Рубль ты наш!.. неразменный...

Рубль, куда ты несёшься, куда??
Пульс испуганный бьётся прерывисто.
Это странное чувство, когда
И не прыгал, но всё же – допрыгался.

***
Нет, не крах, не верьте глазу!
Получите, господа:
Или ничего и сразу –
Или всё и никогда.

(из "юликов" Юлии Пикаловой)

В народных преданиях, сказках, легендах, присутствует такое понятие, как «неразменный рубль», который всегда возвращается к хозяину, обеспечивая достаток в доме, при условии, что в жизненные ситуации не вмешивается нечистая сила. Вот о рубле и этой «нечистой силе» в государственном масштабе мне и хочется поговорить.
Я много лет хотел сходить в своё отделение Сбербанка и, закрыв два своих древних счёта, получить остатки по ним. Я все оттягивал ситуацию как говорится до лучших времен и точно плюнул бы на это моё хотение  (суммы-то почти копеечные), если бы…  Если бы не появилась в конце 2018 года  в средствах массовой информации мысль каких-то… каких-то очередных финансовых «гениев» высокого полёта о том, что если вклады народа в банках лежат без движения много лет и не востребуются, то их, эти вклады, нужно обратить в доход государства (банков?). Удивительная мысль! Можно подумать, что эти вклады находятся без движения и не обеспечивают банкам постоянный доход.  Кредиты-то и выдаются с учетом  использования вкладов, в том числе, и этих невостребованных средств. Пусть Центробанк докажет народу, что эти вклады не работают.  Или я что-то не понимаю в практике ведения хозяйства (которая и есть экономика)? Или у вкладов существует срок давности? Вроде не слышал о таком.

Так вот, узнав из СМИ о том, что меня хотят лишить моих, заработанных «потом и кровью», средств я, захватив две сберкнижки, и направился 15 ноября 2018 года в свое отделение Сбербанка. Причём, хочу отдельно сказать, что меня двигала отнюдь не жадность, нет! И пусть бы государство забрало у меня эти деньги. Я бы точно из-за этого не расстроился и не пострадал. И вы сейчас это поймете. Меня двигало любопытство! Совершенно здоровое любопытство!
Все дело в том, что остатки на этих двух сберкнижках были всего по ОДНОМУ рублю!   И мне чрезвычайно интересно сегодня узнать, во что, например, превратился один мой (мой!) антиквариатный рубль, лежащий на счете с 1965 года (мне тогда было двадцать лет), т.е. за 50 с лишним лет?
И как трансформировался мой второй рубль на другом счете с 1984 года?
Интересно, правда?

Эти два вклада были открыты по просьбе работодателей для расчетов со мной, но, как оказалось, мне предпочли  выдавать денюжку наличными. Потому сберкнижки надолго и улеглись в моем архиве. И я, собственно, почти забыл о них. Хорошо СМИ напомнили…
Итак, первый акт «Мерлезонского балета», операционный зал отделения Сбербанка. Первая сотрудница, узнав о моей просьбе закрытия счета полувековой давности и возврате средств, направляет меня ко второй. Вторая не берется решать мою задачу и направляет меня к третьей сотруднице, рангом выше. Третья – молодец! Специалист высокого уровня. Она час оформляла все необходимые документы. Именно столько времени и потребовалось на заполнение форм, сканирование, распечатку, отправку в головной офис. Я терпеливо ждал.
Нужно было оформить два пакета документов. Первый – на выплату компенсации. Второй – на закрытие счетов и возврате остатков (с процентами!)
Цитата: «Вкладчики-граждане Российской Федерации по 1945 год рождения включительно имеют право на получение в 2018 году компенсации в 3-кратном размере остатка вклада на 20 июня 1991 года. Коэффициент компенсации по вкладу, закрытому в 1996-2018 годах, равен 1.»
Вот, считай, что моментально, 19 ноября 2018 года мне компенсировали. Урря! Рубль, который лежал без движения с 1965 года принес мне доход в размере аж 8(восьми) рублей и 34 копеек. А рубль 1984 года –  4(четыре) рубля и 65 копеек.
Теперь считаем. Если 8.34 разделить на коэффициент 3, то получается, что на 20 июня 1991 года рубль 1965 года превратился в 2(два) рубля 78 копеек. Капитал, однако!

Теперь давайте поговорим о нечистой силе. В 1965 году в Советском Союзе с одним рублем можно было идти в ресторан! Правда, днем. И взять комплексный (без алкоголя) очень приличный обед, состоящий из салата, первого блюда, горячего второго и десерта (булочка/пирожок, напиток). В 1990 году комплексный обед (бизнес-ланч по-нынешнему) в ресторане «Камчатка» в Петропавловске-Камчатском стоил рубль и 20 копеек. Знаю. Обедал там постоянно.
Да что там! На 10-15 рублей можно было прилично посидеть вдвоем вечером в ресторане. С алкоголем! Нет,  экзотические ресторанные фирменные блюда с «запредельными» в те времена  как бы ценами тоже бывали в меню. Но оцените возможность их приготовления и тогда вы точно согласитесь с ценой! Например, в Хабаровске в китайском ресторане «Харбин» в 1988 году медвежьи лапы жареные стоили 30 рублей за порцию! Вкуснейшее мясо, однако! Я сидел за столиком в этом ресторане.

За 3 (три) советских рубля в 1965 году можно было купить бутылку нормальной водки (её цена была 2.87) с полной гарантией, что не отравишься, т.к. в отличие от сегодняшнего дня существовала государственная монополия на алкоголь и табак и эту продукцию выпускали государственные заводы и фабрики. Кто и из какого сырья водку сегодня делает? Соответствует ли содержимое бутылки информации на контрэтикетке в тех торговых точках, касса которых не сканирует акцизную марку?
А какова цена хорошей водки сегодня? Сравнение сделать очень просто. А какова стоимость приличного бизнес-ланча в приличном ресторане сегодня? Т.е. коэффициент изменения рубля определить очень просто. А теперь попробуйте перевести зарплаты и пенсии в СССР с учетом этого найденного вами коэффициента в сегодняшний день. И что? Зарплаты и пенсии соответствуют тому, что мы видим сегодня? Предвижу у читающих нервный смех.
Могу я с теми деньгами, что мне выдали в Сбербанке, вкушать бизнес-ланч в ресторане нынешним днём?
Вот я и говорю, что неразменный рубль – он только у олигархов. По какой-то странной антинародной случайности.

Он, этот как бы неразменный рубль,  мог бы быть и у нас, но…  НЕЧИСТАЯ СИЛА вмешалась. И ведь что интересно: эту нечистую силу все видят!
Итак, первая часть «Мерлезонского балета» закончилась. Компенсацию я получил.
Но ведь нужно было закрыть два счета и получить остатки по ним. Документы сразу были подготовлены администратором Сбербанка и отправлены в соответствующую структуру. Администратор, даже не сомневался в законности такого закрытия. Вот это-то  и удивительно!

А теперь вторая часть «Мерлезонского балета».
Прождав безрезультатно три месяца, я вновь отправился по известному адресу и администратор вместе со мной оформил второй раз заявление о закрытии счетов и возврате остатков по вкладам. Время шло…
6 мая 2019 года, спустя полгода,  мне позвонили из моего отделения Сбербанка. Урря! Ответ получен. Пришел в Сбербанк. Знакомый уже администратор, увидев меня, начинает почти нервно смеяться! Протягивает мне, чуть ли не в ошалелом состоянии, лист бумаги, в котором без объяснения причин написано, что принадлежащие мне два счета в автоматизированной банковской системе не установлены! Хотя, вообще-то администратор должен был понять ситуацию с моими счетами и на самом раннем этапе предупредить меня о бессмысленности разыскания счетов.
Но вот что интересно. А как же тогда мне компенсацию выдали?! Доверились только сканированным записям в сберкнижках? Но ведь в сберкнижке 1965 года  можно было нарисовать любые суммы! Еще не было машинной обработки и все заполнялось от руки. Вот и рисуй что хочешь!..  Великая теорема Ферма отдыхает! 
Причем исполнитель этого документа влупил последним в текст бумаги устрашающий абзац о том, что предоставляемая информация является банковской тайной и предоставление её третьим лицам влечёт за собой привлечение к ответственности, включая возмещение банку нанесенного ущерба… Смеяться, или плакать? Хороша банковская тайна ценой в один рубль. И кто кому ущерб нанес? Впрочем, введение в текст такого абзаца в нынешние времена совершенно понятно!
Интересно получается: компенсацию выдали, а как только дело дошло до закрытия счетов  – так они исчезли из системы.
Вот я и говорю: нечистая сила!

Третий акт означенного «балета».
В мае я уехал в деревню, но решил для себя выяснить ситуацию до конца. И уже самостоятельно летом обратился в Сбербанк со своим недоумением. Мне сразу ответили и предложили вновь выслать копии страниц сберкнижек. Но я же не беру эти антикварные сберкнижки на дачу! Вопрос отложился до осени.
И только 11 ноября, я получил вразумительный ответ.
«В 1998 году происходила деноминация рубля, т.е. укрепление денежной единицы: 1:1000. В результате проведенной реформы остаток по счетам №9758 и №253773 составил  0р и счета отсутствуют в базе действующих счетов в связи с отсутствием остатков вкладов». 
Т.е. размер всех вкладов уменьшился в тысячу(!) раз.
Но можно же было об этом сказать мне при выплате компенсации? Сразу! Или хотя бы в случае первого ответа Сбербанка в мае? Тогда я и не тратил бы ни своё, ни чужое время на ненужное уже рассмотрение этого вопроса.  Ну забыл я это событие двадцатилетней давности… Которое с деноминацией… Оно ведь тогда меня не коснулось. Потому и забыл.

Итак, мой рубль 1965 года превратился в 8 рублей и 34 копейки. С этими деньгами можно сегодня заказать комплексный обед (ныне это называется бизнес-ланч) в ресторане?
Кто сейчас скажет, что после развала Советского Союза власть не ограбила народ и не превратилась по народным поверьям в нечистую силу? И именно рубль тому доказательство. А конкретные имена нечистой силы вы, естественно, знаете. Активная часть её уже и в мир иной отошла…
P.S.    Оклад, например, корнета (читай: лейтенанта), выпускника элитного Николаевского кавалерийского училища, составлял 720 рублей в год! В год! Я не ошибся. И это в Гвардейской кавалерии.  Столько платило государство деду моей жены в 1906 году.
© Александр Тихомиров


Рецензии