Карлович Прове (1833-1902 гг.) был одним из крупнейших меценатов своего времени. С 1898 г. и до самой смерти работал в Комитете по строительству Музея Изящных искусств. Как член правления Товарищества Высоковской мануфактуры, неоднократно бывал в Средней Азии, где заключал контракты на поставку хлопка-сырца. По его инициативе в Высоковске построены продуктовая и керосиновая лавки.
   Таким образом, старинная гирька – «фунтик», счастливо избежав пункта приёма металлолома, связала воедино имена фабрикантов и меценатов Роберта и Джейн Мак-Гиль, Теодора Кнопфа, а также Иоганна Прове, благодаря которым Высоковск «вырос» из рабочего посёлка в индустриальный город с развитой инфраструктурой.

   Примечание: сокращённая версия статьи опубликована в газете «Серп и Молот» от 5 июля 2019 г., с.13.


Рецензии