Нужные, ненужные вещи

 (из серии "Советские привычки")   

В этом 2020 году весна в Вологде выдалась исключительно холодной и дождливой.  Центральное отопление, должно быть, в целях экономии, отключили в конце апреля.  Сегодня уже двадцать пятое мая, но горожане продолжают мёрзнуть.  Хуже всего приходится тем, кто живёт в «сталинских» домах, в больших квартирах с высокими потолками и толстыми стенами.  Там и всегда прохладно, даже в самую жаркую погоду, а уж теперь просто невыносимо.  Моя подруга, Наталья, обитает именно в таком доме и нынче чувствует себя, словно Герда в плену у Снежной королевы.  Положение усугубляется неподвижным образом жизни из-за карантина по коронавирусу.  Наталья так замерзает, что не может набрать текст на клавиатуре или выйти в интернет - пальцы не слушаются. Все дни она проводит на кухне, только там есть хоть какое-то тепло, особенно во время приготовления пищи.  Мы общаемся с ней по телефону.  Вчера созвонились в очередной раз и, вдруг я слышу в её голосе оптимистические нотки: 
     - Слушай, я тут в поисках тёплой одежды с отчаяния залезла в старый шкаф и в чемоданы!  И, что ты думаешь?  Сразу наткнулась на коробку с толстым пледом, который мне ещё в прошлом веке друзья привезли из Ирландии.  Я им не пользовалась, даже из упаковки не доставала.  Так с тех пор и лежал, на всякий случай.  А тут вытащила, расправила и накинула его на плечи – тепло мгновенно разлилось по всему телу, вот что значит качественная вещь из натуральной овечьей шерсти!  Какое счастье, что я его никому не отдала.   Отдать - всё равно, что выбросить.  Один родственник застал меня однажды за поисками в шкафу нужной кофточки, пришёл в ужас от обилия не ношенных вещей и предложил помочь всё это выкинуть.  Во мне, в тот же миг, будто что-то щёлкнуло, и я сухо ответила: «Вот придёшь к себе домой, там и выкидывай!»  Видно у нас в подкорке сидит советская привычка ничего не выбрасывать.  До перестройки с вещами, особенно хорошими, была напряжёнка - мы за ними бегали, стояли в очередях, «доставали» по блату через знакомых продавщиц и хранили годами, вдруг пригодится… 
     Следующим нашёлся серый шерстяной свитер толстой вязки, я его купила когда-то в  заполярной Дудинке во время командировки.  Надела всего один раз и забросила, он ни под пальто, ни под куртку не влез.  В общем, я его сейчас  надела, сверху плед – благодать!  Пока в вещах рылась, на глаза попались ненадёванные перчатки нежно лилового цвета, которые мне одна питерская дама в девяностых годах подарила, с тех пор и лежали без дела, ни к одной одёжке не подошли.  И вот я, вооружённая чудесными перчатками, свитером и пледом, сижу за компьютером, пишу статьи и письма!  Глядишь, так эту несносную погоду и переживу.  В общем, старая советская привычка выручила…


Нужные ненужные вещи 2

     Сидим мы как-то вечером с мужем Серёжей и обсуждаем феномен собирательства ненужных вещей в двадцатом веке.  И в связи с этим вспоминаем нашего любимого друга Сашу Ш., оставившего нас четыре года тому назад. 
     От всех остальных друзей он отличался особым увлечением - собирал и хранил массу всякой всячины - запасных частей: к телевизорам и приёмникам, к домашней технике, к велосипедам, мотоциклам и автомобилям.  А также всякую мелочёвку – разные проволочки, гвозди, шурупы, гайки, шайбы и так далее.  Он брал всё, что родственники, друзья и знакомые собирались выбросить, и никогда не проходил мимо помоек, если замечал оставленный рядом с баком старый телевизор или какой-нибудь другой, как он выражался, «техницкий» предмет.  В его квартире была большая прихожая, там во всю длину и от пола до потолка Саша смастерил шкафы с полками, в которых во множестве, аккуратно, в отдельных коробочках хранил свои сокровища.  Когда шкафы заполнялись под завязку, Саша таскал всё это на работу и складывал там.  Если его спрашивали, зачем ему столько старого барахла, он отвечал:
     - Понадобится вам какая-нибудь штучка - ни у кого нет, а у меня есть!
     Вот такой у нас Саша был запасливый, а мы, конечно, не такие.  Рассуждая с мужем на эту тему, я скольжу взглядом по комнате и натыкаюсь на старый, никому не нужный телевизор, который уже лет семь стоит у балконной двери, пылится и раздражает меня во время каждой очередной уборки. 
     - Слушай, Серёжка, а зачем ты хранишь это старьё, давай его выбросим!  - говорю я.
     - Что ты!  Выбросить телек в рабочем состоянии – это же кощунство!  Если  его выбрасывать, то давай три твои облезлые шубы выбросим, все наши отжившие шмотки, никому не нужные книги, коробки со старой обувью и…
     - Ну, ладно, ладно, хватит!  В самом деле, а вдруг пригодится!               


Рецензии
У всех вещей есть память : эту книжку мне дедушка подарил, ну и что, что листочки выпадают, много раз в руки брали; а эту сухарницу мне подруга подарила, ее уж нет, а память есть, а этот альбом моей дочери, з-й класс, внукам покажу ...И так каждая "не нужная" вещь мне что-то говорит.
А еще заметила закономерность - стоит что-нибудь выбросить, как вскоре появится в ней острая необходимость, смешно, правда?
Хорошего настроения.

Элла Рахманова   05.10.2020 00:30     Заявить о нарушении
Спасибо за развёрнутый отзыв, Элла! Как вы замечательно подметили - стоит что-нибудь выбросить и тут же появится необходимость в выброшенной вещи. У меня происходит то же самое!

С уважением,

Татьяна Александровна Андреева   05.10.2020 09:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.