Альбинос. Охота на слова

В первом классе у нас училась девочка с белыми волосами, белыми ресницами и красноватыми глазами. Звали её Таней. Она была выше всех в классе, но училась плохо. Некоторые мальчишки её задирали, а когда я близко увидел её руки с почти прозрачной кожей, мне стало её просто  жалко. Она не такая, как все. После нового года её в нашем классе не стало, она перешла в другую школу. У нас тогда в городе открыли сразу две новые школы и в одну перешли целые классы, а в другую - несколько человек, зато к нам пришли четыре новичка, чтобы поддержать в норме численность в классе. Правда, о такой практике я узнал, когда сам стал работать в школе. А тогда, в первом и втором классе мы только осваивали наш мир. О белой вороне мы уже говорили, но с Таней эти понятия никак не связывали, а  слово АЛЬБИНОС у нас не прозвучало, наверное, ни разу.

Со временем я понял, что не все беловолосые, белокожие, белоглазые являются альбиносами. Я работал в горкоме комсомола, когда меня пригласили на собрание в школу, где директором была Тамара Фёдоровна Мелёшкина. Целый месяц я учился в классе, где она была классным руководителем. Она преподавала у нас общую биологию, курс которой заканчивался в девятом классе. У нас с директором сложились добрые отношения, и перед комсомольским собранием мы обговорили много вопросов. Вот тогда она и сказала, что в школе есть альбинос, девочка старательная, но со слабым здоровьем, она под контролем медиков, но теряет зрение. Пустяковый вопрос может вызвать у неё неадекватную реакцию, она может молчать, даже когда ответ знает. Девочке  хотелось бы вступить в комсомол вместе с одноклассниками, но боится. В общем, мы договорились с директором готовить её в комсомол, а на бюро горкома я сказал об её особенности, на которой не надо заострять внимание. В общем, её приняли в комсомол, я вручал ей в школе комсомольский билет на торжественной линейке.

Альбинос – буквально,  носитель белого (альб + нос ить).

Альбинизм (лат. albus — «белый») — наследственное заболевание, полное или почти полное отсутствие пигмента меланина (у животных) или хлорофилла (у растений). Проявляется отсутствием нормальной вида окраски кожи, волос, шерсти, радужной и пигментной оболочек глаз, зелёных частей растений. Из Википедии

Альбинизм бывает полный и частичный. Вспомним хотя бы роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» и его главный персонаж. Помните его внешность?
Григорию Печорину было двадцать пять лет, но выглядел он в зависимости от обстоятельств то на два-три года младше, то на пять лет старше. У него  были густые вьющиеся белокурые кудри, которые «так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб». Несмотря на белокурый цвет волос, усы и брови Печорина были черные. Лицо было бледно, но свежо, а кожа имела некую женскую нежность. Нос Печорина был немного вздернут, а зубы были «ослепительной белизны».  То есть от альбиноса у него были волосы на голове да нежная кожа. Но он оказался на удивление крепкого телосложения и выносливым, потому хорошо переносил «все трудности кочевой жизни и перемены климатов». А может, не от альбиноса это, а по каким-то другим причинам?  Когда я был в Алма-Ате, меня очень удивляли молодые семьи, видимо, казахов. Родители черны, как смоль, а дети беловолосы. Но всё остальное – роговицы глаз, брови, ресницы, цвет кожи – как у родителей.

В Википедии много объяснений, почему появляются альбиносы и как это отражается на здоровье животных, птиц, растений и человека. Не буду в детали вдаваться, я ведь веду охоту на слова, а не на тех, кто обозначается тем или иным термином.

Очень часто, когда я работаю на компьютере над текстами, фоном звучит спокойная музыка. Одно время я слушал песни для детей из советских мультфильмов, слушал песни Майи Кристалинской, Юрия Гуляева, Олега Погудина, Олега Анофриева и других. Слушал классику, оперы Чайковского, оперетты Дунаевского… Да что перечислять. Всё равно что-то останется не названным. Несколько вечеров слушал концерты фортепьяно в оркестром, очень понравились, а потом случайно узнал, что на фортепьяно виртуозно играл 15-летний пианист Александр Малофеев. Прежде я ничего не слышал об этом музыканте. Слушал все концерты с его участием, которые всплывали на Ютубе. Именно слушал. А играл он с оркестром произведения и Сергея Рахманинова, и Римского–Корсакова, и Прокофьева, и Чайковского. А потом услышал короткое интервью, где он сравнивает себя с художником, а клавиши с красками, видимо, действительно, он воспринимает звуки как оттенки цвета. Вот тут я решил взглянуть на него – до этого только слушал -  обычный русоволосый мальчишка. Встретив на улице или в транспорте, никогда бы не подумал, что он виртуоз с уникальными способностями. У него очень лёгкие пальцы, если судить по качеству звучания мелодии на рояле.

А потом я вдруг почувствовал, что манера игры сменилась. Та же лёгкость, но что-то по–другому. Оказалось, что за роялем шестилетний Елисей Мысин, тоже светловолосый мальчик, тоже малолетний виртуоз. Он не только играет по-иному, у него и цвет волос не такой.  А когда через три года я снова увидел Александра Малофеев, я понял, что он и есть самый настоящий альбинос, а значит, ему сложнее, поскольку природа не наградила его отменной выносливостью. Выносливость компенсируется системой тренировок и желанием много работать.

В Википедии  об Александре Малофееве обширная статья. Отмечу только некоторые моменты. Родился 21 октября 2001 года в Москве, отец инженер, мать врач. У Александра старшая сестра Дарья родилась в 1995 году, а  младший  брат  Андрей родился в  2005 году. Музыкой начал заниматься в пять с половиной лет. С раннего возраста проявлял незаурядные способности. В пять лет потянулся к пианино, в 6 — 7 лет начал интересоваться музыкой Чайковского,  Шостаковича,  Малера,  Прокофьева, пытаясь подбирать темы их произведений.  В 2014 году Малофеев с отличием окончил Детскую музыкальную школу. А дальше – напряженная концертная деятельность, репетиции, переезды и снова репетиции. И естественно, награды и аплодисменты.

Юный российский пианист -  обладатель I премии и Золотой медали VIII Международного юношеского конкурса им. П. И. Чайковского (2014), обладатель Гран-при I Международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Competition (2016), обладатель Гран-при и лауреат первых премий на ряде международных музыкальных фестивалей и конкурсов в России, Австрии, Сербии, Казахстане, Испании. Внушительный список. Я рад, что при охоте за словом познакомился с игрой и судьбой такого яркого музыканта с белыми волосами и белыми ресницами.

Валерий Гергиев охарактеризовал юного музыканта: «Александр Малофеев — это очень серьёзный музыкант. Я бы хотел, чтобы его будущее складывалось так же серьёзно, как серьёзно внёс он себя в нашу бурную и очень динамичную музыкальную жизнь. Здесь в Петербурге много чего происходит, и даже хороших артистов можно не заметить, но он запомнился сразу…»


Рецензии