Путь О

В Мутном озере жил утопленник. Очень давно он упал в воду и не смог из нее выбраться, но это было так давно, что он уже совсем не помнил об этом, и порой ему казалось, что он всегда жил в этом озере. Когда-то у него было даже собственное имя, но за долгие годы он его совсем позабыл, да и его единственные соседи - рыбы, никак не могли его запомнить. Для простоты он стал называть себя самым коротким именем, которое только смог придумать - «О». Да и рыбам так было удобнее. Подплывая к нему, они таращились на него своими глупыми глазами и удивленно раскрывали рты. Тогда он убеждал себя, что они называют его по имени и хотят что-то сказать, но просто не могут.

- Что случилось, Карасик? - спрашивал О, глядя на небольшую рыбешку, заинтересованно кружившую вокруг него.
- О, - беззвучно открывала рот рыба.
- Да, я тебя слушаю. Что случилось?
- О.
- Снова пришли рыбаки и хотят тебя поймать? Так я сейчас пойду и оборву им крючки.
- О, - таращился на него карась, не понимая ни слова из того, что говорил утопленник, но он шел и действительно обрывал опасные крючки, спасая жизни своих единственных друзей.

- Мистер Сом, - обращался он к старой рыбине, которая осторожно подбиралась к нему, когда он лежал на дне озера, закинув руки за голову, - оставьте  мои пальцы в покое. Они мне еще пригодятся.
- О, - удивлялся сом, расскрывая свой огромный рот.
- Да, это я, - кивал утопленник. - А вы думали, что это благотворительный ужин?
- О, - взбаламутив хвостом воду, уплывал расстроенный сом.
- И если увидите тетушку Воблу, - кричал ему вслед утопленник, приподнявшись на локте, - передайте ей, пожалуйста, что на северном берегу рыбаки. Пусть будет осторожнее.
Сом ничего не отвечал, но О и так знал, что он может ответить.

Утопленник снова закидывал руки за голову и, дождавшись, когда муть осядет, смотрел вверх. Сквозь толщу воды он видел, как по небу плывут облака, а по поверхности озера - листья, ветки деревьев, а иногда и мусор, который зачем-то бросали в озеро нерадивые туристы. Кроме однообразных разговоров с рыбами, это было его единственным развлечением.

- Как же скучно, - покачал головой О и закинул ногу на ногу. - Так ведь можно и с ума сойти. Как думаешь, утопленники сходят с ума? - обратился он к проплывающему окуню.
- О, - покосилась на него рыба.
- Вот тебе и о... Эх, угораздило же меня утонуть в этой луже. Вот возьму и уплыву я от вас! - крикнул он вслед окуню, но тот не обратил на это заявление никакого внимания.

Рыбы хоть и не понимали ни слова из того, что говорил им О, но даже они, наверное, уже привыкли к его постоянным угрозам. Когда О был не в духе, он бродил по дну озера, пинал ногами водоросли и рассказывал каждой встречной рыбе о том, что когда-нибудь соберется и уплывет от них туда, где его будут ценить и любить. Потом он успокаивался и снова ложился на дно, чтобы посмотреть на листья и облака. Это хотя бы ненадолго отвлекало его от гнетущего чувства вечного одиночества, на которое он был обречен до конца своих дней. Успокоившись, он снова начинал играть в эту игру, которую сам и придумал. Он снова разговаривал с рыбами и убеждал себя в том, что они его понимают.

В тот день, как назло, на небе не было ни листьев, ни мусора, ни облаков. Пролежав на дне несколько часов, О оттолкнулся руками ото дна и поплыл к месту, которое он обычно обходил стороной. Дело в том, что озеро, в котором он жил, было проточным. В нескольких местах изо дна били холодные родники, питавшие озеро, а у восточного берега из него вытекала небольшая река и несла свои воды дальше. О очень боялся, что его может затянуть в этот поток и он никогда не сможет вернуться обратно, в свое родное озеро. Порой, наблюдая издалека за этим гиблым местом, он видел, как рыб затягивало в реку и он никогда их больше не видел. Неизвестность пугала его и он инстинктивно старался не приближаться к истоку.

- Вот возьму и уплыву! - говорил он вроде как самому себе, но старался делать это несколько громче, чем требовалось. - Найду место, где рыбы будут относиться ко мне как к другу, а не как к куску мяса!

Но рыбам как всегда было все равно. Одни проплывали мимо, совершенно не обращая на него внимания, другие же бросали на него равнодушные взгляды и снова начинали заниматься своими рыбьими делами.

- И что? Вам всем плевать что ли? - оглядываясь по сторонам, причитал О. - А кто вас будет с крючков снимать? А кто эти крючки будет за коряги цеплять? Неужели вам все равно - есть я или нет?

Рыбам действительно было плевать. Убедившись в этом окончательно, О что есть силы оттолкнулся ото дна и, сложив руки на груди, медленно поплыл по течению, которое неспеша затягивало его в реку. Уже у самого истока он увидел, что на него смотрит старый сом. На секунду О даже показалось, что он смотрит на него с сожалением, но вспомнив о том, сколько раз эта рыбина покушалась на его пальцы, он лишь поморщился.

«Пусть лучше я пропаду в этой неизвестности, пусть меня размажет по камням или придавит корягой ко дну, чем этот толстяк сожрет меня по частям в этой луже», - подумал О, вплывая в русло реки.

Так начался великий путь О.

Двадцать дней и ночей О плыл по течению реки, с удивлением рассматривая все, что попадалось ему на глаза. Он видел глубокие омуты, в которых прятались другие утопленники. Они цеплялись руками за коряги и больше всего на свете боялись того, что течение унесет их отсюда. Они смотрели на плывущего О с сочувствием, ведь по их мнению не было ничего страшнее, чем попасть в поток и навсегда лишиться своего уютного дома. О смотрел в их испуганные глаза и ему тоже становилось страшно. Он не знал, что ждет его там, ниже по течению. Но перебарывая свой страх, он все же продолжал свой путь в неизведанное.

Однажды он запутался в рыболовных сетях, пытаясь спасти рыб, которые тоже угодили в нее. Они трепыхались в ее ячейках и звали его на помощь, округляя свои рты. Всю ночь он пытался выбраться из ловушки и под утро ему это удалось. А освобожденные рыбы даже не поблагодарили его.

- Они все знают меня, - рассуждал О, - они зовут меня по имени, но как только я помогаю им, они тут же уплывают, даже не сказав "спасибо". Какие же всё-таки неблагодарные эти рыбы. Не удивлюсь, если они все родом из Мутного озера. Там таких полно.

С каждым днем река становилась шире, а ее течение замедлялось. Однажды О увидел над собой проплывающий корабль. Это зрелище поразило его и он подумал, что только ради этого стоило покинуть свое озеро.

- Увидеть над собой корабль - это в сто раз лучше, чем рассматривать сухие листья, плывущие по небу. Здесь совсем нескучно, но все же пока еще немного страшновато, - говорил он сам себе, глядя на вращающиеся винты.

Однажды утром О заметил, что течение совсем потеряло свою силу. Он прислушался к своим ощущениям и заметил, что с водой тоже что-то произошло. Она стала будто бы немного жгучей. Кожу слегка пощипывало и она начинала зудеть. Но О тут же забыл об этом, как только осмотрелся по сторонам. Кристально чистая вода, сквозь которую можно было видеть на десятки метров, окружала его. Рядом плавали рыбы, каких он никогда в жизни не видел, а по небу плыли большие и маленькие корабли. Можно было целый день лежать на дне и ни разу не заскучать.

- Что это за место? - спрашивал он у проплывающих рыб.
- О, - отвечали они ему.
- Да, я - О. А как называется это место?
- О.
- Глупые рыбы, - беззлобно отмахивался от них утопленник и, распластавшись на дне, закидывал руки за голову, чтобы снова насладиться видом проплывающих кораблей.

Но однажды к нему приплыла рыба, которая говорила не "О", а "А". Ее пасть была усеяна острыми зубами, которые тут же впились в его лодыжку, сорвав с нее приличный кусок плоти. О спрятался под камнем и весь день просидел под ним, опасаясь выглянуть наружу. Уже в темноте он высунул голову из своего укрытия и увидел не одну такую рыбу, а десятки. Их хищные морды были повсюду, а гибкие тела были так быстры, что убежать или уплыть от них не было никакой возможности. О снова забился под камень и всю ночь не сомкнул глаз. Под утро он задремал, но его разбудил краб, который огромными клешнями деловито отщипывал от него кусочки и отправлял в свой рот.

- Что-то мне уже не очень нравится это место, - загрустил О. - Здесь очень красиво и совсем не скучно, но если я здесь останусь, меня растащат по кусочкам всего за пару дней. В моем озере тоже был сом, который покушался на мои пальцы, но даже он не был таким наглым.

Не успел он это произнести, как какая-то рыба вонзила зубы в его спину. О вздрогнул от неожиданности и, кое-как дотянувшись до агрессивного существа, оторвал его от себя. Им оказалась мурена, которая тоже открывала свой рот, будто бы говоря "А". Отбросив ее от себя, О поковылял к устью реки, которая несколько дней назад вынесла его сюда.

Оглянувшись последний раз на это красивое, но очень опасное место, О, наклонившись вперед, пошел против течения. Сначала ему давалось это легко, но с каждым днем идти было все труднее. О склонялся все ниже ко дну, пытаясь противостоять течению, а затем ему уже пришлось ползти, цепляясь пальцами рук за камни и коряги.

- Я же говорил, что пальцы мне еще пригодятся, - шептал он себе под нос, вспоминая старого сома.

Утопленники, которые в прошлый раз провожали его сочувствующими взглядами, теперь смотрели на него с нескрываемым удивлением и восторгом. Зацепившись за коряги, они выглядывали из своих омутов и таращились на О. Еще ни разу они не видели своего собрата, который плыл против течения. Шестьдесят дней О полз по дну реки и, наконец, снова оказался в своем озере.

Так закончился великий путь О.

- Очень далеко отсюда есть прекрасное, но очень опасное место, - рассказывал он своим друзьям рыбам, лежа на дне озера, - там очень чистая вода, а по небу проплывают огромные корабли. Вот вы когда-нибудь видели корабли?
- О, - отвечали ему рыбы.
- Да, я видел их. Они прекрасны. Но еще там есть рыбы, которые говорят "А".
- О.
- Не "О", а "А".
- О.
- Не верите мне, да? Ну и ладно. Плывите и не попадайтесь на крючки. Сегодня рыбаки на южном берегу.

О закидывал руки за голову и улыбался. Теперь он совсем не расстраивался, когда видел, что его неблагодарные друзья его не ценят. Он потерял часть себя на этом пути, но приобрел гораздо больше. Он понял, что самое важное в этой жизни - это то, что внутри тебя, а не снаружи. А внутри него теперь был целый океан. Океан в маленьком Мутном озере.

О и сейчас живет в Мутном озере, но ему теперь никогда не бывает скучно. Он точно так же, как и раньше обрывает крючки рыбакам и помогает своим друзьям не попасться в ловушку. А если и нападает на него тоска, он ложится на дно озера, смотрит на небо и представляет, как по небу плывут корабли. И он улыбается.

©ЧеширКо


Рецензии