80. Пойми незнакомый язык, встань на новый путь

Псалмы – это послания для тех, кто в них нуждается и их принимает. При пропускании псалмов через душу многое становится ясным. А то, что остаётся неясным, раскрывается проникновением в «зашифрованные» в образах этого мира духовные смыслы стихов.

Послание 80.

"Радостно пойте Богу, твердыне нашей; восклицайте Богу Иакова;
возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью;
трубите в новомесячие трубою, в определённое время, в день праздника нашего;"

В синодальном переводе греческого текста Бог соотносится с «твердыней нашей», а в переводе еврейского текста – с «силой нашей». Сила больше соответствует действию Бога в человеке, а твердыня – ощущению Творца верующим человеком.

Бог Иакова, а Иаков – удел Бога: «Ибо доля Бога – народ его, Иаков – область удела Его» (Втор. 32:9).
В духовном смысле это означает сочетание раскрывающейся природы человека и необходимых человеку для развития духовных свойств. Человек проходит жуткие состояния, когда преступает и предаёт, и готов в угоду себе уничтожить всех, включая Творца. Но в то же время он чувствует побуждение к исправлению.
Это двойственность, внутренняя борьба. И человек учится сочетать в себе две линии – правую и левую, как плюс и минус. Он выстраивает и развивает свою душу на свойстве как левой линии (абсолютный эгоизм), так и свойстве правой линии (отдача и любовь).
Желание человека находится посредине между двумя противоположными свойствами, и включает все промежуточные свойства в себя. Желание должно получать, иначе нет у человека сил что-то сделать. В этом отношении желание по своей природе противоположно Творцу, но по исправлению намерения с получения на отдачу становится Ему подобно.
Те свойства, которые обратились в получение ради отдачи, на «духовном языке» называются Его народом, а правильное сочетание минуса и плюса – Иаковом.
Это не что иное, как методика исправления человека, которое может происходить между двух линий: левой линии получения (со свойством суда) и правой линии отдачи (свойство милосердия); из их сочетания появляется третья сила, в правильной реализации исправляющая человека, которая называется «Иаков». Так строится лестница духовного подъёма, называемая «лестницей Иакова». 
Свойство «Иаков», которое правильно соединяет силу природы и силу духа, и становится Израилем («Исраэль», или  «Яшар Кель», что означает «прямо к Творцу»).

Трубить в новомесячие – «в седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание» (Лев.23:24). Символизирует воссоединение Израиля в обетованной земле, в этот день с утра до вечера в Иерусалиме дули в трубы.
Всякое время подходит для прославления Бога, но есть определённое время для того, чтобы в этот день объединяться в Его прославлении. Этот торжественный праздник должен быть днём хвалы, когда народ радуется дарам и  Божьей милости:

"ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева.
Он установил это во свидетельство для Иосифа, когда он вышел из земли Египетской, где услышал звуки языка, которого не знал:"

На том основании, что праздник труб был учреждён после того, как народ покинул Египет, большинство толкователей псалма говорят, что здесь Иосиф символизирует весь Израиль, вышедший из земли Египетской.

Но вышеприведённый синодальный перевод противоречит прямому переводу еврейского теста, в котором: «Свидетельством для Йосэфа поставил Он его, когда вышел тот в землю египетскую. Язык, которого не понимал, услышал я».

«Вышел тот в землю египетскую» не соответствует «когда он вышел из земли Египетской», тем более что библейский Иосиф, сын Иакова, попав в Египет, оттуда с народом не выходил. Точнее будет полагать, что Бог возложил венец на Иосифа, когда тот вышел, чтобы пройти по земле египетской.

В толкованиях синодального текста слова «услышал звуки языка, которого не знал» относят Богу и тому, что Господь не признавал египтян Своей паствой.
В прямом еврейском переводе звучит так: «язык, которого не понимал, услышал я», – это может говорить и автор псалма, и Иосиф, или Израиль в лице Иосифа.
Более точно это можно понять, разобрав духовные смыслы, которых «много есть» как в этих, так и в последующих стихах псалма:

"«Я снял с рамен его тяжести, и руки его освободились от корзин.
В бедствии ты призвал Меня, и Я избавил тебя; из среды грома Я услышал тебя, при водах Меривы испытал тебя."

В исследовании псалмов по их духовному смыслу важны не физические персонажи, а то, как, с помощью какой силы, какой программы действуют духовные свойства, зашифрованные под библейские образы.

Иосиф – это духовная ступень, собирающая в себе все былые духовные поиски, сомнения, устремления (они выступают в образах его братьев).
Иосиф пытается их объединять именно вокруг себя, о чём говорит увиденный им сон, в котором братья поклонились ему (Быт. 37:5–11). Братья противились, даже хотели его убить, но потом продали в рабство; однако затем и сами не по своей воле оказались в Египте, во власти Иосифа. Потому что, не приняв его предводительство, не смогли бы восходить по духовным ступеням. Их дальнейший рост был возможен только в объединении, и то, к чему они не были готовы, – объединиться с устремлением постижения Творца, – они были вынуждены сделать.

Кроме того, по замыслу Творца они начинают раскрывать Египет – эгоистическую систему, в которую вошли, там начинает проявляться их настоящая эгоистическая суть.

Из пройденной Иосифом точки бифуркации (состояния системы, когда очень маленькое воздействие приводит к глобальным изменениям), именно после того, как его братья (внутренние свойства), пытались избавиться от него, продали в рабство (низвели до нуля), он начинает понимать, что нужно идти другим путём. Что только аннулировав себя он может соединиться с ними и действительно ощутить свою природу – всё, что есть внутри него, но ещё не проявилось, – и из неё постичь Творца.

А у него уже нет своего свойства, ведь он собирает все предыдущие свойства – всё, к чему он стремится и на что способен, на что годен и что ему не хватает. И соединяется с ними, уже аннулируя себя.

Другими словами, когда Иосифа продают в рабство, он меняет своё отношение к тому, как он должен собирать эти свойства (братьев), которые существуют в эгоистическом виде. Если раньше он считал, что все должны соединиться в нём, то сейчас понимает, что сам должен подняться выше себя, а для этого необходима отмена себя, и никак иначе. И осознаёт: только достигнув единства, внутри него он найдёт духовный мир. И тогда он становится готов соединиться с другими.
А на физическом плане Иосиф приводит всех сыновей Иакова, своих братьев, в Египет.

Это подобно тому, что происходит сейчас с миром, который долго развивался в растущем эгоизме, достиг полного изобилия, но непонятно, что делать дальше. Мир может спасти только всеобщее объединение и сотрудничество, но невозможно к нему прийти!
Придётся пережить состояние голода в мире: физического, материального, духовного, и только тогда он будет готов объединиться.

Библейское нисхождение в Египет из-за голода – это спуск к эгоистическому объединению. Но оно нежеланно внутренним свойствам человека и вообще людям. Братьям очень не хочется входить в Египет, поскольку он обязывает их стать одним народом, одной группой, одной семьёй, с едиными ценностями, иначе им не сохраниться внутри египтян.
И каждый желал быть сам по себе, то есть все остальные свойства в человеке были против соединения, и именно потому начали ощущать Египетское изгнание. Именно со свойством «Иосиф» народ Израиля ушёл в египетское изгнание и оставался объединённым силой, действующей между ними.
Иосиф поднимается выше всех, выше эгоизма, чтобы управлять всеми, он становится первым помощником Фараона (желания насладиться). Желание насладиться – это природа, а Иосиф стоит выше неё и управляет всем этим желанием, всем Египтом.

В ещё более простом образе поверх эгоистического желания был вылеплен сосуд для духовного наполнения, который называется «Иосиф».

Это было возможно с той небольшой силой эгоизма, с которой они работали. Но когда эгоизм вырос – «поднялся новый царь над Египтом», не знавший Иосифа, эта работа становится невозможна.
Выяснилось, что нельзя больше развиваться в этом новом ограниченном состоянии, невозможно его использовать для того, чтобы исправить эгоистическое соединение в  соединение на основе отдачи себя в любви.

Свойство Иосифа исчезает и появляется новая ступень, чтобы продолжить исправление, идти другим путём, которая называется Моисей. А чтобы выйти из Египта, уже надо было объединиться не эгоистически, а в послушании и любви к Богу, удостоиться выйти из Египта и получить Тору – «дорожную карту» пути.

«Снял Я груз с плеча его, освободились от котла руки его» – так звучит прямой перевод следующего стиха, то есть Бог освободил Иосифа от тяжести, руки его – от котла. Для чего? Чтобы руки воздел ввысь, чтобы призывал имя Его во всякое время. «Котёл» – это общий котёл эгоистического объединения «народ», а Иосиф выступает как духовное свойство и как символ устремления к исправлению эгоизма на отдачу – к высоте духа.

«…Я спасал тебя, отвечал тебе из укрытия громового, испытывал тебя у вод Мэй-Меривы. Сэла!». При водах Меривы Моисей вместо раза дважды ударил по скале и вызвал недовольство Бога своим неверием.
«Сэла» – всё сказанное отмечается как истина.

"Слушай, народ Мой, и Я буду свидетельствовать тебе: Израиль! о, если бы ты послушал Меня!"

Послушание – вот что требуется на этом новом пути, на этой новой духовной ступени Израилю – «идущему прямо к Творцу» народу.
Ничего более разумного и справедливого, кроме послушания, нельзя было ожидать от избранного народа, но тем не менее, Бог добавляет «если».
Он не уверен? Мы не имеем права так думать, потому что и такое качество народа – только лишь ступень в великом замысле Всевышнего.

"Да не будет у тебя иного бога, и не поклоняйся богу чужеземному.
Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их»."

Это предупреждение, что путь к благословению – это не только послушание, но и верность Господу как единственному истинному Богу.

Напоминание об исходе из земли Египетской – это о «прелестях» рабства, и недаром это напоминание связано с «чужим богом» (йецер ара). Иные боги и идолы пребывают в самом человеке, это – дурное начало или «тело греха», эгоистические влечения и устремления, над которыми он утерял контроль и теперь они контролируют его.
В таком рабстве человек становится чужим Богу, чужим братьям «идущим прямо к Творцу» и, в итоге, чужим самому себе.
В этом господстве «чужого бога» – корень всех бед еврейского народа.

Изумительная по краткости и значению строка «открой уста твои, и Я наполню их» –  обещание наполнить уста, но – для этого же нужно их открыть! Обратиться к всё Дающему, ощущать Его!
Строить своё упование только на живом Боге и к Нему направлять все устремления свои.

В этом заключается Божье обетование. Он насыщает благами желание твоё, в Нём  достаточно всего, чтобы наполнить, и чтобы твои истинные желания были осознаны.

Чувственные и телесные удовольствия пресыщают, но никогда не насыщают, а наслаждение от Бога не ограничено, – коль речь идёт о духовном. Просите, и дано будет вам; если молимся об этом в вере, Он даёт просто и без платы.

"Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне;"

Бог сделал для Израиля всё, что ведёт верным путём желающего к Нему прийти
и ждёт, чтобы сделать ещё больше. Слушать Его глас и следовать Его указаниям – чего же проще?
Но… «Израиль не покорялся Мне. Он не был согласен с Моим словом» – написано в халдейском переводе.
Он сделал, а они не покорялись Ему – почему? Не потому, что они не могли, ибо Его слово было близко к ним, оно было в их ушах и просилось в их сердце. Они просто не хотели.
Порочность исходит от упрямства порочной воли:

"потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам."

«И прогнал Я их из-за упрямства сердца их – следуют помыслам своим» – обозначает еврейский перевод. Бог весьма справедливо предоставил их самим себе.

"О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями!
Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их:
ненавидящие Господа раболепствовали бы им, а их благоденствие продолжалось бы навсегда;
Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их мёдом из скалы."

Они пошли по своей воле, а не по воле Божьей. Поэтому Бог не имеет отношения к греху и греховности. Он только предоставил их упрямству их сердец и помыслам их разума.

Бог открывает Себя всем, кто стремиться познать Его. Он свидетельствует о Своей доброй воле и желает, чтобы они делали добро себе и другим.

А ситуация тех, кто предался собственным похотям, прискорбна, ибо неизбежной является их гибель. Это хуже, чем попасть в руки сатане, что может быть попущено Богом для исправления и для спасения, а быть преданным похотям сердца означает стать «запечатлённым осуждением».

Фразы псалмопевца очень выразительны. Они показывают, что Бог не хочет чьей-либо гибели, а печалится участи жестоковыйных себялюбцев. Они показывают, что отвратившиеся сами становятся врагами себе, перекрывая Богу возможность их исправить.

Люди склонны думать, что смирить врагов можно применением силы и оружия. Если речь идёт о внутреннем враге, об исправлении «тела греха» – использованием
такой-то методики наказания и поощрения. Но это ошибочно.
Если бы мы приняли Бога, познавали Его волю и слушали Его слово, то все исполнились бы  верою, так как именно неверие делает наши страдания долгими, а спасение – медлительным.

Творец подготовил для Своего народа великие милости, Он бы даровал им победу над внешними врагами и вскоре завершил бы их исправление – с победой над врагами внутренними. По милости Бога даже расселины скалы служили бы ульем с изобилием мёда.
На «эзоповом» духовном языке расселины скал – это бреши в эгоизме человека, в которых формируются правильные свойства, в которых могут укрываться исправленные качества души.
Соответственно, питание туком пшеницы и насыщение мёдом – это наполнение духовными истинами, предложение духовного наслаждения. 


Рецензии